Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Мы обрнаружили, что вы используете AdBlock Plus или иное программное обеспечение для блокировки рекламы, которое препятствует полной загрузке страницы. 

Пожалуйста, примите во внимание, что реклама — единственный источник дохода для нашего сайта, благодаря которому мы можем его поддерживать и развивать. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или вовсе отключите его. 

 

×


ПОЕЗДКА В АЛЬБАНО И ФРАСКАТИ

(с. 75)

ИСТОЧНИКИ ТЕКСТА

Неполный черновой автограф со слов: «как только завязывался спор» (с. 77, строки 42—43). 5 л. Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 74; описание см.: Mazon, p. 64; фотокопия: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 276.

Беловой автограф, 5 л. Хранится в Одесской государственной библиотеке.

Беловой автограф, 14 л. До слов: «я уехал в деревню» (с. 83, строки 4—5) — рукой Тургенева; далее — неизвестной рукой. Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 80; описание см.: Mazon, p. 64: микрофильм: ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 392.

Век, 1861, № 15, с. 521—526.

Т, Соч, 1874, ч. 1, с. 91—103.

Т, Соч, 1880, т. 1, с. 84—96.

Впервые опубликовано: Век, 1861, № 15, с подписью: Ив. Тургенев.

363

Печатается по тексту Т, Соч, 1880 со следующими исправлениями по всем другим источникам:

Стр. 76, строки 17—18: «с особенным сочувствием» вместо «с собственным сочувствием».

Стр. 77, строка 20: «проникнуто» вместо «проникнутое».

«Поездка в Альбано и Фраскати» — первая по времени создания глава «Литературных и житейских воспоминаний».

Тургенев писал ее, прервав работу над «Отцами и детьми», в феврале — марте 1861 года для начавшего выходить в 1861 году журнала «Век». Первое упоминание об этом произведении сохранилось в письме к П. В. Анненкову от 15 (27) февраля 1861 г., где Тургенев сообщал: «...работа подвигается помаленьку; статья для „Века“ скоро будет окончена». Через месяц, 14 (26) марта, писатель уведомлял А. В. Дружинина: «...спешу предварить Вас, что я кончил статью для „Века“ под названием: „Прогулка в Альбано и Фраскати“ — и завтра же начну ее переписывать — и через два-три дня ее вышлю к Вам. Очень был бы я рад, если б она Вам понравилась». «На днях отправляю статейку в „Век“», — писал Тургенев Анненкову 22 марта (3 апреля) 1861 г., а 7 (19) апреля Анненков известил Тургенева о получении рукописи (см. ниже, с. 366).

Основу «Поездки в Альбано и Фраскати» составили воспоминания о встречах с художником А. А. Ивановым в Риме в октябре 1857 г., когда Тургенев впервые познакомился с ним. Впечатления от знакомства с Ивановым и его картиной «Явление Христа народу» Тургенев изложил 31 октября (12 ноября) 1857 г. в письме к Анненкову, которое можно считать первым наброском появившихся через три с лишним года воспоминаний.

О том, как подействовало на Тургенева обаяние личности и таланта Иванова, свидетельствуют его письма из Рима, в которых, часто упоминается это имя. «Из здешних художников, — пишет он 3 (15) ноября 1857 г. Е. Е. Ламберт, — самый замечательный Иванов — и в его картине (которую он мне показал под секретом) есть первоклассные красоты».

Вместе с В. П. Боткиным и В. А. Черкасским Тургенев в феврале 1858 г., незадолго до отправки картины Иванова в Петербург, помогал художнику в составлении письма-прошения на имя президента Академии художеств вел. княгини Марии Николаевны (см.: Зуммер Вс. Ал. Иванов о Тургеневе. — Родная земля, 1919, № 2, с. 12—14).

Глубоко потрясла Тургенева неожиданная смерть Иванова на пороге признания и славы.

