× «Неофициальная поэзия» v3.0: антология поэтического самиздата советской эпохи


ВОСПОМИНАНИЯ О БЕЛИНСКОМ

(с. 21)

ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА

Отрывок чернового автографа, не датированный, без подписи, со слов: «Белинский, как известно, не был поклонником» (с. 41) и кончая словами: «...а также и нескольких отрывков из его писем ко мне» (с. 51), 8 л. Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 75; описание см.: Mazon, p. 77; фотокопия — ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 336.

Беловой автограф, не датированный, без подписи, 32 л. Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 75; описание см.: Mazon, p. 78; фотокопия — ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 337.

Первое прибавление к «Воспоминаниям о Белинском». Черновой автограф. Начало текста, кончая словами: «... до некоторой степени пополняет и исправляет мои воззрения». Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 75; описание см.: Mazon, p. 77.

Первое прибавление к «Воспоминаниям о Белинском». Беловой автограф. Хранится в отделе рукописей ГИМ, ф. 440, № 1265.

Второе прибавлеиие к «Воспоминаниям о Белинском». Черновой автограф, содержащийся на л. 5 рукописи: «Письмо к редактору по поводу смерти гр. Толстого». Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 86; описание см.: Mazon, p. 83.

«Опечатки в статье „Воспоминания о Белинском“». Беловой автограф. Хранится в отделе рукописей ГИМ, ф. 440, № 1265.

ВЕ, 1869, № 4, с. 695—729.

ВЕ1Вырезка из ВЕ (полный текст, с поправками от автора) (ИРЛИ, библиотека, Бр. 188 / 18).

Т, Соч, 1869, ч. 1, с. XXV—LXVIII.

Т, Соч, 1874, ч. 1, с. 27—69.

Т, Соч, 1880, т.1, с. 19—62.

Впервые опубликовано: ВЕ, 1869, № 4, с подписью: Ив. Тургенев.

Печатается по тексту Т, Соч, 1880 со следующими исправлениями:

337

Стр. 25, строка 5: «торопливой» вместо «торопливо» (по всем другим источникам).

Стр. 27, строки 15—16: «при воспоминании об этой правдивости, об этой небоязни смешного» вместо «при воспоминании об этой небоязни смешного» (по беловому автографу и ВЕ).

Стр. 33, строка 27: «в сочинении стихов» вместо «в сочинениях стихов» (по всем другим источникам).

Стр. 41, строки 33: «и к тому же не новое» вместо «и к тому же новое» (по всем другим источникам).

Стр. 45, строка 25: «очень понравится» вместо «очень нравится» (по всем другим источникам).

Стр. 47, строка 16: «относился» вместо «относится» (по всем другим источникам).

Замысел очерка о Белинском возник у Тургенева, очевидно, в 1867 году, когда был задуман цикл «Литературных воспоминаний». Однако первоначальным наброском этого очерка следует считать воспоминания Тургенева о Белинском, напечатанные в 1860 году в «Московском вестнике» (№ 3, 23 января), под названием «Встреча моя с Белинским» (наст. том, с. 167). Работая над очерком о Белинском для цикла «Литературных воспоминаний», Тургенев, с одной стороны, развил и более подробно обосновал всё то, что им уже было сказано о критике в 1860 году, а с другой — значительно расширил круг литературных и общественных проблем, подлежащих обсуждению 1

К наследию Белинского Тургенев обращался в наиболее напряженные периоды общественно-политической борьбы, искал в его статьях подтверждения собственных взглядов. Очерк «Встреча моя с Белинским» появился в условиях ожесточенной полемики между демократами и либералами накануне проведения крестьянской реформы. А в 1867 году имя критика должно было помочь Тургеневу отстоять изложенную им в только что вышедшем романе «Дым» точку зрения на историческую прогрессивность усвоения Россией достижений европейской цивилизации. Готовя «Дым» к отдельному изданию, Тургенев в полемических целях дополнил даже речи Потугина новыми рассуждениями, являвшимися очень близким пересказом некоторых идей Белинского (см. наст. изд., т. 7, с. 526).

«Воспоминания о Белинском» — не только рассказ о событиях двадцатилетней давности, но и живой отклик на общественные и литературные споры, возникшие в России в середине 1860-х годов.

Одним из первых упоминаний о работе над «Воспоминаниями о Белинском» является сообщение Тургенева в письме к М. М. Стасюлевичу от 30 июля (11 августа) 1868 г. о том, что этот очерк может быть опубликован в первом номере «Вестника Европы» за 1869 год. Однако назначенный Тургеневым срок не был выдержан. Работа над «Воспоминаниями о Белинском» была закончена только в начале 1869 года.


1 В состав «Воспоминаний о Белинском» был частично включен также материал двух лекций о Пушкине, прочитанных Тургеневым в Петербурге в 1860 году (см. примеч. на с. 347), и отрывки из писем Белинского к Тургеневу.

338

Посылая 9 (21) февраля 1869 г. рукопись П. В. Анненкову для ознакомления, Тургенев писал: «Вот вам наконец <...> статья о Белинском <...> Не знаю, как она вышла, но я писал старательно, <...> и умиление испытывал немалое <...> Сумел ли я схватить физиономию нашего покойного друга — Вы лучше меня можете судить об этом». Тургенев сообщил при этом, что он два раза переписал свой очерк о Белинском: в первый раз, перебеляя черновой автограф, и во второй — изготовляя наборную рукопись, которая и была отправлена Анненкову.

В настоящее время известны значительная часть чернового автографа и полностью — беловой автограф «Воспоминаний о Белинском» 2. Местонахождение наборной рукописи неизвестно.

Сопоставление чернового и белового автографов свидетельствует о том, что в процессе работы Тургенев ввел в текст воспоминаний новые подробности о жизни и деятельности Белинского, оттеняющие своеобразие и обаяние его личности. На полях чернового автографа Тургенев приписал вставку о характере разговоров, которые вели обычно гости, собиравшиеся у Белинского (см. с. 45, строки 13—21). В черновом же автографе Тургенев сделал позднейшую приписку, в которой сообщалось, что в Зальцбрунне Белинский написал свое знаменитое письмо к Гоголю (с. 48, строки 19—21).

При работе над беловым автографом Тургенев отметил необыкновенную застенчивость и скромность Белинского (см. с. 48, строки 3—4) и воспроизвел некоторые эпизоды из его жизни в Москве, когда начинающий критик испытывал острую нужду и зарабатывал себе на жизнь переводами (с. 49, строка 27). Аналогичные дополнения были сделаны Тургеневым и в наборной рукописи. На этой стадии работы Тургенев добавил подстрочное примечание — рассказ самого Белинского о смешном казусе, происшедшем с ним при таможенном досмотре из-за незнания немецкого языка (с. 48).

