ПОЕЗДКА В АЛЬБАНО И ФРАСКАТИ

(с. 75)

ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА

Неполный черновой автограф со слов: «как только завязывался спор» (с. 77, строки 42—43). 5 л. Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 74; описание см.: Mazon, p. 64; фотокопия: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 276.

Беловой автограф, 5 л. Хранится в Одесской государственной библиотеке.

Беловой автограф, 14 л. До слов: «я уехал в деревню» (с. 83, строки 4—5) — рукой Тургенева; далее — неизвестной рукой. Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 80; описание см.: Mazon, p. 64: микрофильм: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 392.

Век, 1861, № 15, с. 521—526.

Т, Соч, 1874, ч. 1, с. 91—103.

Т, Соч, 1880, т. 1, с. 84—96.

Впервые опубликовано: Век, 1861, № 15, с подписью: Ив. Тургенев.

363

Печатается по тексту Т, Соч, 1880 со следующими исправлениями по всем другим источникам:

Стр. 76, строки 17—18: «с особенным сочувствием» вместо «с собственным сочувствием».

Стр. 77, строка 20: «проникнуто» вместо «проникнутое».

«Поездка в Альбано и Фраскати» — первая по времени создания глава «Литературных и житейских воспоминаний».

Тургенев писал ее, прервав работу над «Отцами и детьми», в феврале — марте 1861 года для начавшего выходить в 1861 году журнала «Век». Первое упоминание об этом произведении сохранилось в письме к П. В. Анненкову от 15 (27) февраля 1861 г., где Тургенев сообщал: «...работа подвигается помаленьку; статья для „Века“ скоро будет окончена». Через месяц, 14 (26) марта, писатель уведомлял А. В. Дружинина: «...спешу предварить Вас, что я кончил статью для „Века“ под названием: „Прогулка в Альбано и Фраскати“ — и завтра же начну ее переписывать — и через два-три дня ее вышлю к Вам. Очень был бы я рад, если б она Вам понравилась». «На днях отправляю статейку в „Век“», — писал Тургенев Анненкову 22 марта (3 апреля) 1861 г., а 7 (19) апреля Анненков известил Тургенева о получении рукописи (см. ниже, с. 366).

Основу «Поездки в Альбано и Фраскати» составили воспоминания о встречах с художником А. А. Ивановым в Риме в октябре 1857 г., когда Тургенев впервые познакомился с ним. Впечатления от знакомства с Ивановым и его картиной «Явление Христа народу» Тургенев изложил 31 октября (12 ноября) 1857 г. в письме к Анненкову, которое можно считать первым наброском появившихся через три с лишним года воспоминаний.

О том, как подействовало на Тургенева обаяние личности и таланта Иванова, свидетельствуют его письма из Рима, в которых, часто упоминается это имя. «Из здешних художников, — пишет он 3 (15) ноября 1857 г. Е. Е. Ламберт, — самый замечательный Иванов — и в его картине (которую он мне показал под секретом) есть первоклассные красоты».

Вместе с В. П. Боткиным и В. А. Черкасским Тургенев в феврале 1858 г., незадолго до отправки картины Иванова в Петербург, помогал художнику в составлении письма-прошения на имя президента Академии художеств вел. княгини Марии Николаевны (см.: Зуммер Вс. Ал. Иванов о Тургеневе. — Родная земля, 1919, № 2, с. 12—14).

Глубоко потрясла Тургенева неожиданная смерть Иванова на пороге признания и славы.

«Сейчас я прочел в газетах известие о смерти Иванова — и совершенно оглушен этим ударом, — писал Тургенев Черкасскому. 9 (21) июля 1858 г. — <...> Что значит эта смерть? Уж полно, холера ли это? — Не отравился ли он? Бедный! — Вспоминаю я его ужас при мысли о Петербурге, его предчувствия: они сбылись! А мы еще так недавно в Петербурге давали в честь его обед, пили его здоровье. — Нет, решительно: ни России, ни порядочным русским не везет». Начиная 21 июля (2 августа) 1858 г. свое письмо к Полине Виардо этим «известием, горестным для всех русских», Тургенев писал об Иванове: «Несчастный! после двадцати пяти лет труда, лишений, нищеты, добровольного заточения, в тот самый момент, когда его картина была выставлена, еще до получения какой-либо награды, прежде даже, чем он убедился в успехе этого

