Переулками, переходами
Мы бродили с друзьями по-двое.
Говорили о всякой всячине,
Все на свете переиначивали.
Тосковали о жизни праведной,
Толковали о Блоке, Нарбуте.
Рассуждали вокруг да около,
Темнота размышленьям способствовала.
А потом дорогами разными
Разошлись, разбрелись, растолкались мы,
Разошлись, расщепились на атомы,
А тогда-то, тогда-то, тогда-то мы
Мы счастливыми были, умными,
Наша жизнь прошла переулками.
Поди сюда, поди сюда, смутьян!
Я не кусаюсь, а глаза в растрате.
Австриец, младочех и басурман
Передо мной сошлись в одном дитяте;
Перед тобой отживший интриган
На солнце дрогнет в ваточном халате.
Я призрак дел, ты испаренье книг,
Но все ж немецкий общий наш язык.
Идеалист, послушай лицемера:
Ты все в Европе проклял наперед
Но это старомоднее Вольтера!
Ты пробуждаешь к жизни свой народ
Опять ветхозаветная химера!
Потом народ пускаешь в оборот,
Дуришь его дурманом мессианства
И топишь в гуртовом котле славянства.
А что славянство? Далеко зашло?
В холодную, на царские полати.
Меж тем у нас привольно и тепло:
Когда страна заплата на заплате,
Мундир не душит, и, срывая зло,
На братьев-немцев можно срать в Рейхсрате.
Ну, как же тут не подрывать основ?
Прости, я для тебя не слишком нов?
Теперь, шаблоны школьные отбросив,
Взгляни на мир со всех шести сторон:
О диво! Недалекий Франц-Иосиф
Куда мудрей, чем сам Наполеон
В полях сраженья не багрят колосьев,
Дунай гудит под Брамсов камертон,
Избытком чувств клокочет оперетта...
Да, трудно жить в спокойный век расцвета.
Вооружись подзорною трубой
И вот Европы скифская изнанка:
На Вацлавском мосту ко мне спиной
Среди сокольских спин твой ментор Ганка
В обвислой шляпе, с чинною удой
И рядом, как у всех, ведро и банка,
Хотя он ловит души, а не рыб,
И ветер нам доносит жаркий хрип:
«...порукой древний Краледвор. Не много ль
Мы Габсбургов терпели произвол?
Пусть разум в сущем обнаружит Гегель!
И что за имя истинный козел.
Другое дело полнозвучный Гоголь!
Он вывел русский паровой котел,
Он сочинил чугунную дорогу.
Кто храбрый гей в Россию на подмогу!»
Верь, верь ему, фантазии купай
В разлитии национальной скверны.
На скверну ты ответишь: «Маха, Май».
Но слов красоты краю соразмерны
Дашь маху, коли хватишь через край.
Зачем отец твой, урожденный Черны,
Славянский, как и ты, провинциал,
Стал Шварцем и Европой забряцал?
Затем, что мать истории Европа
Столица чести, чувства и ума.
В дерме ж ее гнездится род микроба
Спасительная русская чума.
Спасители не крышей, крышкой гроба
Покроют возводимые дома
И вместе с нами в них умрут. Ответствуй:
Того ли для тебя хотел отец твой?
Герр Шварц! Он был достоинства пример.
А ты схватился за бродяжий посох.
Ну, что же, каждый врет на свой манер;
Но я, старик из кресла на колесах,
Скажу: Москва бранится словом «херр»,
Затем что у скуластых и раскосых
Достоинство не ставится ни в грош...
Ступай! Еще в герои попадешь.
Октава 1. Но все ж немецкий общий наш язык Боборыкин в мемуарах описывает панславистский съезд в Чехии, где делегаты изъяснялись между собой на общеславянском, т.е. немецком языке.
Окт. 3. Когда страна заплата на заплате Австро-Венгрию называли лоскутной империей.
Окт. 5. Среди сокольских спин твой ментор Ганка «Сокол» гимнастическая и национальная организация в Чехии, основана в 1863 г. Вацлав Ганка чешский русофил.
Окт. 6. порукой древний Краледвор «Краледворская рукопись» фальсификация Ганки, выдававшего ее за памятник древнечешской словесности.
Он (Гоголь. А.С.) вывел русский паровой котел, он сочинил чугунную дорогу «В обожании сына Мария Ивановна (мать Гоголя А.С.) доходила до Геркулесовых столбов, приписывая ему все новейшие изобретения (пароходы, железные дороги)...» (Данилевский).
Окт. 7. На скверну ты ответишь: «Маха, Май» см. ниже.
В Россию путь на русском колесе.