Особую группу составляют дополнения, внесенные Тургеневым в текст воспоминаний на разных стадиях работы с полемической целью. Так, текст, содержащий противопоставление Белинскому Д. И. Писарева (с. 32—33, строки 42—35), Тургенев вписал в свои воспоминания уже после того, как работа над черновым автографом была им закончена. Тогда же Тургенев усилил полемический выпад против критиков-демократов, превращающих свои статьи в «пухлые вариации на избитые темы», от которых «так и отдает ученической тетрадью» (с. 44). Здесь же, в беловом автографе, Тургенев придал своему отзыву об эстетических взглядах Чернышевского еще более резкий характер, сказав, что тот предлагает «не новое, подогретое объяснение искусства» (с. 41). В развитие этого утверждения, в наборной рукописи Тургенев добавил фразу, из которой явствует, что мысль об «утилитарности» искусства была высказана еще Белинским, который считал, что всё должно «служить одному принципу, искусство — так же, как наука, но своим, особенным, специальным образом».

Готовя «Воспоминания о Белинском» для напечатания их в цикле «Литературных воспоминаний» в издании 1869 года,


2 Свод вариантов чернового и белового автографов см.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. XIV, с. 321—332. Далее варианты, опубликованные в названном издании, приводятся без дополнительного указания страниц публикации.

339

 Тургенев исключил отзывы о семейной жизни Белинского (см. варианты прижизненных изданий к с. 54, строки 20—21) 3 и тогда же напечатал «Первое прибавление» к тексту, содержащее отрывок из письма А. Д. Галахова по поводу «Воспоминаний о Белинском» и свой ответ ему.

21 сентября (3 октября) 1869 г. Тургенев писал по этому поводу А. Д. Галахову: «Замечания Ваши на отрывок о Белинском так справедливы, что я позволил себе привести часть Вашего письма в виде прибавления в конце».

При перепечатке «Воспоминаний о Белинском» в издании сочинений 1874 г. Тургенев не внес в их текст никаких изменений. И только спустя десять лет после первой публикации, готовя очерк о Белинском для собрания сочинений 1880 года, он счел необходимым убрать некоторые выпады против покойного уже в то время Н. А. Некрасова. Так, он убрал сказанную с полемической целью фразу о том, что Некрасов был «официальным поэтом английского клуба». Была снята также прежняя ироническая форма упоминания о нем как о «господине» Некрасове (см. варианты прижизненных изданий к с. 26, строка 39 и к с. 53, строки 1—2) 4.

В издании 1880 г. Тургенев исключил и упрек Белинскому в том, что он переоценил «Бедных людей» Достоевского (см. там же, с. 52, строки 37—40). Кроме того, к последнему прижизненному изданию «Воспоминаний о Белинском» Тургенев сделал «Второе прибавление», о необходимости которого он писал М. М. Стасюлевичу еще 8 (20) июня 1875 г.

Тургенев придавал большое значение «Воспоминаниям о Белинском», с одной стороны, потому, что свято чтил память о нем 5, а с другой — потому, что надеялся этой статьей возбудить, как он писал 8 (20) апреля 1869 г. М. М. Стасюлевичу, «несколько полезных размышлений — особенно в молодом поколении». Поэтому одобрение очерка о Белинском широкой публикой было для него более важным, «чем один литературный успех» (см. письмо к М. М. Стасюлевичу от 24 февраля (8 марта) 1869 г.).

Отправив 9 (21) февраля 1869 г. рукопись очерка П. В. Анненкову, Тургенев просил ознакомить с ней друзей и, если те потребуют, внести необходимые исправления.

Анненков был удовлетворен «Воспоминаниями о Белинском» и, судя по ответному письму Тургенева от 24 февраля (8 марта), не сделал никаких критических замечаний. М. М. Стасюлевич также лестно отозвался об очерке и, что было особенно важно для Тургенева, сообщил ему об одобрении воспоминаний «старинными знакомыми Белинского» (см. письмо Тургенева к М. М. Стасюлевичу от 17 (29) марта 1869 г.). Воспоминания Тургенева о Белинском понравились и Я. П. Полонскому. Откликаясь на похвалу,


3 Варианты прижизненных изданий «Воспоминаний о Белинском» см.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. XIV, с. 330—332.

4 Слову «господин» перед именем Некрасова Тургенев придавал особое значение, о чем он предупреждал 9 (21) февраля 1869 г. П. В. Анненкова: «Непременно при имени Некрасова ставить слово: „господин“».

5 Тургенев писал 24 февраля (8 марта) П. В. Анненкову, имея в виду свой очерк о Белинском: «... эта вещь мне ближе приросла к сердцу, чем многие другие, и мне было бы больно думать, что я не сумел передать очерк лица, столь для меня дорогого».

340

 Тургенев писал Я. П. Полонскому 16 (28) апреля 1869 г.: «...радуюсь, что моя статья о Белинском тебе понравилась. Многое я бы мог еще высказать — но с меня уже довольно и того, что она вызывает на мысли, будит их». Герцен, очевидно, сообщил Тургеневу свое мнение об этой работе в личной беседе, когда тот в начале апреля н. ст. 1869 г. был в Лондоне (см.: Герцен, т. 30, кн. 1, с. 79). По косвенному отзыву Герцена в письме к Н. П. Огареву от 2—4 мая (20—22 апреля) 1869 г. можно сделать вывод, что воспоминания Тургенева его не удовлетворили и что ему хотелось бы самому написать о критике (см.: Герцен, т. 30, кн. 1, с. 104).

Включение в воспоминания о Белинском отрывков из его писем к Тургеневу сильно взволновало Н. А. Некрасова. Он написал четыре варианта письма к М. Е. Салтыкову-Щедрину (было ли отправлено письмо, неизвестно), в котором, рассказывая о первых годах издания «Современника», категорически утверждал, что «никто, кроме Белинского, не был хозяином содержания журнала» (Некрасов, т. 11, с. 136). Кроме того, Некрасов отмечал, что Белинский в более поздних письмах к нему снял те обвинения, которые высказал ранее, и поэтому опубликованные Тургеневым отрывки писем, «будучи сопоставлены один с другим, в значительной степени уничтожают друг друга» (там же, с. 135).

Резко отрицательно откликнулся на «Воспоминания о Белинском» П. А. Вяземский в письме к М. П. Погодину от 23 апреля ст. ст. 1869 г. 6

Обсуждение «Воспоминаний о Белинском» в печати началось сразу же после выхода в свет апрельского номера «Вестника Европы». Все отклики, за исключением безусловно положительной рецензии В. П. Буренина в «Санкт-Петербургских ведомостях» (1869, № 98, 9 (21) апреля, подпись Z), носили полемический характер.

Н. Н. Страхов на страницах журнала «Заря» упрекал Тургенева за его «западническое», якобы пренебрежительное, отношение к русскому народу. Он писал по этому поводу: «Странная мысль! В воображении г. Тургенева русский народ как будто является столь малым, что для него нужны и деятели несравненно меньшего размера, чем для других народов» (Заря, 1869, сентябрь, с. 212).

Очерк Тургенева о Белинском получил также полемический отклик в черновых записях Достоевского к роману «Бесы». Об этом см.: Достоевский, т. 12, с. 168—169 (примеч. Н. Ф. Будановой).