364

 творения, которому он посвятил всю свою жизнь, — смерть...» И далее: «Что касается его картины, то она, конечно, принадлежит к той эпохе искусства, в которую мы вступили немногим более столетия назад, и это, надо в том сознаться, эпоха упадка. Это уже не чистая и простая живопись: это — философия, поэзия, история, религия. В картине есть вопиющие недостатки, но это всё же значительная вещь, произведение серьезное, возвышенное, влияния которого нужно желать в России, хотя бы как противодействия школе, основанной Брюлловым...» (пер. с франц.).

Многочисленные статьи об Иванове, появившиеся после его смерти, и в первую очередь А. С. Хомякова 1, А. И. Герцена 2, Н. Г. Чернышевского 3, определили характер статьи Тургенева, в которой соединились мемуарный, художественный и публицистический элементы.

На первом листе сохранившегося чернового автографа Тургенев сверху набросал несколько строк, которые были впоследствии развиты в его статье:

«изучил ассирийские древности — знал библию наизусть.

Христос никогда не смеялся.

Приходил всегда первый — серьезно.

Литер<атура> и политика его не занимала.

Самобытен — по складу души, не по его произведению».

Высоко оценивая творчество Иванова и видя в нем художника, способного возглавить в искусстве направление, которое могло бы противостоять «брюлловскому марлинизму», Тургенев не был склонен, как это делали славянофилы, поднимать его над всем мировым искусством.

Во второй части своей статьи писатель полемизирует с Хомяковым, выразившим наиболее полно славянофильское воззрение на творчество Иванова. Отказывая художнику в подлинной гениальности, Тургенев тем не менее стремится подчеркнуть «пользу великую» его искусства. На полях чернового автографа он вписывает отрывок, в котором утверждает это, парируя возможные возражения: «Иные могут возразить ~ принести пользу великую» (с. 84, строки 23—32).

Уже после того как в черновом автографе была написана последняя фраза статьи, поставлены дата и подпись, Тургенев вписал, также в форме ответа на возможное возражение, еще один крайне важный абзац о самобытности Иванова и его заслуге перед искусством: «Предвижу еще возражение ~ дюжинных красот» (с. 84—85, строки 43—14).

Переписывая статью набело (первый беловой автограф), Тургенев снова делает существенные вставки на полях. В частности, были вписаны следующие строки: 1) «Известно, что на Иванова ~ грубым реалистом» (с. 75—76, строки 32—6); 2) «Усидчивым трудом ~ он знал от слова до слова» (с. 77, строки 34—38); 3) «На наши вечеринки ~ Христос никогда не смеялся» (с. 77—78, строки 41—9).


1 Хомяков А. С. Картина Иванова. — Рус беседа, 1858, № 3, с. 1—22.

2 Герцен А. И. А. Иванов. — Колокол, 1858, 1 сентября, л. 22.

3 Чернышевский Н. Г. Заметка по поводу предыдущей статьи. — Совр, 1858, № 11, с. 175—180.

365

Стилистически текст первого белового автографа незначительно отличается от печатного.

Неясно происхождение второго белового автографа, который лишь в единичных случаях и очень несущественно отличается от публикации в «Веке» (см. раздел «Варианты» в изд.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. XIV). Возможно, Тургенев переписывал статью уже с печатного текста, готовя рукопись для переводчика. В пользу этого предположения говорит и то обстоятельство, что последние страницы рукописи написаны не рукой Тургенева, а в конце дана библиографическая ссылка на журнал «Век». Однако переводы этой статьи в печати не обнаружены.

Полемический характер статьи, сдержанная оценка картины Иванова, резкие суждения в адрес Брюллова вызвали нарекания критики. Так, уже Анненков, не соглашаясь с одним из существенных положений характеристики Иванова, писал Тургеневу 7 (19) апреля 1861 г.: «Статью Вашу я получил и уже передал ее Дружинину <...> В статье я вычеркнул только анекдот о вечерах у Гоголя, так как он приведен уже у Кулиша. Всё остальное прекрасно, хотя мысль, что Иванов технически не свободен, вряд ли верна. Он духовно не свободен, а потому и технику заставил насильственно идти мерным, архиерейским шагом» (Труды ГБЛ, вып. 3, с. 119—121).