Сокольский хор отгрохал «Гей, славяне»,
Момент и в приграничной полосе
Богемской сталью кованые сани
Кресалят по рокадному шоссе,
И с гор бегут гуцульские крестьяне,
Чтоб искру драгоценную в горсти
Домой, до черной печки донести.
Во время оно кельты, карпы, даки
Здесь разжигали жизнь, и ей в ответ
Вопили жертвы, плакали собаки;
Но постепенно все свелось на нет.
Идет гуцул. Душа его во мраке
От перебытых зря двух тысяч лет.
Он шляпу снимет, с добрым днем поздравит
И добрый день до вечера отравит.
Сыреет в яме Лемберг, он же Львов,
От жалоб украинских самостиев:
Шинки рыдают о правах батьков
Их, только их первоначальный Киев,
А москали пошли от комяков
И превратились в новый бич батыев.
И тем страшней, что для царя хохол
Иуда Гоголь порох изобрел.
А по кофейням толк уже немецкий:
«В Санкт-Петерс Бурге силу взял масон,
Католик и поляк Мартын Пилецкий
(Распутный педель, что когда-то вон
Был выгнан из Лицея силой детской),
И двор славянством польским полонен,
И православью смерть в борьбе религий».
Герой решил проведать Ставропигий.
Се был Москвы передовой собор,
В австрийстем Риме община монасей.
К чужим дозор, а от чужих забор,
За коим сонм ученых ипостасей.
Там в русской филологии запор
Усердный тайнописец Копростасий
Навеки вызвал, «Слово о полку»
По вдохновенью взявши с потолку.
Ключарь открыл герою, что Украйна
Окраина Руси. Другой монах
Хотел сказать про Киев, но нечаянно
Соврал, что был у Гоголя в гостях.
А бывший царскосел видал случайно,
Как Пушкин ангелок о двух крылах
В Пилецкого стреляет из рогатки.
С монасей дале были взятки гладки.
Из польской Праги прибыл скороход,
И братия, решась, Отца и Сына
Упорно молит ночи напролет,
Чтоб, не дождав до торжества Мартына,
Полупаны, студенты, прочий сброд
Восстали ибо клин взыскует клина:
Да разрешит державный мордобой
Старинный спор славян между собой.
Бог свят. Закрыты русские границы.
Во тьме варить историю спорей,
И над душой не виснут очевидцы
С причудливым чутьем нетопырей.
Пилецкий клином выбит из столицы
Ему Березов, каша и Борей.
Пока шалят варшавские смутьяны*,
В Россию путь ведет через Балканы.
*Вариант: Пока рычат варшавские полканы.
Момент и в русском воинстве герой.
Я'ицкий есаул калмык Черняев
Стоит за брата сербского горой:
То щиплет оттоманских попугаев,
То ищет под дубовою корой
Добро упрямых, как дубы, хозяев.
Узрев российства с азиатством связь,
Союзников домой спровадил князь.
Вот Чичиков досматривает сани.
По щиколотку потонув во мху,
Хор трубачей выводит «Гей, славяне».
Пустырь. Кусты. Поодаль на ольху
Пейзанин в монополечном тумане
Наносит милый вензель «Ха» и «У».
Знакомый мир за полосатой гранью.
Герой, прими награду за старанья.
Окт. 1. В Россию путь на русском колесе «В России большую часть года полозья заменяют колесо» (де Кюстин).
Сокольский хор отгрохал «Гей, славяне» имеется в виду панславянская песня (муз. Огинского), впоследствии государственный гимн Югославии.
Окт. 2. Он шляпу снимет, с добрым днем поздравит и добрый день до вечера отравит «Самый вид гуцула надолго поселяет уныние» (Адам Олеарий).
Окт. 3. Шинки рыдают о правах батьков ср. укр. «шинки» с рус. «сынки».
Иуда Гоголь Гоголя звали Николай Васильевич.
Окт. 4. Масон... Мартын Пилецкий (распутный педель, что когда-то вон был выгнан из Лицея силой детской) действительный факт. См. роман Писемского «Масоны».
Двор славянством польским полонен, и православью смерть в борьбе религий такая возможность имела место в начале XIX в.
Герой решил проведать Ставропигий Ставропигийский институт старейшее православное научное учреждение; служил русским интересам в Австро-Венгрии.
Окт. 5. В австрийстем Риме община монасей католическая Священная Римская империя германской нации распалась во время наполеоновских войн.
Усердный тайнописец Копростасий копростаз (греч.) запор.
Окт. 7. Из польской Праги прибыл скороход польская Прага предместье Варшавы.
Чтоб, не дождав до торжества Мартына, полупаны, студенты, прочий сброд восстали «Поляки сами всегда губили свои шансы на независимость и даже господство над Россией» (Ключевский).