Д. Д. Минаев на страницах журнала «Дело» упрекнул Тургенева в том, что его «Воспоминания о Белинском» похожи скорее на отрывки из его собственной автобиографии 7. К Д. Д. Минаеву присоединился М. А. Антонович, выступивший в журнале «Космос» (приложение № 1, СПб., 1869) со статьей «Новые материалы для биографии и характеристики Белинского». Подчеркивая, что «главный персонаж в воспоминаниях г. Тургенева о Белинском не Белинский, а сам г. Тургенев», Антонович утверждал, что Чернышевский и Добролюбов, которых Тургенев противопоставлял


6 См.: Полн. собр. соч. князя П. А. Вяземского. СПб., 1886. Т. 10, с. 265—266.

7 См.: Несколько слов о воспоминаниях Тургенева о Белинском. Дело, 1869, № 4, отд. II, с. 97; подпись: Аноним.

341

 Белинскому, «стояли нисколько не ниже, если еще не выше» покойного критика (см. указ. источ., с. 85 и 102) 8.

А. Н. Пыпин, высоко оценивший воспоминания Тургенева о Белинском, также отметил впоследствии, что писатель был не объективен по отношению к Чернышевскому и Добролюбову (ВЕ, 1875, № 6, с. 592). Тургенев, видимо, признал замечание Пыпина справедливым, о чем свидетельствует его письмо к Стасюлевичу от 8 (20) июня 1875 г., хотя и не внес в связи с этим в текст воспоминаний никаких исправлений 9.

Свое отношение к проблеме преемственности двух поколений критиков, 1840-х и 1860-х годов, Тургенев выразил в 1880 году в «Речи о Пушкине». Признав закономерным появление нового взгляда на искусство и его роль, Тургенев возражал тем, кто в этом процессе видел результат падения общественных и эстетических идеалов. Он сказал, что художество стало теперь «служить другим началам, столь же необходимым в общественном устроении», и подчеркнул: «...многие видели и видят до сих пор в этом изменении простой упадок; но мы позволим себе заметить, что падает, рушится только мертвое, неорганическое. Живое изменяется органически — ростом» 10.

Особое место в полемике вокруг «Воспоминаний о Белинском» занимало выступление против Тургенева А. А. Краевского. Отводя обвинение в том, что он как издатель «Отечественных записок» эксплуатировал Белинского, Краевский утверждал, что не только покойный критик, но и сам Тургенев пользовался его щедростью 11. Тургенев написал ответ Краевскому (см. «Письмо в редакцию „С.-Петербургских ведомостей“ от 2 (14) мая 1869 г.»), который по настоянию Анненкова не был, однако, опубликован. Краевскому возражали на страницах «С.-Петербургских ведомостей» А. С. Суворин — Незнакомец (1869, № 102, 13 (25) апреля) и фельетонист «Одесского вестника» (1869, № 103, 13 мая) 12.


8 В 1878 г. в статье «Причины неудовлетворительного состояния нашей литературы» Антонович, продолжая полемику с Тургеневым, писал, что в «Воспоминаниях о Белинском» высказана мысль, якобы Добролюбов и его друзья «литературу испортили и довели до упадка» (Слово, 1878, № 2, отд. II, с. 77—80).

9 Об отношении Тургенева к критическим высказываниям А. Н. Пыпина см.: Никонова Т. А. «Воспоминания о Белинском». Из истории полемики вокруг очерка Тургенева. — Т сб, вып. 3, с. 125—134.

10 Об этом см.: Никонова Т. А. «Воспоминания о Белинском» и «Речь о Пушкине». Тургенев о преемственности в развитии русской критики. — Т сб, вып. 5, с. 276—280; Мостовская Н. Н. Чернышевский на страницах журнала «Вестник Европы» в 70—80-е годы. — В кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, вып. 7. Саратов, 1975, с. 109—120.

11 См.: Голос, 1869, № 100, 10 (22) апреля: «„Воспоминания о Белинском“ и литературные сплетни И. С. Тургенева».

12 В связи с возникшим в печати обсуждением взаимоотношений Белинского с Краевским и Некрасовым «С.-Петербургские ведомости» опубликовали письмо Белинского к В. П. Боткину, в котором подробно освещалось положение дел в редакциях «Отечественных записок» и «Современника» (см.: СПб Вед, 1869, 10 (22) и 11 (23) июля, № 187 и 188; ср.: Белинский, т. 12, с. 403—423).

342

Стр. 21. Личное мое знакомство с В. Г. Белинским началось в Петербурге летом 1843 года... — Тургенев познакомился с Белинским в феврале 1843 года (см. с. 409).

...времен «Арзамаса»... — Литературный кружок «Арзамас» существовал в Петербурге с 1815 по 1818 г.

...сплетня и до сих пор не совсем утратила свое значение... — Эта же мысль высказана Тургеневым в набросках к «Дыму»: «Сплетня — главный характер нашего русского современного общества» (наст. изд., т. 7, с. 514).

...выгнанный из университета тогдашним попечителем Голохвастовым... — Белинский был исключен из университета в сентябре 1832 г. по предложению помощника попечителя Московского учебного округа Д. П. Голохвастова. Формальным поводом к исключению послужила продолжительная болезнь будущего критика, помешавшая ему вовремя сдать переводные экзамены. Просьба о перенесении экзаменов на осень была отклонена (см.: Лит Насл, т. 56, с. 400—404).

...какой-то циник, бульдог, призренный Надеждиным с целью травить им своих врагов... — См. примечание к с. 168.

...называли его «Беллынским». — Настоящая фамилия В. Г. Белинского, измененная в свидетельстве о рождении, полученном при поступлении в университет, была — Белынский (от села Белыни в Нижнеломовском уезде Пензенской губернии, где родился отец критика). См.: Нечаева В. С. В. Г. Белинский. Начало жизненного пути и литературной деятельности. М., 1949, с. 39—40; Лит Насл, т. 57, с. 30—31.

...издатель почти единственного тогдашнего толстого журнала... — А. А. Краевский, издатель «Отечественных записок».

Стр. 22. Стихотворения Бенедиктова появились в 1836 году... — Тургенев имеет в виду первую книгу стихов Владимира Бенедиктова, вышедшую не в 1836, а в 1835 году.

...восторгался «Утесом», «Горами» и даже «Матильдой...» — Стихотворение «Утес» Белинский цитировал в статье, посвященной разбору стихотворений Бенедиктова (Телескоп, 1835, т. 27, № 11), указав при этом: «Где-то было сказано, что в стихотворениях г. Бенедиктова владычествует мысль: мы этого не видим. <...> где же он хочет выразить мысль, то или бывает слишком темен, или становится холодным ритором» (Белинский, т. 1, с. 362). Матильдой Тургенев назвал — по имени героини — стихотворение «Наездница». Точное название стихотворения «Горы» — «Горные выси». Оно вошло во вторую книгу стихов Бенедиктова (1838) и в 1835 году, когда появилась статья Белинского, еще не было известно.

