Печатается по автографу (ИРЛИ). Публикуется впервые.
Письмо вызвано появлением в «Русском обозрении» (1892, №10) статьи Г. П. Георгиевского (1866—1938) «Апокрифическое сказание», или литературная фальсификация», посвященной разбору легенды Лескова «Невинный Пруденций» («Родина», 1891, №№ 1—6, и отдельно: М., 1892). Сопоставляя лесковскую легенду с соответствующей легендой Патерика, Георгиевский констатировал, что Лесков передал последнюю «неверно», «придав рассказу
769свою собственную тенденцию и отбросив из него все, что говорит или напоминает о церкви и ее исконных установлениях и порядках». В результате, продолжает Георгиевский, «слово от Патерика из благочестивого и строго церковного «слова» превратилось в тенденциозный набор пустых фраз грубого материализма».
...не красноносого... — то есть не Александра Ивановича Георгиевского (1830—1911), председателя ученого комитета министерства народного просвещения, многолетнего недоброжелателя Лескова.
...прилагаю Вам при этом подлинное письмо большого художника... — Письмо Гончарова к Лескову по поводу «Невинного Пруденция» не сохранилось.