XVII. КРЕПОСТНАЯ МАССА.
XVIII. АННУШКА.
XIX. МАВРУША-НОВОТОРКА.
XX. ВАНЬКА-КАИН
(Стр. 251—289)

Впервые — ВЕ, 1888, № 11, с. 5—45. Написано в июле 1888 года. Сохранились черновые рукописи всех четырех глав (№№ 258—261). Глава XVII сначала имела заглавие «Рабы», зачеркнутое автором.

«Я начал серию портретов «рабов», но так устал, что вынужден покуда оставить работу. Выходит холодно». Так писал Салтыков M. M. Стасюлевичу о только что законченной им первой половине «серии» (17. VII. 88). Однако из предыдущих писем видно нечто другое. Портреты «рабов» Салтыков писал в состоянии подъема, «горения» творческих сил, а не «холода» их упадка. «Хотя Н. И. Соколов1 и запретил мне писать <...>, но такой уж нашел на пеня стих, что никак воздержаться не мог...» — сообщал Салтыков тому же M. M. Стасюлевичу (19. VI. 88). И о том же Н. А. Белоголовому: «В последнее время я довольно много работал <...>. Соколов, правда, убеждал меня не работать <...>, но какая же возможность удержаться, когда позывает к работе?..» (14. VII. 88). Оценка «выходит холодно» указывает на характер и высоту требований, предъявлявшихся писателем к своей работе. Он хотел, чтобы создаваемые им трагические образы людей крепостной неволи заставили бы содрогнуться читателя. И он добился этого. Он так нарисовал «портреты» этой удивительной «серии», что они сразу же вошли в «галерею высокой классики» (А. Эртель)2, стали в русской литературе крупнейшим памятником всему «множеству несчастнейших людей <...>, раздавленных и испачканных» всем строем крепостной старины (Гл. Успенский)3.

Салтыков знал цену своим «рабам». Это видно из следующего диалога писателя с Л. Ф. Пантелеевым, вызванного появлением в печати очерков И. А. Гончарова «Слуги» (Н. В. Шелгунов назвал эти очерки «сатирой на лакеев»):

«— Читали Вы «Слуг» Гончарова?..

— Да.

— Что же о них думаете?

— Да как-то незначительно для Гончарова.

— Вот я ему покажу настоящих слуг старого времени».

В это время Мих. Евгр. писал «Пошехонскую старину»4.


1 Лечащий врач.

2 А. И. Эртель. Письмо к M. H. Чистякову от 5. X. 90 — Собр. M. M. Чистяковой. Не издано.

3 Гл. И. Успенский. Полн. собр. соч., т. 14. М., 1954, с, 308.

4 «Салтыков в воспоминаниях...», с. 189.

564

Сопоставление образов «рабов» с материалами семейного архива устанавливает ряд общих и частных соответствий их с реальными дворовыми людьми помещиков Салтыковых. Аннушка была крепостной одной из «тетенек-сестриц», а именно Марьи Васильевны Салтыковой. История Мавруши-новоторки восходит как к трагедии жены первого учителя Салтыкова Павла Соколова (см. выше, стр. 526), так и к судьбе, постигшей жену крепостного живописца Наума Филимонова, принадлежавшего другой тетеньке-сестрице. Она была вольноотпущенной, но, выйдя замуж за крепостного, должна была вновь закрепоститься. «Ванька-Каин» соответствует, по-видимому, упоминаемому в письмах Ольги Михайловны «Ваньке-цирульнику», обучавшемуся в Москве, а затем вытребованному в Спас-Угол (хотя об отдаче его в солдаты сведений не найдено). Однако Салтыков свободно тасует и перемещает сохранившиеся в его памяти воспоминания. Он подчиняет материал задачам художественной типологии, определяемым его общим пониманием бедствий и страданий людей крепостного ярма.

Стр. 252. Тягло — учетная трудовая единица крепостного труда — барщины и оброка.

Стр. 253. ...перевести крестьян с оброка на изделье — то есть перевести на барщину.

Стр. 256. Месячина — содержание помещиком дворовых людей продуктами питания, выдававшимися помесячно.

Стр. 265. ...когда вышел... указ, воспрещавший продавать крепостных людей иначе, как в составе целых семейств. — Указ 1833 г.

Стр. 270. У Троицы — в Троице-Сергиевской лавре.

Стр. 274. Прокураты — обманщики, плуты.

Стр. 281. Же-ву-фелисит — поздравляю (фр. je vous félicite).

Стр. 286. ...в канарейках... состоит... — в любовницах.


Макашин С.А. Комментарии: М.Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина. XVII. Крепостная масса // М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1975. Т. 17. С. 564—565.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2019. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.