Глава первая | 79 |
Глава вторая | 79 |
Глава третья | 81 |
Глава четвертая | 82 |
Глава пятая | 83 |
Глава шестая | 84 |
Глава седьмая | 85 |
Глава восьмая | 86 |
Глава девятая | 87 |
Глава десятая | 87 |
Глава одиннадцатая | 88 |
Глава двенадцатая | 89 |
Глава тринадцатая | 90 |
Глава четырнадцатая | 91 |
Глава пятнадцатая | 91 |
Глава шестнадцатая | 91 |
Полный текст |
По жанру он [рассказ «Дух госпожи Жанлис. Спиритический случай»] принадлежит к святочной серии Лескова, по композиции – к числу его динамичных коротких новелл (а не рыхлых повестей), по литературной ориентации – к открыто интертекстуальным этюдам и литературным анекдотам, по типу сюжета — к фарсовым посрамлениям антигероя, по стилистической манере – к «авторским» полудокументам-полувымыслам, по мотивному репертуару – одновременно к упражнениям на словесные темы и к шокирующим демонстрациям «голой правды».
<...>
Рассказ поражает шикарным разбросом материала: в повествование вовлекаются святки и спиритизм, злободневность и прошлые века, Россия и заграница, французы и англичанин, феминизм и женоненавистничество, педагогика и литература, цитаты из Пушкина, Крылова, Гейне и других авторов и собственное лесковское творчество. Каков же тематический стержень этого разнообразия?
Прежде всего, конечно, не святочность и не спиритизм, щедро выставленные напоказ. К рождественской неделе рассказ был приурочен лишь при включении в сборник святочных рассказов 1886 года. Не всерьез назван он в подзаголовке и спиритическим, хотя о спиритизме Лесков писал, в основном негативно. Как святочное гадание, так и спиритические опыты лукаво подменены в ДГЖ гаданием по любимой книге. «Женская» тема, хорошо согласованная с образом главной героини и провокационным бесстыдством кульминации, тоже лишь маскирует суть рассказа.
На уровне авторских инвариантов центральным нервом повествования является, конечно, провал догматического упрямства героини, принадлежащей к богатой лесковской галерее «последователей» тех или иных авторитетов. Посрамление упрямца, требующего, чтобы окружающие и сама жизнь подчинились его доктринерским воззрениям — религиозным, идеологическим, моральным или эстетическим, — излюбленный сюжет Лескова.
Что касается локальной темы — того особого угла зрения, под которым общелесковский инвариант подается в данном случае, — то ею естественно считать мотив, наиболее настойчиво варьируемый в тексте: проблематику «чтения, образования, литературного воспитания».
<...>
Естественным сомещением инвариантной темы с локальной служит готовый мотив «мать следит за благопристойностью читаемого дочерью».
— А. К. Жолковский. Маленький метатекстуальный шедевр Лескова (2008)