...но в глубине души что-то продолжало шептать мне, что он был прав... — О своей реакции на уничтожающий отзыв Белинского о стихотворениях Бенедиктова Тургенев вспоминал еще в 1856 году. 16, 23 декабря 1856 г. (28 декабря 1856 г., 4 января 1857 г.) он писал Л. Н. Толстому: «Кстати, знаете ли Вы, что я целовал имя Марлинского на обертке журнала — плакал, обнявшись с Грановским, над книжкою стихов Бенедиктова — и пришел в ужасное негодование, услыхав о дерзости Белинского, поднявшего на них руку?» Тут же Тургенев определил и историческое значение полемических выступлений Белинского: «Дело шло о ниспровержении целого направления, ложного и пустого, дело шло об разрушении авторитета, мнимой силы и величавости. <...> благодаря той статье

343

 Б<елинского> о Марлинском — да еще двум-трем таким же — о Бенедиктове и др., — утверждал Тургенев, — мы пошли вперед».

...Я в самый день отъезда ~ сходил к Белинскому... — В момент выхода в свет «Параши» Тургенева в Петербурге не было. Экземпляр книги передал Белинскому брат писателя, Николай Сергеевич Тургенев. Об этом см.: Чернов Николай. «Первая песенка поется зардевшись...» — Огонек, 1973, № 39, с. 11; см. также: наст. изд., т. 1, с. 461—462.

Стр. 22—23. ...прочел в ней длинную статью Белинского ~ так благосклонно отозвался обо мне... — В статье о «Параше» (Отеч Зап, 1843, № 5, отд. VI, с. 1—11) Белинский писал, что стих поэмы обнаруживает в ее авторе «необыкновенный поэтический талант», а «верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которою скрывается столько чувства, — всё это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его» (Белинский, т. 7, с. 78).

Стр. 24. ...покойный Киреевский (И. В.)... — Иван Васильевич Киреевский (1806—1856) — публицист и литературный критик, теоретик славянофильства.

Он вскоре уехал в Москву — жениться, а возвратившись оттуда, поселился на даче в Лесном. — Тургенев смещает события: в июни 1843 г. Белинский ездил в Москву делать предложение М. В. Орловой, свадьба с которой состоялась в ноябре того же года в Петербурге. На даче в Лесном Белинский жил с семьей летом 1844 г.

Известный литографический, едва ли не единственный портрет... — Речь идет о портрете работы художника К. А. Горбунова, близкого знакомого Белинского, выполненном в 1843 году (см.: Лит Насл, т. 57, с. 364—366).

...«упорствуя, волнуясь и спеша». — Строка из стихотворения Некрасова «Памяти приятеля», написанного в 1853 году, к пятой годовщине смерти Белинского (опубликовано впервые в «Современнике», 1855, № 3, с. 86).

Стр. 25. ...в жилах его текла беспримесная кровь — принадлежность нашего великорусского духовенства... — Дед Белинского был сельским священником; отец, прежде чем попасть в Медицинскую академию, также прошел курс наук в Тамбовской семинарии.

Стр. 25—26. ...Не будучи знаком ни с одним из иностранных языков ~ суждениям и расспросам... — Тургенев не совсем точно передает факты. Белинский в университете изучал немецкий, французский и английский языки (см.: Лит Насл, т. 56, с. 330—332). Французским он овладел настолько, что печатал в 1833—1834 годах в «Телескопе» и «Молве» переводы (см.: Белинский, т. 11, с. 98—99). Тем не менее друзья Белинского действительно помогали ему в освоении иностранных источников. Как вспоминал В. А. Панаев, письменные переводы для Белинского делали И. И. Панаев (см.: В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1977, с. 162—163) и Тургенев (см. речь В. А. Панаева на обеде в честь Тургенева 13 марта 1879 года. — СПб Вед, 1879, № 74, 16 марта).

Стр. 26. ...усвоил себе ~ главные выводы и даже терминологию гегелевской философии, беспрекословно царившей тогда в умах молодежи. — С общими положениями философии Гегеля Белинский впервые ознакомился по статье Вилльма «Опыт о философии Гегеля», напечатанной в переводе Н. В. Станкевича в № 13—15 «Телескопа» за 1835 год. Освоение сочинений Гегеля, частично в переводах, а

344

 частично в пересказах Станкевича, Бакунина и Каткова, относится к 1836—1838 гг. (см.: Нечаева В. С. В. Г. Белинский. Жизнь и творчество (1836—1841). М., 1961, с. 63—158).

...опиум заставляет спать ~ в нем есть снотворная сила... — Слова бакалавра из третьей интермедии комедии Мольера «Мнимый больной» (1673).

Ein guter Mann in seinem dunkeln Drange... — Первая строка из «Пролога на небесах» к «Фаусту» Гёте приведена неточно. У Гёте: «Ein guter Mensch in seinem dunkeln Drange».

Стр. 27. «Мы не решили еще ~ а вы хотите есть». — Этот эпизод из воспоминаний Тургенева Достоевский вспомнил, когда характеризовал «русского идеалиста» Кириллова. В черновых записях к «Бесам» о нем сказано: «Чутье-то верное (вроде Белинского: сначала решим о боге, а уж потом пообедаем)» (Достоевский, т. 11, с. 308 и примеч. — т. 12, с. 365).

Сведения Белинского были не обширны. ~ Эстетическое чувство было в нем почти непогрешительно. — По поводу этих разделов очерка Тургенева о Белинском в черновиках «Бесов» сказано: «О, в действительности и в понимании действительных вещей Белинский был очень слаб. Тургенев правду сказал про него, что он знал очень мало даже и научно, но он понимал лучше их всех» (там же, т. 11, с. 73).

Стр. 28. Сенковский Осип Иванович (1800—1858), журналист, критик, беллетрист, профессор-востоковед Петербургского университета; печатался под псевдонимом Барон Брамбеус. Для Белинского имя Сенковского было синонимом литературной беспринципности.

Стр. 29. Лессинг Готхольд Эфраим (1729—1781), писатель и критик, один из основоположников новой немецкой литературы, боровшийся за ее национальную самобытность и демократизм. Тургенев высоко ценил общественную деятельность Лессинга и считал, что как критик он недостижим (см. письмо Тургенева к Я. Каро от 14 (26) декабря 1868 г.).

...смешивал старшего Питта (лорда Чатама) с его сыном, В. Питтом... — В статьях Белинского несколько раз упоминается имя государственного английского деятеля Питта без указания, какого Питта он имеет в виду, Уильяма Питта Старшего, графа Чатама (Pitt; 1708—1778), или Уильяма Питта Младшего (1759—1806). Первый принадлежал к партии вигов, второй — тори.

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь...» — Из «Евгения Онегина» Пушкина (глава 1, строфа V).

...стоит вспомнить хоть Пушкина, который в «Марфе Посаднице» г-на Погодина видел «что-то шекспировское»! — В письме к М. П. Погодину от ноября 1830 г. Пушкин писал: «Марфа имеет европейское высокое достоинство. Я разберу ее как можно пространнее». Тут же Пушкин отметил, что некоторые сцены этой трагедии «достоинства — шекспировского» (Пушкин, т. 14, с. 128—129).

Стр. 29—30. ...«читать между строками». — Вероятно, Тургенев имеет в виду слова, сказанные Белинским о предисловии Лермонтова к «Герою нашего времени»: «Читая строки, читаешь и между строками...» (Белинский, т. 5, с. 455).

