НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ,
 МОГУЩИХ ВОЗБУДИТЬ В УМНЫХ
 И ЧЕСТНЫХ ЛЮДЯХ
ОСОБЛИВОЕ ВНИМАНИЕ1

«Собеседник любителей российского слова», под надзиранием почтенный наук покровительницы, есть и должен быть хранилищем тех произведений разума, кои приносить могут столько увеселения, сколько и действительной пользы. Издатели оного не боятся отверзать двери истине; почему и беру вольность представить им для напечатания «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». Буде оные напечатаются, то продолжение последует впредь и немедленно. Публика заключит тогда по справедливости, что если можно вопрошать прямодушно, то можно и отвечать чистосердечно. Ответы и решения наполнять будут «Собеседника»


1 Написал ответы на вопросы Фонвизина, Екатерина II — автор «Былей и небылиц» — предпослала сочинению сатирика следующее предисловие: «Издатели «Собеседника» разделили труд рассматривать присылаемые к ним сочинения между собою понедельно, равно как и ответствовать на оные, ежели того нужда потребует. Сочинитель «Былей и небылиц», рассмотрев присланные вопросы от неизвестного, на оные сочинил ответы, кои совокупно здесь прилагаются». (Прим. ред.)

271

и составлять неиссыхаемый источник размышлений, извлекающих со дна истину, толь возлюбленную монархине нашей.

Вопросы:    Ответы:
1. Отчего у нас спорят сильно в таких истинах, кои нигде уже не встречают ни малейшего сумнения?    На 1. У нас, как и везде, всякий спорит о том, что ему не нравится или непонятно.
2. Отчего многих добрых людей видим в отставке?    На 2. Многие добрые люди вышли из службы, вероятно, для того, что нашли выгоду быть в отставке.
3. Отчего все в долгах?    На 3. Оттого в долгах, что проживают более, нежели дохода имеют.
4. Если дворянством награждаются заслуги, а к заслугам отверсто поле для всякого гражданина, отчего же никогда не достигают дворянства купцы, а всегда или заводчики, или откупщики?    На 4. Одни, быв богатее других, имеют случай оказать какую ни на есть такую заслугу, по которой получают отличие.
5. Отчего у нас тяжущиеся не печатают тяжеб своих и решений правительства?    На 5. Для того, что вольных типографий до 1782 года не было.
6. Отчего не только в Петербурге, но и в самой Москве перевелися общества между благородными?    На 6. От размножившихся клобов.
272
7. Отчего главное старание большой части дворян состоит не в том, чтоб поскорей сделать детей своих людьми, а в том, чтоб поскорее сделать их не служа гвардии унтер-офицерами?    На 7. Одно легче другого.
8. Отчего в наших беседах слушать нечего?    На 8. Оттого, что говорят небылицу.
9. Отчего известные и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми?    На 9. Оттого, что на суде не изобличены.
10. Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?   На 10. Оттого, что сие не есть дело всякого.   
11. Отчего знаки почестей, долженствующие свидетельствовать истинные отечеству заслуги, не производят по большой части к носящим их ни малейшего душевного почтения?    На 11. Оттого, что всякий любит и почитает лишь себе подобного, а не общественные и особенные добродетели.
12. Отчего у нас не стыдно не делать ничего?    На 12. Сие неясно: стыдно делать дурно, а в обществе жить не есть не делать ничего.
13. Чем можно возвысить упадшие души дворянства? Каким образом выгнать из сердец   На 13. Сравнение прежних времен с нынешними покажет несумненно, колико души ободрены либо
273
нечувственность к достоинству благородного звания? Как сделать, чтоб почтенное титло дворянина было несумненным доказательством душевного благородства?    упали; самая наружность, походка и проч. то уже оказывает.
14. Имея монархиню честного человека, что бы мешало взять всеобщим правилом: удостоиваться ее милостей одними честными делами, а не отваживаться проискивать их обманом и коварством?    На 14. Для того, что везде, по всякой земле и во всякое время род человеческий совершенным не родится.
14. Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?    На 14. Предки наши не все грамоте умели. NB. Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели; буде же бы имели, то начли бы на нынешнего одного десять прежде бывших.
15. Отчего многие приезжие из чужих краев, почитавшиеся тамо умными людьми, у нас почитаются дураками; и наоборот: отчего здешние умницы в чужих краях часто дураки?    На 15. Оттого, что вкусы разные и что всякий народ имеет свой смысл.
16. Гордость большой части бояр где обитает: в душе или в голове?    На 16. Тамо же, где нерешимость.
17. Отчего в Европе весьма ограниченный человек   На 17. Оттого, что тамо, учась слогу, одинако
274
в состоянии написать письмо вразумительное и отчего у нас часто преострые люди пишут так бестолково?    пишут; у нас же всяк мысли свои не учась на бумагу кладет.
18. Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются?    На 18. По той же причине, по которой человек стареется.
19. Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудки: первый, будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; вторый, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?    На 19. Временем и знанием.
20. В чем состоит наш национальный характер?    На 20. В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных.

Д.И. Фонвизин. Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений в двух томах. М.; Л.: Гос. Изд-во Художественной Литературы, 1959. Т. 2, с. 271—275.
© Электронная публикация — РВБ, 2005—2024. Версия 2.0 от 31 августа 2019 г.