Печатается по тексту «Газеты А. Гатцука», 1883, № 39, стр.798—803; № 40, стр. 815—818; № 41, стр. 830—834; № 42, стр. 844—847.
Подчеркнутая подзаголовком «апокрифичность» рассказа подтверждается и его содержанием. Образ молодого Гоголя-гимназиста явно создан по ассоциациям с позднейшими мистическими
623настроениями писателя. Правдиво звучат в рассказе склонность молодого Гоголя к мистификации, замечательная его способность угадывать существо характера встречного человека. Однако связываемая с этой мистификацией мистическая прозорливость будущего писателя, пророческие его способности предугадать грядущую судьбу человека — все это привнесено в реальную основу «апокрифического рассказа» писателем, знавшим уже «Переписку с друзьями», читавшим «Записки о жизни Гоголя» Николая М. (П. А. Кулиша, первого биографа Гоголя).
Стр. 45. Напечатанные... письма Н. В. Гоголя... — Имеется в виду публикация С. Пономарева «Письма Гоголя к В. В. Тарновскому» — «Киевская старина», 1883, № 3, стр. 623—629.
Гудовский, Иван Васильевич — учитель рисования, окончил Академию художеств в 1849 году, знакомый Лескова и Шевченко. Лесков о нем упоминает неоднократно, например в «Печерских антиках», главы 15, 16 и др.
...со слов другого своего земляка... — Семейство Чернышей, потомков известного в свое время генерального судьи Ивана Черныша, имело широкие знакомства среди помещиков Полтавской губернии. Сестра Гоголя Анна Васильевна, рассказывая Г. П. Данилевскому об окружении молодого Гоголя, отметила: «В деревне Толстое, в шести верстах от нас, жили Черныши, которых брат любил» («Гоголь в воспоминаниях современников», М., 1952, стр. 462). Василий Иванович Черныш был отчимом А. С. Данилевского, одного из ближайших школьных товарищей и друзей Гоголя. Можно полагать, что именно Данилевский является тем товарищем и спутником будущего писателя, которого Лесков «для удобства в изложении» называет в своем рассказе Чернышом.
Стр. 46. В бытность Гоголя студентом Нежинского лицея... — Н. В. Гоголь учился в нежинской Гимназии высших наук с 1821 по 1828 год.
Стр. 47. ...повесть о том, «как в Туле надули малороссийского паныча». — По-видимому, имеется в виду повесть Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Пан Халявский», в одной из глав которой старосветский украинский «паныч» попадает в Туле на постоялый двор, обольщается ловким хозяином, простодушно все время удивляясь гостеприимству незнакомого ему человека, и под конец приходит в изумление от поданного громадного счета, который пришлось оплатить. Необходимо, впрочем, заметить, что повесть Квитки появилась в свет только в 1839—1840 годах, так что товарищ Гоголя в середине
62420-х годов явно не мог быть с нею знаком. Это привнесено в рассказ уже Лесковым.
Стр. 50. Закхей — в евангелии начальник мытарей (сборщиков податей) в городе Иерихоне, впоследствии уверовавший в Христа и ставший одним из апостолов.
А кто их, бидаков, закрипостив? — Екатерина II закрепостила крестьянство на Украине 3 мая 1783 года.
Стр. 53. Брада Аарония. — В библии Аарон — один из первосвященников.
...по красной касандрийской рубахе... — Касандрейка (испорченное александрейка) — красная в полоску хлопчатобумажная ткань на рубахи.
Гостомысл — полулегендарный новгородский посадник IX века.
Стр. 54. ...Ивану Андр<еевичу> Крылову некогда понравилась «добрая» фамилия купца Блинова... — один из очень распространенных анекдотов о И. А. Крылове.
Стр. 55. ...«куряне ведомые-то кмети»... — неточная цитата из «Слова о полку Игореве»:. «А мои ти Куряни свьдоми къмети», то есть: «А мои ведь куряне — известные воины».
...Ярославну оберегали... — то есть жену князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве».
Стр. 60. Тацит, Корнелий (ок. 55 — ок. 120) — римский историк.
Лабрюйер, Жан (1639—1696) — французский писатель.
Стр. 68. В России о нем тужили только люди, умевшие понимать его литературное значение... — Противопоставление общенародной скорби о Гоголе на Украине скорби небольшого круга любителей и ценителей литературы в России неверно. Также неверно замечание о том, что «имя Белинского почти все произносили с раздражением»; сразу же после смерти Гоголя обнаружилась идейная «борьба вокруг творческого его наследия, борьба, разворачивавшаяся не по территориальным, а по классово-идеологическим координатам. В этой борьбе коренной москвич Погодин всячески поносил имя Белинского, между тем как прогрессивная студенческая молодежь Киева и Харькова размножала списки его зальцбруннского письма. «Минуты действительно глубокой национальной скорби» после смерти Гоголя ощущались одинаково сильно, болезненно и остро как в России, так и на Украине.
Стр. 69. ...«собака, кошка, мышь жива, а нет Корделии?» — цитата из «Короля Лира» (д. V, явл. 3).
...«нет великого Патрокла — жив презрительный Терсит» — цитата из баллады Шиллера «Торжество победителей» (в переводе В. А. Жуковского).
625