Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Обнаружен блокировщик рекламы, препятствующий полной загрузке страницы. 

Реклама — наш единственный источник дохода. Без нее поддержка и развитие сайта невозможны. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или отключите его. 

 

×


Анафема, или Торжество православия, совершаемое ежегодно в первый
воскресный день великого поста. (Три письма к другу.) Составил
А. А. Быстротоков. СПб. 1863.
(Стр. 341)

«Совр.», 1863, № 3, отд. II, стр. 128—130.

Сатирический и атеистический яд этой рецензии заключается в простом изложении двенадцати канонических пунктов православной церкви, относящихся к анафематствованию, то есть к «отлучению от церкви и преданию вечному проклятию» еретиков и грешников. Приводя просторечно-бытовые значения слова «анафема» (ругательство «скверная рожа» и др.) и такие же представления о причинах анафематствования (за то, что «ездят в экипажах с дышлами»), Салтыков издевательски «снижает» грозное догматическое значение этой формулы церковного устрашения и возмездия.

640

Стр. 341. Ефимоны — вечерняя служба православной церкви в великий пост.

Сборное воскресение — первое воскресенье великого поста в календаре православной церкви; называлось так потому, что в Древней Руси в этот день духовенство собиралось к епископу и совещалось с ним о церковных делах.

Стр. 342. Один из самых лютейших иконоборцев... император Феофил... — Византийский император Феофил в 832 г. выпустил указ, которым запрещалось почитание икон.


Макашин С.А. Комментарии: М.Е. Салтыков-Щедрин. Рецензии 1863—1864 гг. «Анафема, или Торжество православия...» А. Быстротокова // М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1966. Т. 5. С. 640—641.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2019. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.