Ему Березов, каша и Борей Березов место ссылки в XVIII в. См. картину Сурикова «Меншиков в Березове».
Окт. 9. Яицкий есаул калмык Черняев Не все догадываются, что «яицкий» происходит от р. Яик (ныне Урал).
Окт. 10. Пейзанин в монополечном тумане Винная монополия была введена в 1896 г.
Россия для приезжего орех,
Который надо разгрызать зубами,
Экзаменуясь под зевотный смех
На роль в еще не сочиненной драме
С негаданной развязкой. Юный чех,
Как чацкий мотылек, летел на пламя
И сам подставил шею под удар,
Порхнувши с парохода на пожар.
Апраксин двор горел стоймя, как свечка.
Спекались кожи, фыркали меха,
Искрило сало и стреляла гречка.
У красного родного петуха
Народ локтями добывал местечко
Поближе к пре, подальше от греха.
Купечество учло небес немилость
И воевать стихию не стремилось.
Герой с разбегу взял барьер толпы,
Нырнул в бурун крошащегося крова
И вынес штуку ситца, куль крупы
И дикого с похмелья домового,
Но не разгрыз расейской скорлупы
И был предъявлен в качестве улова,
Когда пожарный заспанный обоз
На поджигателей повысил спрос.
Всегда фекаловатый Чернышевский
Петролеем и серой вдруг запах;
Он выскочил на освещенный Невский
В покрытых свежей копотью очках;
Ему навстречу мчался Достоевский;
Городовой был рядом, в двух шагах,
Но по гнилой интеллигентской складке
Писатель не донес и слег в припадке.
А встав, он поднял виденное зло
До эсхатологического чина:
Отечество нам Царское Село,
А Верховенским адская машина:
Безумцы бредят, что в аду тепло,
Что бытие колеса и пружина,
Что надо рвать Россию как запал,
Чтоб мир взорвался и в тепло попал.
Москва гудела, запирая крепость:
За Бологим чадит чухонский хлев!
Неправый левый видел в нас нелепость,
Но если правый прав, то левый лев,
И днесь являет зверскую свирепость,
Как здесь являют мудрый древний гнев:
Мы, москвичи, пошли от Хомякова
И нам с Европой спорить ох не ново.
А в Питере мундирный воротник
Героя притеснял в казенном доме:
Тебя из чешской Праги Матерник
Прислал погнить в холодной на соломе?
Ты бунтовщик, ей-богу, бунтовщик
И живо загремишь к царю Ереме.
Нам твой дружок Поганка не указ:
Ни херр отсюда ни хера не спас.
Орех раскрылся дружбой часового:
Ну, что ты, что ты, это, брат, того,
Того, а не чего-нибудь иного
Оно ведь, право слово, ничего,
Тем более, что ничего такого
И, стало быть, сойдет безо всего.
Вот так-то лучше. Ладно, не печалься,
Рассудит Карла Карлыч. Он начальство.
Вы взяли имя Черный? Это жаль.
Верните Шварц. В России хватит черный.
Вы как герой с балканская медаль
Найдет занятий чистый и просторный
Учить московский барышня рояль.
Российский человек слуга покорный,
Хороший человек. Вы заживет,
И ни назад не надо, ни вперед.
Окт. 1. Порхнувши с парохода на пожар пароходом первоначально называли паровоз. См. «Попутную песню» (муз. Глинки, слова Кукольника).
Окт. 2. Поближе к пре, подальше от греха Пре дат. от «пря».
Окт. 4. Всегда фекаловатый Чернышевский Из дневника Чернышевского от 16 дек. 1848 г.: «...в баню за 7 к. сер., много народу было, однако, ничего, вымылся, кажется, хорошо. Пошел, собственно потому, что на подбородке стала от грязи дрань, руки слишком загрязнены от кисти до локтя, и дело свое в нужнике слишком делал грязно и неловко, так что все должен был чесать».
Но по гнилой интеллигентской складке писатель не донес «Представьте себе, говорил он (Достоевский А.С.), что мы с вами стоим у окон магазина Дациаро и смотрим картины. Около нас стоит человек, который притворяется, что смотрит. Он чего-то ждет и все оглядывается. Вдруг поспешно подходит к нему другой человек и говорит: «Сейчас Зимний дворец будет взорван. Я завел машину». Мы это слышим. Представьте себе, что мы это слышим, что люди эти так возбуждены, что не соразмеряют обстоятельств и своего голоса. Как бы мы с вами поступили? Пошли бы мы в Зимний дворец предупредить о взрыве или обратились бы к полиции, к городовому, чтоб он арестовал этих людей? Вы пошли бы? Нет, не пошел бы. И я бы не пошел. Почему? Ведь это ужас. Это преступление. Мы, может быть, могли бы предупредить. Я вот об этом думал до вашего прихода, набивая папиросы. Я перебрал все причины, которые заставляли бы меня это сделать. Причины основательные, солидные, и затем обдумал причины, которые не позволили бы это сделать. Это причины прямо ничтожные. Просто боязнь прослыть доносчиком». (Суворин, «Дневник»).