«Сейчас я прочел в газетах известие о смерти Иванова — и совершенно оглушен этим ударом, — писал Тургенев Черкасскому. 9 (21) июля 1858 г. — <...> Что значит эта смерть? Уж полно, холера ли это? — Не отравился ли он? Бедный! — Вспоминаю я его ужас при мысли о Петербурге, его предчувствия: они сбылись! А мы еще так недавно в Петербурге давали в честь его обед, пили его здоровье. — Нет, решительно: ни России, ни порядочным русским не везет». Начиная 21 июля (2 августа) 1858 г. свое письмо к Полине Виардо этим «известием, горестным для всех русских», Тургенев писал об Иванове: «Несчастный! после двадцати пяти лет труда, лишений, нищеты, добровольного заточения, в тот самый момент, когда его картина была выставлена, еще до получения какой-либо награды, прежде даже, чем он убедился в успехе этого

364

 творения, которому он посвятил всю свою жизнь, — смерть...» И далее: «Что касается его картины, то она, конечно, принадлежит к той эпохе искусства, в которую мы вступили немногим более столетия назад, и это, надо в том сознаться, эпоха упадка. Это уже не чистая и простая живопись: это — философия, поэзия, история, религия. В картине есть вопиющие недостатки, но это всё же значительная вещь, произведение серьезное, возвышенное, влияния которого нужно желать в России, хотя бы как противодействия школе, основанной Брюлловым...» (пер. с франц.).

Многочисленные статьи об Иванове, появившиеся после его смерти, и в первую очередь А. С. Хомякова 1, А. И. Герцена 2, Н. Г. Чернышевского 3, определили характер статьи Тургенева, в которой соединились мемуарный, художественный и публицистический элементы.

На первом листе сохранившегося чернового автографа Тургенев сверху набросал несколько строк, которые были впоследствии развиты в его статье:

«изучил ассирийские древности — знал библию наизусть.

Христос никогда не смеялся.

Приходил всегда первый — серьезно.

Литер<атура> и политика его не занимала.

Самобытен — по складу души, не по его произведению».

Высоко оценивая творчество Иванова и видя в нем художника, способного возглавить в искусстве направление, которое могло бы противостоять «брюлловскому марлинизму», Тургенев не был склонен, как это делали славянофилы, поднимать его над всем мировым искусством.

Во второй части своей статьи писатель полемизирует с Хомяковым, выразившим наиболее полно славянофильское воззрение на творчество Иванова. Отказывая художнику в подлинной гениальности, Тургенев тем не менее стремится подчеркнуть «пользу великую» его искусства. На полях чернового автографа он вписывает отрывок, в котором утверждает это, парируя возможные возражения: «Иные могут возразить ~ принести пользу великую» (с. 84, строки 23—32).

Уже после того как в черновом автографе была написана последняя фраза статьи, поставлены дата и подпись, Тургенев вписал, также в форме ответа на возможное возражение, еще один крайне важный абзац о самобытности Иванова и его заслуге перед искусством: «Предвижу еще возражение ~ дюжинных красот» (с. 84—85, строки 43—14).

Переписывая статью набело (первый беловой автограф), Тургенев снова делает существенные вставки на полях. В частности, были вписаны следующие строки: 1) «Известно, что на Иванова ~ грубым реалистом» (с. 75—76, строки 32—6); 2) «Усидчивым трудом ~ он знал от слова до слова» (с. 77, строки 34—38); 3) «На наши вечеринки ~ Христос никогда не смеялся» (с. 77—78, строки 41—9).


1 Хомяков А. С. Картина Иванова. — Рус беседа, 1858, № 3, с. 1—22.

2 Герцен А. И. А. Иванов. — Колокол, 1858, 1 сентября, л. 22.

3 Чернышевский Н. Г. Заметка по поводу предыдущей статьи. — Совр, 1858, № 11, с. 175—180.

365

Стилистически текст первого белового автографа незначительно отличается от печатного.

Неясно происхождение второго белового автографа, который лишь в единичных случаях и очень несущественно отличается от публикации в «Веке» (см. раздел «Варианты» в изд.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. XIV). Возможно, Тургенев переписывал статью уже с печатного текста, готовя рукопись для переводчика. В пользу этого предположения говорит и то обстоятельство, что последние страницы рукописи написаны не рукой Тургенева, а в конце дана библиографическая ссылка на журнал «Век». Однако переводы этой статьи в печати не обнаружены.