С резким осуждением статьи Тургенева выступил Г. С. Дестунис: «К сожалению, подробности, сообщаемые нашим даровитым романистом, более характеризуют причуды и внешность, чем душу художника Иванова, — писал он. — Кроме того, статья г. Тургенева проникнута каким-то странным элементом, выражающимся в самом тоне рассказа, в нем есть что-то прожектерское, как бы исходящее от высшего существа к низшему» (Дестунис Г. Иванов и Брюллов перед судом И. С. Тургенева. — Светоч, 1861, кн. 9, с. 79). Вступился Дестунис и за Брюллова: «Не робок был Брюллов, но и он задумался бы, если бы предвидел, что один из самых даровитых наших писателей, И. С. Тургенев, назовет его картины „трескучими эффектами без содержания и поэзии“, а Иванову откажет в „творческой силе“» (там же, с. 83).

С мнением Дестуниса согласился В. Р. Зотов, который считал, что Тургенев обрисовал «знаменитого художника несколько с комической стороны» (Зотов В. Иванов и его картины. — Северное сияние, 1826, № 1, стлб. 67).

Полемизировал с Тургеневым, не называя его имени, но цитируя его воспоминания, и В. В. Стасов в своей статье «Живописец А. А. Иванов», написанной в 1861—1862 годах, но опубликованной лишь в 1880 году. Стасов писал, что Иванов низведен Тургеневым «на степень полезного учителя для других, вехи, указательного столба для будущих художников, а сам — неудачник, недоросток, лишенный и огня, и творческой мощи, и вдохновения» (ВЕ, 1880, № 1, с. 179).

Стр. 75. Альбано и Фраскати — итальянские города, Альбано — в 20 км к юго-западу, Фраскати — в 17 км к юго-востоку от Рима.

Веттурин — извозчик (итал. — vetturino).

Форестиер — чужестранец (итал. — forestiere).

...после Клод Лорреня... — Лоррен (Lorrain) Клод, наст. фамилия Желле (1600—1682), французский пейзажист; с ранних лет учился и жил в Италии.

366

...стоит лишь вспомнить «Рим» Гоголя... — Белинский писал о повести «Рим» (1842), что в ней «есть удивительно яркие и верные картины действительности», но «есть и косые взгляды на Париж и близорукие взгляды на Рим, и — что всего непостижимее в Гоголе — есть фразы, напоминающие своею вычурною изысканностью язык Марлинского» (Белинский, т. 4, с. 427).

...на Иванова некогда имел сильное влияние Овербек... — Овербек Фридрих Иоганн (1789—1869), немецкий художник, основатель братства «назарейцев» в Риме, члены которого выступали против современной академической живописи, противопоставляя ей искусство раннего Возрождения. В 1830-х годах, в первый период своего пребывания в Риме, Иванов был близок к Овербеку (см.: Алпатов М. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956. Т. 1, с. 138—140).

Стр. 76. Перуджино — Перуджино Пьетро (1446—1524), итальянский живописец, предшественник и учитель Рафаэля.

...один из них при мне величал Рафаэля бездарным... — Тургенев имеет в виду художника Е. С. Сорокина (1821—1892), о котором писал Анненкову 31 октября (12 ноября) 1857 г.: «Сорокин кричит, что Рафаэль дрянь и „все“ дрянь, а сам чепуху пишет». Отголоски этих впечатлений, почерпнутых писателем в Риме, имеются в «Отцах и детях» (гл. X).

...рассказывал нам кое-что ~ о Гоголе... — С Гоголем Иванов познакомился около 1838 г. в Риме и неизменно до самой смерти Гоголя поддерживал с ним тесные дружеские отношения. Кисти Иванова принадлежит один из лучших портретов Гоголя (1841). См.: Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников. М., 1955. с. 63—131.