Стр. 30. ...выноску, сделанную им в одном из своих годичных обозрений, в которой он, по одной песне о купце Калашникове, появившейся без подписи в «Литературной газете», предрекал великую будущность автора. — «Выноска», которую имеет в виду

345

 Тургенев, была сделана Белинским не в «годичном обозрении», а в рецензии на поэму Бернета «Елена» (см.: Белинский, т. 2, с. 411). «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова впервые была напечатана не в «Литературной газете», а в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“» (1838, № 18).

...прочтя повесть г-на Григоровича ~ предсказал то движение, тот поворот, которые вскоре потом произошли в нашей словесности? — В статье «Взгляд на русскую литературу в 1846 году» Белинский писал, что очерки крестьянского быта — это блестящая сторона «Деревни» Григоровича, ибо автор ее «обнаружил тут много наблюдательности и знания дела и умел выказать то и другое в образах простых, истинных, верных, с замечательным талантом» (Белинский, т. 10, с. 43). Одним из главных участников движения, которое выразилось в обращении русских писателей к изображению жизни крестьян, был сам Тургенев как автор «Записок охотника» (см.: Орл сб, 1955, с. 136—150).

...издатель толстого журнала... — А. А. Краевский, «одаренный практическими талантами». Ниже Тургенев упрекал его в эксплуатации Белинского. Об этом см.: с. 44 и примеч. на с. 342.

Стр. 31. ...он не стал бы, например, с ожесточением бранить Кавура, Пальмерстона, вообще парламентаризм...Кавур (Cavour) Камилло Бензо (1810—1861) — итальянский государственный деятель, за которым, по словам Маркса, шла «вся буржуазная и аристократическая сволочь Италии» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1963, Т. 30, с. 467). Герцен назвал Кавура «гениальным мещанином» (Герцен, т. 16, с. 138). Пальмерстон (Palmerston) Генри (1784—1865) — английский политический деятель, в 1859—1865 годах — глава кабинета министров. Оценке деятельности Кавура и парламентской формы правления, в связи с чем упоминалось имя Пальмерстона, были посвящены статьи Добролюбова «Два графа» (1860), «Из Турина» (1861), «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура» (1861).

Стр. 32. ...у нас, в России, в 1862 году... — Тургенев ошибся. Статьи Добролюбова о Кавуре были написаны в 1860—1861 годах.

...с свойственным ему практическим пониманием своей роли, сам ограничил круг своей деятельности, сжал ее в известные пределы. — Это место вызвало возражение со стороны А. Н. Пыпина, который в своей монографии писал, что Белинский был скован «внешним, цензурным затруднением. <...> Но никогда Белинский (кроме 1837—39 гг.) не думал сам, что это и есть самое лучшее положение для его литературной деятельности <...> он питал отвращение к „лисьему верчению хвостом“, он рвался говорить о жизни, об обществе, о том, что именно выходило из круга чисто литературной критики» (ВЕ, 1875, № 6, с. 584—585). Тургенев согласился впоследствии, что оценка «этой стороны характера» Белинского, сделанная А. Н. Пыпиным, вернее его собственной (см. с. 56).

...видел своего преемника ~ В. Н. Майкова... — Это утверждение Тургенева не подтверждается фактами. Белинский полемизировал с Вал. Майковым по вопросам понимания народности литературы и не сходился с ним в оценке сущности творчества таких писателей, как Достоевский, Гоголь, Кольцов и др. По утверждению Анненкова, сам Тургенев видел в Вал. Майкове возможного преемника Белинского (см. письма П. В. Анненкова к А. Н. Пыпину. — Лит Насл, т. 67, с. 550).

346

...этот талантливый молодой человек погиб ~ точно такой же смертью, какой погиб ~ Д. И. Писарев, — В. Н. Майков скончался в 1847 г. (24 лет) от разрыва сердца во время купания в Петергофе, Д. И. Писарев утонул в 1868 г. (28 лет) в Дуббельне (ныне — Дубылты, под Ригой).

Стр. 33. ...он сделал мне честь — посетил меня. — О встрече с Писаревым Тургенев писал М. В. Авдееву 30 марта (11 апреля) 1867 г.: «Писарев, великий Писарев, бывший критик „Русского слова“, зашел ко мне — и оказался человеком весьма не глупым и который еще может выработаться...». Подробности разговора Тургенева с Писаревым, происходившего на квартире В. П. Боткина и в его присутствии, см. в изложении Н. А. Островской (Т сб (Пиксанов), с. 94—95).

...вы это сказали нарочно, с целью. — Речь идет о статье «Пушкин и Белинский» (I. «Евгений Онегин». II. «Лирика Пушкина») (1865). Разбирая в статье «Лирика Пушкина» стихотворение «19 октября» (1825), Писарев писал: «Переведите торжественный музыкальный аккорд на общеупотребительный человеческий язык, и вы получите следующий очень удобоисполнимый совет: „Несчастный друг! Когда ты останешься один, то постарайся нализаться за обедом до положения риз, а после обеда завались спать вплоть до следующего утра“» (Писарев, т. 3, с. 386).

Стр. 34. ...в известном одном письме... — В зальцбруннском «Письме к Гоголю» (1847).

...во тьме ночной / Вскормил слезами и тоской... — Из поэмы Лермонтова «Мцыри» (1840).

...отрывок из лекции о Пушкине, прочтенной мною в 1859 году... — Две лекции о Пушкине Тургенев прочитал не в 1859, а в апреле 1860 г. в Петербурге, в зале Бенардаки, о чем сообщал И. И. Панаев в фельетонах «Северной пчелы» (1860, № 97, 30 апреля) и «Современника» (1860, № 5, отд. «Современное обозрение», с. 113). Впоследствии в «Заметках Нового поэта» «По поводу похорон Н. А. Добролюбова», подчеркивая большое общественное значение этих лекций, И. И. Панаев писал: «Один из талантливейших наших писателей на своих изящных лекциях о литературе, читанных для самого избранного великосветского общества, в присутствии старых литературных знаменитостей, совершил изумительный подвиг, поставив имя Белинского наряду с именами Пушкина и Гоголя!! Об этом говорил некогда весь город» (Совр, 1861, № 11, отд. «Современное обозрение», с. 70; см. еще: Панаев И. И. Литературные воспоминания. М., 1950, с. 318).

Стр. 35. ...назвать ложновеличавой школой... — Резкая критика произведений представителей этой школы содержалась в статьях Тургенева «Смерть Ляпунова. Драма в пяти действиях в прозе. Соч. С. А. Гедеонова» (1846) и «Генерал-поручик Паткуль. Трагедия в пяти действиях, в стихах. СПб. Сочинение Нестора Кукольника» (1846), написанных в духе общественно-политических и эстетических взглядов Белинского (см. наст. изд., т. 1, с. 236—276 и 506).

...последние глубоко художественные произведения Пушкина... — К числу произведений, не опубликованных при жизни Пушкина, относятся: «Медный всадник», «Каменный гость», «Русалка», «Дубровский», «История села Горюхина», «Египетские ночи» и проч., а также бо́льшая часть стихотворений 1830-х годов.

347

...силы байронического лиризма, который уже являлся у нас однажды... — Тургенев, вероятно, имеет в виду творчество И. И. Козлова и других подражателей Байрону 1820-х годов XIX в.