Полемический характер статьи, сдержанная оценка картины Иванова, резкие суждения в адрес Брюллова вызвали нарекания критики. Так, уже Анненков, не соглашаясь с одним из существенных положений характеристики Иванова, писал Тургеневу 7 (19) апреля 1861 г.: «Статью Вашу я получил и уже передал ее Дружинину <...> В статье я вычеркнул только анекдот о вечерах у Гоголя, так как он приведен уже у Кулиша. Всё остальное прекрасно, хотя мысль, что Иванов технически не свободен, вряд ли верна. Он духовно не свободен, а потому и технику заставил насильственно идти мерным, архиерейским шагом» (Труды ГБЛ, вып. 3, с. 119—121).

С резким осуждением статьи Тургенева выступил Г. С. Дестунис: «К сожалению, подробности, сообщаемые нашим даровитым романистом, более характеризуют причуды и внешность, чем душу художника Иванова, — писал он. — Кроме того, статья г. Тургенева проникнута каким-то странным элементом, выражающимся в самом тоне рассказа, в нем есть что-то прожектерское, как бы исходящее от высшего существа к низшему» (Дестунис Г. Иванов и Брюллов перед судом И. С. Тургенева. — Светоч, 1861, кн. 9, с. 79). Вступился Дестунис и за Брюллова: «Не робок был Брюллов, но и он задумался бы, если бы предвидел, что один из самых даровитых наших писателей, И. С. Тургенев, назовет его картины „трескучими эффектами без содержания и поэзии“, а Иванову откажет в „творческой силе“» (там же, с. 83).

С мнением Дестуниса согласился В. Р. Зотов, который считал, что Тургенев обрисовал «знаменитого художника несколько с комической стороны» (Зотов В. Иванов и его картины. — Северное сияние, 1826, № 1, стлб. 67).

Полемизировал с Тургеневым, не называя его имени, но цитируя его воспоминания, и В. В. Стасов в своей статье «Живописец А. А. Иванов», написанной в 1861—1862 годах, но опубликованной лишь в 1880 году. Стасов писал, что Иванов низведен Тургеневым «на степень полезного учителя для других, вехи, указательного столба для будущих художников, а сам — неудачник, недоросток, лишенный и огня, и творческой мощи, и вдохновения» (ВЕ, 1880, № 1, с. 179).

Стр. 75. Альбано и Фраскати — итальянские города, Альбано — в 20 км к юго-западу, Фраскати — в 17 км к юго-востоку от Рима.

Веттурин — извозчик (итал. — vetturino).

Форестиер — чужестранец (итал. — forestiere).

...после Клод Лорреня... — Лоррен (Lorrain) Клод, наст. фамилия Желле (1600—1682), французский пейзажист; с ранних лет учился и жил в Италии.

366

...стоит лишь вспомнить «Рим» Гоголя... — Белинский писал о повести «Рим» (1842), что в ней «есть удивительно яркие и верные картины действительности», но «есть и косые взгляды на Париж и близорукие взгляды на Рим, и — что всего непостижимее в Гоголе — есть фразы, напоминающие своею вычурною изысканностью язык Марлинского» (Белинский, т. 4, с. 427).

...на Иванова некогда имел сильное влияние Овербек... — Овербек Фридрих Иоганн (1789—1869), немецкий художник, основатель братства «назарейцев» в Риме, члены которого выступали против современной академической живописи, противопоставляя ей искусство раннего Возрождения. В 1830-х годах, в первый период своего пребывания в Риме, Иванов был близок к Овербеку (см.: Алпатов М. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956. Т. 1, с. 138—140).

Стр. 76. Перуджино — Перуджино Пьетро (1446—1524), итальянский живописец, предшественник и учитель Рафаэля.

...один из них при мне величал Рафаэля бездарным... — Тургенев имеет в виду художника Е. С. Сорокина (1821—1892), о котором писал Анненкову 31 октября (12 ноября) 1857 г.: «Сорокин кричит, что Рафаэль дрянь и „все“ дрянь, а сам чепуху пишет». Отголоски этих впечатлений, почерпнутых писателем в Риме, имеются в «Отцах и детях» (гл. X).

...рассказывал нам кое-что ~ о Гоголе... — С Гоголем Иванов познакомился около 1838 г. в Риме и неизменно до самой смерти Гоголя поддерживал с ним тесные дружеские отношения. Кисти Иванова принадлежит один из лучших портретов Гоголя (1841). См.: Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников. М., 1955. с. 63—131.

