А. С. Пушкин

Повести покойного Ивана Петровича Белкина

1830

Оглавление

От издателя 45
Выстрел 50
Метель 63
Гробовщик 77
Станционный смотритель 86
Барышня-крестьянка 89

О произведении

Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» написан А. С. Пушкиным в Болдинскую осень 1830 г., издан отдельной книгой в 1831 г. Состоит из предисловия от издателя и пяти повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».

Отзывы критиков

Белкин пушкинский есть простой здравый толк и простое здравое чувство, кроткое и смиренное, — толк, вопиющий против всякой блестящей фальши, чувство, восстающее законно на злоупотребления нами нашей широкой способности понимать и чувствовать.

— А. А. Григорьев. Граф Л. Толстой и его сочинения (1862)

Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение.

Изучение это чем важно? Область поэзии бесконечна, как жизнь; но все предметы поэзии предвечно распределены по известной иерархии и смешение низших с высшими, или принятие низшего за высший есть один из главных камней преткновения. У великих поэтов, у Пушкина, эта гармоническая правильность распределения предметов доведена до совершенства. Я знаю, что анализировать этого нельзя, но это чувствуется и усваивается.

Л. Н. Толстой — П. Д. Голохвастову, 7 апреля 1873 г., Ясная Поляна

Сохранился интересный рассказ о разговоре поэта с одним его знакомым — П. И. Миллером. На вопрос Миллера: «Кто этот Белкин?» — Пушкин отвечал: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно» («Русский архив», 1902, кн. III, стр. 234). <...>

В «Повестях Белкина» рельефно выявились все особенности поэтики и стилистики пушкинской художественной прозы. Пушкин выступает в них как превосходный новеллист, которому равно доступны и трогательная повесть, и острая по сюжету и перипетиям новелла, и реалистический очерк нравов и быта. Художественные требования к прозе, которые были формулированы Пушкиным в начале 20-х гг., он реализует теперь в своей собственной творческой практике. Ничего ненужного, одно необходимое в повествовании, точность в определениях, лаконичность и сжатость слога..

— С. М. Петров. Художественная проза Пушкина (1960)

«Повести Белкина» внесли в русскую литературу разнообразные типы «ничтожных героев» — простых людей, судьбы которых складываются не по традиционным литературным схемам, а так, как складывается сама жизнь с ее неожиданными поворотами, заключается их громадное, не только литературное, но и историческое значение.

— Н. В. Измайлов. «Медный всадник» А. С. Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения (1978)

Псевдоним Иван Петрович Белкин — никого не обманывающий литературный приём. Дебют Пушкина в прозе — смотр возможностей русской прозы вообще и их развитие, от сентиментальной развязки «Метели» до пародии на готические ужасы в «Гробовщике», от лёгкой интриги «Барышни-крестьянки» до трагедии простого и всеми оставленного человека в «Станционном смотрителе». Из сюжетов повестей Белкина (о которых Лев Толстой отозвался: «Повести Пушкина голы как-то») выросли многие важнейшие мифологемы классической русской литературы: «Станционный смотритель» начинает генеалогию «маленьких людей», а «Выстрел» отзовётся не только в литературных дуэлях, но и в дуэлях литераторов.

Пушкин. Реализм и интроспекция // Полка


© Электронная публикация — РВБ, 2000—2024. Версия 6.0 от 1 декабря 2019 г.