2. Автограф — ААН, ф. 121, оп. 2, ед. хр. 132, л. 3—4 об. Частично опубликовано в статье А. И. Малеина “Новые данные для биографии В. К. Тредиаковского” (Сб. ОРЯС, 1928, т. 101, № 3, с. 431—432). Ответ Шумахера от 1 февр. 1731 см.: Пекарский, с. 25—27.

1 Письмо Шумахера неизвестно.

2 Как известно, и в допетровской традиционной культуре, и в московском барокко существовал запрет на любовную тему (см.: Панченко A. M. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973, с. 193—195, 239—240). Очевидно, что слово “святоши” адресовано и людям старомосковского закала, таким, как епископ Георгий Дашков, и киево-могилянским питомцам типа Феофилакта Лопатинского. Одобряют “Езду...”, видимо, члены партии Феофана Прокоповича: в его общество и общество Синодальных членов Тредиаковский вскоре вступает и читает сатиру А. Д. Кантемира с нападками на защитников старины, “против великороссийских богословия учителей, якобы ничего не знают” (“Экстракт о бывшем архимандрите Малиновском”. Пекарский, с. 38—39; ЦГАДА, ф. 7, № 515). Ср. обвинения в глупости, корыстолюбии и невежестве приверженцу старины, осуждающему “Езду...” от ее защитника (Москвитянин, 1853, т. 2, с. 125, ГВЛ, ф. 256; Рум. музей, I, № 1559).

3 Имеется в виду “Песнь. Сочинена... к торжественному празднованию коронации е. в. государыни императрицы Анны...”. Листок этой песни с нотами напечатан в сентябре или октябре 1730 г.


Шишкин А.Б. Комментарии: B. К. Тредиаковский. И.-Д. Шумахеру, 18 января 1731 г. // Письма русских писателей XVIII века. Л.: Наука, 1980. С. 63.
© Электронная публикация — РВБ, 2007—2024. Версия 2.0 от 14 октября 2019 г.