...внимание наших Маколеев... — Маколей (Macaulay) Томас Бабингтон (1800—1859) — английский историк, публицист и государственный деятель, автор «Истории Англии» (1849—1861).

Стр. 36. ...малороссийский учитель с своей грозной комедией... — Речь идет о Гоголе и его комедии «Ревизор» (1836), эпиграфом к которой была взята народная пословица.

...у нас еще не было литературы... Эта мысль была развита Белинским в статье «Литературные мечтания. (Элегия в прозе)» (1834).

Стр. 36—37. «Торквато Тассо» Кукольника ~ в одно время с «Шинелью». — Драматическая фантазия «Торквато Тассо» (1833) и трагедия «Рука всевышнего отечество спасла» (1834) Кукольника были наиболее характерными произведениями «ложновеличавой школы».

Стр. 37. ...с жадностью его читающие... — В 1859—1862 гг. в Москве в издании К. Т. Солдатенкова и Н. М. Щепкина выходило первое собрание сочинений Белинского в 12 частях, редактором которого был Н. Х. Кетчер.

...того московского кружка... — Речь идет о кружке Н. В. Станкевича. Воспоминания Тургенева о Станкевиче см.: наст. изд., т. 5, с. 360—366.

Стр. 38. ...идти по пути, указанному нам Петром Великим, на которого славянофилы бросали тогда свои отборнейшие перуны. — Славянофилы отрицательно оценивали деятельность Петра I, считая, что реформы, им проведенные, лишили историческое развитие России национальной самобытности. Полемизируя со славянофилами, мечтавшими о «контрреформах», Белинский писал: «Вместо того чтоб думать о невозможном и смешить всех на свой счет самолюбивым вмешательством в исторические судьбы, гораздо лучше, признавши неотразимую и неизменимую действительность существующего, действовать на его основании, руководствуясь разумом и здравым смыслом, а не маниловскими фантазиями» (Белинский, т. 10, с. 19).

...стихотворение Льва Пушкина, брата поэта: «Петр Великий»... — Стихотворение «Петр Великий» за подписью Л. П. было опубликовано в «Отечественных записках» (1842, № 7, с. 152—154). Белинский упомянул это стихотворение в числе лучших в обзоре русской литературы за 1842 год (см.: Белинский, т. 6, с. 533) именно потому, что в нем, как пояснил критик в письме к В. П. Боткину, есть «что-то энергическое, восторженное и гражданское, есть много смелого...» (Белинский, т. 12, с. 111). Белинский не назвал автора стихов. Современные исследователи считают, что если Л. С. Пушкин и принимал участие в создании этих стихов, то только как соавтор поэта М. В. Юзефовича (см.: Нечкина М. Лев Пушкин в восстании 14 декабря 1825 г. — Историк-марксист, 1936, кн. 3, с. 86; Злотникова И. Чей же псевдоним «Л. П.»? — Русская литература, 1965, № 2, с. 212—215).

Принимать результаты западной жизни ~ обыкновенно предполагают. — Ср. с этим рассуждение Потугина в «Дыме»: «Кто же вас заставляет перенимать зря? Ведь вы чужое берете не потому, что оно чужое, а потому, что оно вам пригодно: стало быть, вы соображаете, вы выбираете. А что до результатов — так вы не извольте

348

 беспокоиться: своеобразность в них будет в силу самых этих местных, климатических и прочих условий...» (наст. изд., т. 7, с. 273; см. там же примеч. к с. 530—531).

Стр. 39. ...статьи о народных песнях и былинах. — Белинский написал в 1841 г. четыре статьи о народном творчестве, в которых изложил «общую идею народной поэзии» и дал конкретные оценки былинам, песням и сказкам, собранным в сборниках Кирши Данилова, М. Д. Суханова, И. П. Сахарова (см.: Белинский, т. 5, с. 289—450).

Стр. 40. Человек свистит, хохочет... — В данном случае Тургенев нарочито сблизил сатирические стихотворения Добролюбова, печатавшиеся в «Свистке» (1859—1861), с «зубоскальством» и «безнравственными выходками» Сенковского, повторив при этом полемические выпады А. И. Герцена против сотрудников «Современника» и «Свистка» в его статье «Very dangerous!!!» (1859) (см.: Герцен, т. 14, с. 496).

Стр. 41. ...силы убеждения ~ афиняне признавали в Перикле, говоря, что каждая речь его оставляла жало в душе каждого слушателя. — Перикл (ок. 490 г. до н. э. — 429 г. до н. э.) — древнегреческий политический деятель и стратег. Ораторское искусство Перикла было общепризнанным. В данном случае Тургенев, очевидно, имеет в виду характеристику красноречия Перикла, данную афинским драматургом Эвиолидом (446 — ок. 411 г. до н. э.) в комедии «Демы» («Общины»). Там о Перикле сказано:

Вот мастер говорить был — как никто.
Бывало, выйдет речь сказать к народу,
Так точно в беге славные бойцы,
Он, десять дав шагов вперед, любого
Побьет оратора. Ты называешь
Его проворным. Но при том проворстве
Какой-то дух в губах был убежденья:
Так слушавших обвораживал он словом;
Как жало, речь в сердца впивалась всем

(см. в кн.: Comicorum atticorum fragmenta, ed. Th. Kock, v. 1, Eupolis, «Demi», fr. 94. Leipzig, 1880; перевод цитируется по кн.: Древний мир в памятниках его письменности. М., 1921. Греция. Ч. 2, с. 210).

«Поэт и чернь»... — Тургенев цитирует строки из стихотворения Пушкина, печатавшегося под названием «Чернь» (1828); в современных изданиях — «Поэт и толпа», согласно изменению, внесенному Пушкиным в 1836 г.

...объяснение искусства подражанием природе... — Тургенев полемизирует с Н. Г. Чернышевским как автором диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855). Сам Чернышевский считал, что его понимание сущности искусства коренным образом отличается от теории подражания природе (см.: Чернышевский, т. 2, с. 78). Аргумент о преимуществе настоящего яблока перед написанным приведен Чернышевским в авторецензии на «Эстетические отношения искусства к действительности», напечатанной в «Современнике» (1855, № 6, с. 23—51. Ср.: Чернышевский, т. 2, с. 100).

Стр. 42. Живопись он не понимал и музыке сочувствовал очень слабо. — Приятель Белинского и участник его петербургского кружка, Н. Н. Тютчев, в своих воспоминаниях, написанных в 1874 г., несколько иначе характеризовал отношение критика к живописи. Он писал: «...по части живописи Белинский имел вкус весьма

349

 определенный. Он не придавал особой цены картинам исторического, духовного и аллегорического содержания, но очень любил пейзаж и жанр, реальную, особенно фламандскую, школу — не допуская, впрочем, ничего грубого, обличительного, карикатурного! Он был проникнут глубоким чувством изящного, но не любил оставлять реальную почву» (В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1977, с. 470).

Н. Н. Тютчев и др. мемуаристы отмечали также, что Белинский любил песни Шуберта и что его глубоко трогали некоторые арии из опер Мейербера и Доницетти (см. там же, с. 473—474 и 177). Сам Белинский писал в одном из писем В. П. Боткину: «Бывают минуты, когда душа моя жаждет звуков» (Белинский, т. 11, с. 446). Критик считал, что «музыка есть великое искусство, которое возвышает, облагораживает душу, развивает в ней бесконечный внутренний мир» (там же, т. 4, с. 86).

