Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 283, оп. 2, № 170, л. 3.
Впервые опубликовано: «Огонек», 1951, № 5, с. 23. Повторная публикация: ЛН, т. 67, с. 514.
1 Имеется в виду статья А. Скабичевского (Р. вед., 1885, № 33, 6 февраля) о книге М. С. Громеки «Последние произведения графа Л. Н. Толстого» (М., 1884). Статья Скабичевского посвящена оценке «Исповеди» Толстого, запрещенной в России, но обильно цитируемой Громекой.
2 Замечание Салтыкова относится к следующему высказыванию Толстого (цитируемый текст Толстого подчеркнут курсивом). Рассказывая историю «переворота» в своей жизни и верованиях, разрыва с кругом «богатых и ученых», Толстой писал: «Жизнь нашего круга богатых, ученых — не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, наука, искусства, — все это предстало мне как баловство».
3 Ирония Салтыкова вызвана признанием Толстого, который, не найдя удовлетворения в вере людей его круга, «стал сближаться с верующими из бедных, простых неученых людей, с странниками, монахами, раскольниками, мужиками». Салтыков знал, что среди последних Толстой подразумевал крестьянина Тверской губернии Сютаева, основателя секты «сютаевцев», фамилию которого он презрительно переиначил в Сюсляева.