Н. С. Лесков

Дух госпожи Жанлис
Спиритический случай

1881

Оглавление

Глава первая 79
Глава вторая 79
Глава третья 81
Глава четвертая 82
Глава пятая 83
Глава шестая 84
Глава седьмая 85
Глава восьмая 86
Глава девятая 87
Глава десятая 87
Глава одиннадцатая 88
Глава двенадцатая 89
Глава тринадцатая 90
Глава четырнадцатая 91
Глава пятнадцатая 91
Глава шестнадцатая 91

Полный текст

О произведении

По жанру он [рассказ «Дух госпожи Жанлис. Спиритический случай»] принадлежит к святочной серии Лескова, по композиции – к числу его динамичных коротких новелл (а не рыхлых повестей), по литературной ориентации – к открыто интертекстуальным этюдам и литературным анекдотам, по типу сюжета — к фарсовым посрамлениям антигероя, по стилистической манере – к «авторским» полудокументам-полувымыслам, по мотивному репертуару – одновременно к упражнениям на словесные темы и к шокирующим демонстрациям «голой правды».

<...>

Рассказ поражает шикарным разбросом материала: в повествование вовлекаются святки и спиритизм, злободневность и прошлые века, Россия и заграница, французы и англичанин, феминизм и женоненавистничество, педагогика и литература, цитаты из Пушкина, Крылова, Гейне и других авторов и собственное лесковское творчество. Каков же тематический стержень этого разнообразия?

Прежде всего, конечно, не святочность и не спиритизм, щедро выставленные напоказ. К рождественской неделе рассказ был приурочен лишь при включении в сборник святочных рассказов 1886 года. Не всерьез назван он в подзаголовке и спиритическим, хотя о спиритизме Лесков писал, в основном негативно. Как святочное гадание, так и спиритические опыты лукаво подменены в ДГЖ гаданием по любимой книге. «Женская» тема, хорошо согласованная с образом главной героини и провокационным бесстыдством кульминации, тоже лишь маскирует суть рассказа.

На уровне авторских инвариантов центральным нервом повествования является, конечно, провал догматического упрямства героини, принадлежащей к богатой лесковской галерее «последователей» тех или иных авторитетов. Посрамление упрямца, требующего, чтобы окружающие и сама жизнь подчинились его доктринерским воззрениям — религиозным, идеологическим, моральным или эстетическим, — излюбленный сюжет Лескова.

Что касается локальной темы — того особого угла зрения, под которым общелесковский инвариант подается в данном случае, — то ею естественно считать мотив, наиболее настойчиво варьируемый в тексте: проблематику «чтения, образования, литературного воспитания».

<...>

Естественным сомещением инвариантной темы с локальной служит готовый мотив «мать следит за благопристойностью читаемого дочерью».

— А. К. Жолковский. Маленький метатекстуальный шедевр Лескова (2008)


Н. С. Лесков. Дух госпожи Жанлис // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 7. С. 79–92.
© Электронная публикация — РВБ, 2007–2020. Версия 3.0 от 20 августа 2018 г.