Статьи Гоголя об Иванове и Брюллове... — Речь идет о статье Гоголя «Последний день Помпеи» (1834) и о письме из «Выбранных мест из переписки с друзьями» под названием «Исторический живописец Иванов» (1846) (см.: Гоголь, т. 8, с. 108—109 и 331—337). Точка зрения Тургенева на творчество этих художников изложена в очерке «Поездка в Альбано и Фраскати» (см. в этом томе с. 75).

Хор чертей в «Роберте Дьяволе»... — «Роберт Дьявол» — опера Джакомо Мейербера (1791—1864).

Пение Рубини потрясало его... — Рубини Джованни Баттиста (1795—1854) — итальянский певец. В письме к В. П. Боткину от 30 апреля ст. ст. 1843 г. Белинский писал: «Слушал я третьего дня Рубини (в „Лючии Ламмермур“) — страшный художник — и в третьем акте я плакал слезами, которыми давно уже не плакал. Сегодня опять еду слушать ту же оперу» (Белинский, т. 12, с. 158).

...воспоминание об игре Мочалова в «Гамлете»... — Об этом Белинский писал в 1838 г. в статье «„Гамлет“. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (Белинский, т. 2, с. 322).

...его комедию «Пятидесятилетний дядюшка»... — Драма Белинского в пяти действиях «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» была опубликована в «Московском наблюдателе» (1839, № 3) и поставлена в Москве в бенефис М. С. Щепкина (27 января ст. ст. 1839 г.).

Стр. 42—43. ...статью о Менцеле он себе простить не мог ~ Существовала еще статейка о Бородинской годовщине. — См. далее с. 409.

Стр. 43. «Наполеон — кверху ногами поставленный Карл Великий». — Это выражение употребил Герцен в «Письмах об изучении природы». — Отеч Зап, 1845, № 4 (см.: Герцен, т. 3, с. 117). Извлеченные из контекста, эти слова были высмеяны фельетонистом «Северной пчелы» (1845, № 106, 12 мая), против чего возражали «Отечественные записки» (1845, № 6, отд. «Смесь», с. 115).

Стр. 44. Он занимал квартиру в нижнем этаже на Фонтанке... — См. примеч. к с. 167.

Цензор Ф. — Андрей Иванович Фрейганг (р. 1806) служил в Петербургском цензурном комитете с 1848 по 1854 г. В одном из писем к В. П. Боткину Белинский жаловался, что «осел Фрейганг» в его статье во многих местах зачеркнул выражение «всеобъемлющий Гёте», говоря, что «этот эпитет божий, а не человеческий» (Белинский, т. 11, с. 451). Тургенев называл А. И. Фрейганга Цербером (см. письмо к А. А. Краевскому от 10 (22) июля 1855 г.).

350

Стр. 45. ...какое-нибудь место из Жорж Занда или П. Леру... — Жорж Санд — псевдоним французской писательницы Авроры Дюдеван (Dudevant; 1804—1876), проповедовавшей в своих романах идеи утопического социализма. Пьер Леру (Leroux; 1797—1871) — французский философ и социалист-утопист, один из основателей христианского социализма, с 1841 г. издавал совместно с Ж. Санд журнал «Revue Indépendante», который регулярно получали в Петербурге. Идеями социалистов-утопистов Белинский увлекался в 1842—1845 гг. В последние годы жизни он весьма критически отзывался и о Жорж Санд, и о Леру (см.: Идеи социализма в русской классической литературе. Л., 1969, с. 133—135).

...под именем Петра Рыжего... — «Roux» по-французски рыжий; отсюда Pierre Leroux — Петр Рыжий.

А. Н. С. — Александр Николаевич Струговщиков (1808—1878) — поэт и переводчик. Тургенев цитировал Белинскому строку из стихотворения Гёте «Рифмоплета нет такого» («Keinen Reimer wird man finden...», 1814), которое входит в «Книгу уныния» («Buch des Unmust») из цикла «West-Oestlicher Divan» (1814—1827).

Стр. 46. ...для большого затеянного им альманаха. — Уйдя из «Отечественных записок», Белинский намеревался издать литературный альманах «Левиафан», для которого ему обещали свои произведения Некрасов, Тургенев, Достоевский, Панаев и др. (см.: Белинский, т. 12, с. 254—255). Материалы, собранные для этого альманаха, Белинский передал редакции «Современника» (см.: Ванюшина М. А. Белинский в работе над организацией альманаха «Левиафан» в 1846 г. — Уч. зап. Саратов, ун-та. Саратов, 1952, т. 31, с. 263—276).

...письма Белинского ~ небольшие отрывки из них читатели найдут ниже. — В выборе «отрывков» Тургенев не был объективен. Он опустил те места из писем Белинского, где критик либо хвалил поэзию Некрасова (Белинский, т. 12, с. 336), либо, оправдывая Некрасова, писал о том, что чувствует себя в редакции «Современника» полным хозяином и что материальное обеспечение, которое он получает, его вполне устраивает (там же, с. 344). О роли Белинского в редакции «Современника» см.: Дементьев А. Г. Очерки по истории русской журналистики. М.; Л., 1951, с. 241—336; Кийко Е. И. Белинский в «Современнике». — Уч. зап. ЛГУ, 1954, № 171, серия филол. наук, вып. 19, с. 90—119. Кроме того, Тургенев опустил лестные отзывы Белинского о нем самом (Белинский, т. 12, с. 334) и о первых рассказах «Записок охотника» (там же, с. 336).

...после первого приветствия, сделанного моей литературной деятельности ~ охладел к ней... — Первая рецензия Белинского на произведения Тургенева была посвящена его поэме «Параша» (Отеч Зап, 1843, № 5) (см.: Белинский, т. 7, с. 65). В 1848 г. Белинский был более сдержан в оценке поэтического творчества Тургенева, что объяснялось изменением его взгляда на характер дарования писателя. Критик считал в это время, что только в «Записках охотника» талант Тургенева «обозначился вполне» (Белинский, т. 10, с. 344—345).

...очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч» ~ Успех этого очерка побудил меня написать другие... — О возникновении цикла рассказов «Записки охотника» см. в наст. изд. т. 3, с. 399—406.

Но читатель увидит из тех же писем Белинского ~ особенных надежд на меня не возлагал. — Тургенев не точен. В письме к автору «Записок охотника» Белинский писал: «Судя по „Хорю“, Вы далеко

351

 пойдете. <...> Еще раз: не только „Хорь“, но „Русак“ обещает в Вас замечательного писателя в будущем» (Белинский, т. 12, с. 336).

Стр. 47. ...рекомендовал и выводил в люди Некрасова... — В 1843 году, обратив внимание на рецензии Некрасова, печатавшиеся в «Литературной газете», Белинский пригласил его к себе и познакомил с ближайшими своими друзьями (см.: Лит Насл, т. 49—50, с. 164).