Гоголь ~ превозносил его «Явление Христа...» — Гоголь посвятил Иванову в «Выбранных местах из переписки с друзьями» статью «Исторический живописец Иванов. (Письмо к гр. Матв. Ю. В<иельгорско>му)» (Гоголь, т. 8, с. 328—337).

...Гоголь приходил в восторг от «Последнего дня Помпеи»... — В статье «Последний день Помпеи» (1834) Гоголь писал: «Картина Брюллова — одно из ярких явлений 19 века. Это — светлое воскресение живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии». И далее: «Картина Брюллова может назваться полным, всемирным созданием» (Гоголь, т. 8, с. 107, 109).

...о 1848 годе Иванов говорил не иначе, как с содроганием... — А. И. Герцен, который в 1848 году жил в Риме и встречался с Ивановым, пишет в статье «А. Иванов» (1858): «Настал громовый 1848 год, я жил на площади, Иванов плотнее запирался в своей студии, сердился на шум истории, не понимал его, я сердился на него за это. К тому же он был тогда под влиянием восторженного мистицизма и своего рода эстетического христианства. Тем не менее иногда вечером Иванов приходил ко мне из своей студии и всякий раз, наивно улыбаясь, заводил речь именно о тех предметах, в которых мы совершенно расходились» (Герцен, т. 13, с. 326).

...Д. Штраусу, автору «Жизни Иисуса Христа». — Штраус (Strauss) Давид Фридрих (1808—1874), немецкий философ, теолог и историк; в своей книге «Жизнь Иисуса» («Das Leben Jesu», 1835), не отрицая исторического существования Иисуса Христа, доказывал, что евангельские предания о нем — мифы, порожденные духовной «субстанцией» эпохи, имеющие более позднее происхождение. Иванов был близок к Штраусу в психологической интерпретации

367

 историко-мифологического события (см.: Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. М.: Изобразительное искусство, 1980, с. 173—174).

Стр. 78. Литература и политика его не занимали... — Перепечатывая статью Тургенева в своей книге об Иванове, М. П. Боткин по поводу этого утверждения замечал: «Насколько сильно современное политическое движение занимало Иванова, начиная с 1847 и 1848 года, доказывают его письма и записные книжки этого времени» (Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка 1806—1858 гг. Издал Михаил Боткин. СПб., 1880).

Остерия — трактир (итал. osteria).

Фолиетта — мерка (около полулитра) для вина (итал. foglietta).

Стр. 80. ...несколько «паолов»... — Паоло — итальянская серебряная монета.

Стр. 81. ...внушили Тютчеву его прелестное стихотворение... — Тургенев цитирует в своем примечании стихотворение Ф. И. Тютчева «Итальянская villa» (1837).

Тиволи — древний итальянский город в северо-восточных окрестностях Рима; расположенная там вилла Эсте была построена в 1549 г.

Стр. 82. ...времен Медичисов... — Медичи — род, с перерывами правивший во Флоренции с 1434 по 1737 г.

Фарнезе — старинный итальянский княжеский род, к которому принадлежали многие государственные деятели энохи Возрождения.

Стр. 83. Картина его уже была в Петербурге и начинала возбуждать невыгодные толки. — Тургенев имеет в виду прежде всего статью В. Толбина «О картине господина Иванова» (Сын отечества, 1858, № 25, 22 июня), написанную с позиций академического направления. Об оскорбительном отношении к Иванову правительственных кругов Петербурга см.: Т, ПСС и П, Письма, т. III, с. 569; Герцен, т. 13, с. 323—326, 352, 391—392.

Стр. 84. ...«еще неведомый избранник»... — Строка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832).

Стр. 85. ...альбом рисунков из жизни Христа... — Этот альбом был издан братом художника С. А. Ивановым под названием «Изображение из священной истории оставленных эскизов А. Иванова» (Берлин, 1884—1887. Вып. 1—14).

...на эскизе, принадлежащем В. П. Боткину... — В настоящее время этот эскиз находится в Государственном Русском музее (Ленинград).


Никитина С. Комментарии: И.С. Тургенев. Поездка в Альбано и Фраскати (Воспоминание об А. А. Иванове) // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1982. Т. 11. С. 363—368.
© Электронная публикация — РВБ, 2010—2024. Версия 2.0 от 22 мая 2017 г.