Гоголь ~ превозносил его «Явление Христа...» — Гоголь посвятил Иванову в «Выбранных местах из переписки с друзьями» статью «Исторический живописец Иванов. (Письмо к гр. Матв. Ю. В<иельгорско>му)» (Гоголь, т. 8, с. 328—337).

...Гоголь приходил в восторг от «Последнего дня Помпеи»... — В статье «Последний день Помпеи» (1834) Гоголь писал: «Картина Брюллова — одно из ярких явлений 19 века. Это — светлое воскресение живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии». И далее: «Картина Брюллова может назваться полным, всемирным созданием» (Гоголь, т. 8, с. 107, 109).

...о 1848 годе Иванов говорил не иначе, как с содроганием... — А. И. Герцен, который в 1848 году жил в Риме и встречался с Ивановым, пишет в статье «А. Иванов» (1858): «Настал громовый 1848 год, я жил на площади, Иванов плотнее запирался в своей студии, сердился на шум истории, не понимал его, я сердился на него за это. К тому же он был тогда под влиянием восторженного мистицизма и своего рода эстетического христианства. Тем не менее иногда вечером Иванов приходил ко мне из своей студии и всякий раз, наивно улыбаясь, заводил речь именно о тех предметах, в которых мы совершенно расходились» (Герцен, т. 13, с. 326).

...Д. Штраусу, автору «Жизни Иисуса Христа». — Штраус (Strauss) Давид Фридрих (1808—1874), немецкий философ, теолог и историк; в своей книге «Жизнь Иисуса» («Das Leben Jesu», 1835), не отрицая исторического существования Иисуса Христа, доказывал, что евангельские предания о нем — мифы, порожденные духовной «субстанцией» эпохи, имеющие более позднее происхождение. Иванов был близок к Штраусу в психологической интерпретации

367

 историко-мифологического события (см.: Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. М.: Изобразительное искусство, 1980, с. 173—174).

Стр. 78. Литература и политика его не занимали... — Перепечатывая статью Тургенева в своей книге об Иванове, М. П. Боткин по поводу этого утверждения замечал: «Насколько сильно современное политическое движение занимало Иванова, начиная с 1847 и 1848 года, доказывают его письма и записные книжки этого времени» (Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка 1806—1858 гг. Издал Михаил Боткин. СПб., 1880).

Остерия — трактир (итал. osteria).

Фолиетта — мерка (около полулитра) для вина (итал. foglietta).

Стр. 80. ...несколько «паолов»... — Паоло — итальянская серебряная монета.

Стр. 81. ...внушили Тютчеву его прелестное стихотворение... — Тургенев цитирует в своем примечании стихотворение Ф. И. Тютчева «Итальянская villa» (1837).

Тиволи — древний итальянский город в северо-восточных окрестностях Рима; расположенная там вилла Эсте была построена в 1549 г.

Стр. 82. ...времен Медичисов... — Медичи — род, с перерывами правивший во Флоренции с 1434 по 1737 г.

Фарнезе — старинный итальянский княжеский род, к которому принадлежали многие государственные деятели энохи Возрождения.

Стр. 83. Картина его уже была в Петербурге и начинала возбуждать невыгодные толки. — Тургенев имеет в виду прежде всего статью В. Толбина «О картине господина Иванова» (Сын отечества, 1858, № 25, 22 июня), написанную с позиций академического направления. Об оскорбительном отношении к Иванову правительственных кругов Петербурга см.: Т, ПСС и П, Письма, т. III, с. 569; Герцен, т. 13, с. 323—326, 352, 391—392.

Стр. 84. ...«еще неведомый избранник»... — Строка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832).

Стр. 85. ...альбом рисунков из жизни Христа... — Этот альбом был издан братом художника С. А. Ивановым под названием «Изображение из священной истории оставленных эскизов А. Иванова» (Берлин, 1884—1887. Вып. 1—14).

...на эскизе, принадлежащем В. П. Боткину... — В настоящее время этот эскиз находится в Государственном Русском музее (Ленинград).


Никитина С. Комментарии: И.С. Тургенев. Поездка в Альбано и Фраскати (Воспоминание об А. А. Иванове) // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1982. Т. 11. С. 363—368.
© Электронная публикация — РВБ, 2010—2019. Версия 2.0 от 22 мая 2017 г.

Загрузка...
Загрузка...