...к славянофилам он всю жизнь относился враждебно... — Отмечая слабые стороны положительной программы славянофилов и, отвергая их мистические предчувствия «победы Востока над Западом, которых несостоятельность слишком ясно обнаруживается фактами действительности», Белинский в то же время признавал, что в критике славянофилами русского европеизма есть много дельного, «с чем нельзя не согласиться, хотя наполовину» (Белинский, т. 10, с. 17). Комментируемое утверждение Тургенева полемично по отношению к высказанным уже в печати предположениям, что «если б Белинский прожил еще год, он бы сделался славянофилом...» (Достоевский, т. 19, с. 149; см. там же, т. 21, с. 384).

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716), немецкий математик и философ.

Стр. 48. ...написал ему письмо... — Имеется в виду знаменитое зальцбруннское письмо Белинского к Гоголю. Историю создания и распространения этого, одного «из лучших произведений бесцензурной демократической печати» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 94) см. в исследовании Ю. Г. Оксмана «„Письмо Белинского к Гоголю“ как исторический документ» (Уч. зап. Сарат. ун-та, 1952, т. 31, с. 111—204).

...писал он одному приятелю в Париж... — Тургенев излагает эпизод, подробно рассказанный Белинским в письме к Анненкову от 17(29) сентября 1847 г. (см.: Белинский, т. 12, с. 398—399).

Стр. 49. ...взялся перевести роман Поль-де-Кока... — Роман Поль де Кока «Магдалина» был переведен Белинским в октябре — ноябре 1832 г. (см.: Лит Насл, т. 57, с. 255). За перевод, вышедший в свет в 1833 г. под инициалами В. Б., Белинский получил «едва <...> сто рублей ассигнациями» (Белинский, т. 11, с. 93).

Стр. 50. ...дочь тверского помещика Б-на. ~ она скоро умерла. — Белинский был влюблен в Александру Александровну Бакунину (1816—1882), у которой в это время был роман с В. П. Боткиным; умерла ее старшая сестра Любовь Александровна Бакунина (1811—1838). Историю создания «Уездного лекаря» см.: Орл сб, 1960, с. 60—75.

...грустная история с девушкой из простого звания... — Об этом Белинский рассказывал в письмах к В. И. Боткину и Н. В. Станкевичу (Белинский, т. 11, с. 359, 410). О творческом преломлении характерных черт личности Белинского и некоторых эпизодов его жизни в рассказе Тургенева «Яков Пасынков» см.: наст. изд., т. 5, с. 403 (примечания Е. И. Кийко).

О небо! Если бы хоть раз ~ Я просиял бы и погас! — Из стихотворения Ф. И. Тютчева «Как над горячею золой...» (1830).

...он еще успел быть свидетелем торжества своих любимых, задушевных надежд... — Тургенев имеет в виду энтузиазм, с которыми Белинский встретил начало французской революции 1848 года. Герцен вспоминает в «Былом и думах», что «весть о февральской революции еще застала его в живых, он умер, принимая зарево ее за занимающееся утро!» (Герцен, т. 9, с. 34). При этом Белинский

352

 выражал уверенность, что «перевороты» во Франции окажут влияние на «другие государства» (см.: Берх А. М. Из знакомства с Белинским. — В кн.: В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1977, с. 573).

...полиция ежедневно справлялась о состоянии его здоровья... — Последние дни жизни Белинский провел в ожидании обыска и ареста (см.: Белинский, т. 12, с. 469; Лит Насл, т. 57, с. 309; В. Г. Белинский в воспоминаниях современников, с. 475).

A struggle more — and I am free! — У Байрона: One struggle more... — Первая и заглавная строка стихотворения 1811 г. из сборника «Occasional Pieces» (1807—1824).

Стр. 51. ... «не возвратился еще ни один путешественник»... — Из «Гамлета» Шекспира (акт III, сцена 1).

...силе Островского... — Отвечая в письме от 24 октября (5 ноября) 1869 г. на вопрос А. Ф. Писемского, не являются ли слова о «силе Островского» искажением журнального текста («Сколько мне помнится, вы этого качества никогда не признавали в Островском»), Тургенев разъяснял: «Вы удивляетесь слову „сила“, употребленному мною при оценке Островского; но это слово в понятии моем относилось не к теперешнему Островскому, автору водянистых исторических драм и т. п., — а к старому, прежнему Островскому, творцу „Своих людей“ и др. Мне кажется, это слово тут было уместно».

...юмору Писемского... — Тургенев высоко ценил произведения Писемского 1850—1860-х годов и содействовал их переводу на немецкий язык (см., например, письма Тургенева от 27 сентября (9 октября) 1869 г. к Писемскому и от 3 (15) декабря 1869 г. к Юлиану Шмидту).

...сатире Салтыкова... — Характеризуя особенности таланта Салтыкова-Щедрина, Тургенев писал ему 30 ноября (12 декабря) 1870 г. в связи с выходом в свет отдельного издания «Истории одного города»: «...эта книга в своем роде драгоценный исторический материал, который ни одним нашим будущим бытописателем обойденным быть не должен. Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злобным юмором напоминающей лучшие страницы Свифта, „История одного города“ представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии». В 1871 г. Тургенев напечатал об этой книге статью в английском журнале «The Academy» (Лондон) (см.: наст. изд., т. 10, с. 262).

...трезвой правде Решетникова... — В письме к П. В. Анненкову от 12 (24) января 1869 г. Тургенев отмечал, что он очень высоко ценит творчество Ф. М. Решетникова, который к тому времени уже напечатал повесть «Подлиповцы» (1864), романы «Глумовы» (1866—1867), «Горнорабочие» (1866), а также повести и рассказы. Еще более определенно о своем отношении к Решетникову Тургенев писал 13 (25) января того же года А. А. Фету: «Только можно читать, что Л. Толстого — когда он не философствует — да Решетникова. <...> Правда дальше идти не может».

...одной близкой ему дамы... — Имеется в виду Александра Петровна Тютчева (1822—1887), жена Н. Н. Тютчева, близкого знакомого Белинского и Тургенева. Записка Тургенева к А. П. Тютчевой до нас не дошла. Ее письмо, написанное 11 (23) июня 1848 г., Тургенев приводит с некоторыми сокращениями. Полный текст его см.: Лит Насл, т. 56, с. 196—197.

353

Стр. 52. Вот отрывки из писем Белинского ко мне... — Полный текст этих писем см.: Белинский, т. 12, с. 333—337; 342—346 и 353.

** получил от К-ра ругательное письмо, но не показал ***. — Звездочками Тургенев заменил имена И. И. Панаева и Н. А. Некрасова. От К-ра — от Кетчера.

Стр. 53. Я написал к Б. ... — К В. П. Боткину.

Стр. 54. К А-ву, к Г-ну — в подлиннике: к Анненкову, к Герцену.

Стр. 55. Человек он был! — Слова Гамлета, сказанные им об отце в разговоре с Горацио (акт 1, сцена 2).


Кийко Е.И. Комментарии: И.С. Тургенев. Воспоминания о Белинском // И.С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1982. Т. 11. С. 337—354.
© Электронная публикация — РВБ, 2010—2019. Версия 2.0 от 22 мая 2017 г.