Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 283, оп. 2, № 170, лл. 5—6.

Впервые опубликовано: «Огонек», 1951, № 5, с. 23—24. Повторная публикация: ЛН, т. 67, с. 514—515.

 

1 Письмо неизвестно. Очевидно, что, защищая главный тезис своей статьи о Громеке (см. письмо 1132): «...жизненность новой веры гр. Л. Н. Толстого заключается именно в том, что дело состоит здесь не в изменении каких-либо теоретических умозрений, а в стремлении изменить самое содержание жизни, весь ее склад», — Скабичевский сослался на пример «знаменской («слепцовской») коммуны», организованной В. А. Слепцовым. Салтыков в ней бывал.

2 Имеется в виду опыт Парижской коммуны 1871 года.

3 См. письмо 1140.

4 Салтыков имеет в виду тот способ, при помощи которого Фурье предполагал в будущем идеальном человеческом общежитии — «фаланстере» — осуществить свою идею «привлекательного труда» по отношению к грязным, неприятным работам. Фурье полагал, что такие работы добровольно возьмут на себя «когорты самоотверженных».

140

Баскаков В.Н., Макашин С.А. Комментарии. М.Е. Салтыков-Щедрин. Письма. 1134. А. М. Скабичевскому. 9 февраля 1885. Петербург // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1977. Т. 20. С. 140.
© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.