Обнаружен блокировщик рекламы, препятствующий полной загрузке страницы.
Реклама — наш единственный источник дохода. Без нее поддержка и развитие сайта невозможны.
Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или отключите его.
«Собеседник любителей российского слова», под надзиранием почтенный наук покровительницы, есть и должен быть хранилищем тех произведений разума, кои приносить могут столько увеселения, сколько и действительной пользы. Издатели оного не боятся отверзать двери истине; почему и беру вольность представить им для напечатания «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». Буде оные напечатаются, то продолжение последует впредь и немедленно. Публика заключит тогда по справедливости, что если можно вопрошать прямодушно, то можно и отвечать чистосердечно. Ответы и решения наполнять будут «Собеседника»
1 Написал ответы на вопросы Фонвизина, Екатерина II — автор «Былей и небылиц» — предпослала сочинению сатирика следующее предисловие: «Издатели «Собеседника» разделили труд рассматривать присылаемые к ним сочинения между собою понедельно, равно как и ответствовать на оные, ежели того нужда потребует. Сочинитель «Былей и небылиц», рассмотрев присланные вопросы от неизвестного, на оные сочинил ответы, кои совокупно здесь прилагаются». (Прим. ред.)
и составлять неиссыхаемый источник размышлений, извлекающих со дна истину, толь возлюбленную монархине нашей.
Вопросы: | Ответы: | |
1. Отчего у нас спорят сильно в таких истинах, кои нигде уже не встречают ни малейшего сумнения? | На 1. У нас, как и везде, всякий спорит о том, что ему не нравится или непонятно. | |
2. Отчего многих добрых людей видим в отставке? | На 2. Многие добрые люди вышли из службы, вероятно, для того, что нашли выгоду быть в отставке. | |
3. Отчего все в долгах? | На 3. Оттого в долгах, что проживают более, нежели дохода имеют. | |
4. Если дворянством награждаются заслуги, а к заслугам отверсто поле для всякого гражданина, отчего же никогда не достигают дворянства купцы, а всегда или заводчики, или откупщики? | На 4. Одни, быв богатее других, имеют случай оказать какую ни на есть такую заслугу, по которой получают отличие. | |
5. Отчего у нас тяжущиеся не печатают тяжеб своих и решений правительства? | На 5. Для того, что вольных типографий до 1782 года не было. | |
6. Отчего не только в Петербурге, но и в самой Москве перевелися общества между благородными? | На 6. От размножившихся клобов. |
7. Отчего главное старание большой части дворян состоит не в том, чтоб поскорей сделать детей своих людьми, а в том, чтоб поскорее сделать их не служа гвардии унтер-офицерами? | На 7. Одно легче другого. | |
8. Отчего в наших беседах слушать нечего? | На 8. Оттого, что говорят небылицу. | |
9. Отчего известные и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми? | На 9. Оттого, что на суде не изобличены. | |
10. Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться? | На 10. Оттого, что сие не есть дело всякого. | |
11. Отчего знаки почестей, долженствующие свидетельствовать истинные отечеству заслуги, не производят по большой части к носящим их ни малейшего душевного почтения? | На 11. Оттого, что всякий любит и почитает лишь себе подобного, а не общественные и особенные добродетели. | |
12. Отчего у нас не стыдно не делать ничего? | На 12. Сие неясно: стыдно делать дурно, а в обществе жить не есть не делать ничего. | |
13. Чем можно возвысить упадшие души дворянства? Каким образом выгнать из сердец | На 13. Сравнение прежних времен с нынешними покажет несумненно, колико души ободрены либо |
нечувственность к достоинству благородного звания? Как сделать, чтоб почтенное титло дворянина было несумненным доказательством душевного благородства? | упали; самая наружность, походка и проч. то уже оказывает. | |
14. Имея монархиню честного человека, что бы мешало взять всеобщим правилом: удостоиваться ее милостей одними честными делами, а не отваживаться проискивать их обманом и коварством? | На 14. Для того, что везде, по всякой земле и во всякое время род человеческий совершенным не родится. | |
14. Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие? | На 14. Предки наши не все грамоте умели. NB. Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели; буде же бы имели, то начли бы на нынешнего одного десять прежде бывших. | |
15. Отчего многие приезжие из чужих краев, почитавшиеся тамо умными людьми, у нас почитаются дураками; и наоборот: отчего здешние умницы в чужих краях часто дураки? | На 15. Оттого, что вкусы разные и что всякий народ имеет свой смысл. | |
16. Гордость большой части бояр где обитает: в душе или в голове? | На 16. Тамо же, где нерешимость. | |
17. Отчего в Европе весьма ограниченный человек | На 17. Оттого, что тамо, учась слогу, одинако |
в состоянии написать письмо вразумительное и отчего у нас часто преострые люди пишут так бестолково? | пишут; у нас же всяк мысли свои не учась на бумагу кладет. | |
18. Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются? | На 18. По той же причине, по которой человек стареется. | |
19. Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудки: первый, будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; вторый, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо? | На 19. Временем и знанием. | |
20. В чем состоит наш национальный характер? | На 20. В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных. |