Сто лет Россия киснет без реформ
И колупает старые болячки.
Страну спустили на подножный корм,
И я, дошкольник, озверев от жвачки,
Алкая цельных красок, чистых форм,
Вязался с бабкой в гости, ждал подачки
И с нищих брал свой нищенский оброк
Открытку, марку, царский пятачок.
Однажды нас окликнули: Ирина
Никитична, зашли бы! Это внук?
...Под белым полотенцем пианино,
На нем Бетховен, Моцарт, Гендель, Глюк,
На полочках фарфор, фаянс и глина,
По стенам Беклин, Рафаэль и Штук
В багете под стеклом. С голодным жаром
Я прилепился к дивным обжедарам.
Седой хозяин был заметно рад:
Мой друг, я вижу, ты прекрасным занят.
Ты видишь то, чем славился Закат:
Пока хватает глаз гляди на Запад,
Пока хватает сил иди назад
Иначе можно обезуметь за год...
Ты любишь ли стихи? Сильней всего?
Вот чешский Пушкин, гений, божество.
Он прожил двадцать три или четыре,
Но Махе поклонился весь народ:
О Данте, о Гомере и Шекспире
Чех слышал слух и видел перевод.
Да что такое русский Пушкин в мире,
Сам Бог отсюда вряд ли разберет.
Вселенские проистекали души
Лишь из вселенских языков. Но слушай:
«Был поздний вечер, првни (первый) май,
Вечерни май, был ласки (ласки) час,
Знал благовоньем вдаль боровы гай,
Звал к ласки грам грдлички (птички) глас...»
Как музыка. Но нет, не понимай,
Что это слышит кто-то, кроме нас:
Наш чешский слишком избранный сосуд.
Учи немецкий все тебя поймут.
Ах немцы! Я взрывался, как шутиха,
И проповедал ложный идеал,
За что имел отслушать Меттерниха
О как он врал, какую правду врал...
И здесь у вас, когда изведал лиха,
Мне русский немец в руку подыграл.
Ах если бы философ нами правил,
То русским немцам памятник поставил!
Без немцев, господа, не вглубь, а вширь
Растет когда-то славное славянство,
Историю свою ведет в Сибирь,
И географии дает дворянство.
Без них кругом китайский монастырь,
И если где-то шум, то, верно, пьянство,
А если книга, то словесный сор,
Как «Слово о полку» и «Краледвор».
Так что меня к России повернуло?
Я услыхал, что Запад западня
И убежал от участи гуцула.
О как меня звала назад родня!
Но тут болото мигом затянуло,
И силы вдруг оставили меня...
Друзья, прошу прощенья за ворчанье;
Примите этот снимок на прощанье.
Прямой старик на жактовском дворе
При галстуке, с лопатой, возле тачки;
Покатый лоб в косматом серебре,
Усы на взлете никакой потачки,
Напоминатель о былой поре
Живой и бодрый в центре общей спячки;
А ближе клумба, кажется, в цвету
И рамка, подводящая черту.
Меттерних, Клеменс (17731859) князь, австрийский канцлер.
Шварц, Александр Александрович (18521940?) чех-музыкант, бабушкин знакомый и сосед.
Франц-Иосиф (18301916) император Австро-Венгрии.
Ганка, Вацлав (17911861) чешский филолог, публицист и фальсификатор древностей.
Гоголь, Николай Васильевич (18091852) русский писатель.
Маха, Карел Гинек (18101836) чешский поэт.
Пилецкий, Мартын Степанович (17801859) воспитатель Царскосельского лицея, масон.
Польские восстания имели место в 18301831 и 18631864.
Черняев, Михаил Григорьевич (18281898) русский генерал. Русское вмешательство в Сербии имело место накануне Русско-турецкой войны 18771878.
Апраксин двор горел в 1862.
Чернышевский, Николай Гаврилович (18281883) русский литератор.
Достоевский, Федор Михайлович (18211881) русский писатель.
Хомяков, Алексей Степанович (18041860) славянофил.
Ирина Никитична (1877?1951) моя бабушка.
НОТА БЕНЕ: Автор разделяет не все взгляды, высказанные героями поэмы. А.С.
Назад | Вперед |
Содержание | Комментарии |
Алфавитный указатель авторов | Хронологический указатель авторов |