В Ливурну в другой раз приехал
1781-го года июля 7-го.

Л. 1. На Морской площади — т. е. на площади, называемой ныне Пьяцца Джузеппе Микели, связанной мостом с портом Ливорно.

Л. 1. мраморная статуя — о памятнике Фердинанду I (1595) работы Джованни Бандини. Вкруг постамента расположены четыре бронзовые статуи пленных варваров (так называемые „Четыре мавра“); изваяны в 1607 Пьетро Такка и присоединены к памятнику в 1626.

Л. 1 об. В Соборной церкве — Кафедральный собор Ливорно построен в 1594—1606 по проекту Алессандро Пьерони.

Л. 2. Дом Совета на площади — Палаццо Комунале, находящийся на Пьяцца Гранде, был построен в 1720 по проекту Джованни дель Фантазиа; через некоторое время к нему была пристроена двойная мраморная лестница, исполненная по плану Бернардино Чурини.

Л. 2. В доме аглинскаго консула, г. Удни называемаго, — о Джоне Удни см. подробнее во вступ. статье. Английский дипломат активно предлагал свои картины потенциальным покупателям. Так, в Архиве Уффиц сохранился печатный список части его коллекции (AFG, filza del 1791 a 37), в котором из картин, описываемых Н. А. Львовым, не упомянута ни одна. В этом собрании, судя по всему, находились по большей части копии, выдававшиеся за оригиналы, что крайне осложняет идентификацию полотен и установление их дальнейшей судьбы. В комментариях отмечается, фигурировали ли полотна, упомянутые Н. А. Львовым, на распродажах коллекций Дж. и Р. Удни на аукционах Кристи в 1800 и 1802; в тех случаях, если к сказанному русским путешественником прибавить нечего, реалии оставлялись без пояснений. То же относится к описанным ниже коллекциям семейств Сампьери и Капрара (Болонья) и Игнаца Унтербергера (Вена).

Л. 2. Даная, сидяшая на постеле, — судя по описанию, речь идет о копии со знаменитой „Данаи“ (ок. 1530) Корреджо, подлинник которой с 1827 находится в собрании Виллы Боргезе [илл. 1]. См.: Index of Paintings Sold in the British Isles during the Nineteenth Century / Ed. by B. B. Fredericksen. Vol. I: 1801—1805.

98

Santa Barbara; Oxford, 1988. P. 208; распродажа коллекции Р. Удни от 19.05.1804; № 99.

Л. 2 об. из тех трех сокровищ Кореджевых — далее Н. А. Львов явно со слов Дж. Удни весьма неточно излагает историю четырех полотен, созданных Корреджо ок. 1530 и составляющих цикл „Возлюбленные Зевса“: „Даная“ [илл. 1], „Леда“, „Юпитер и Ио“ [илл. 41], „Похищение Ганимеда“ [илл. 40]. По свидетельству Вазари они были написаны для Федериго II Гонзага, которого Карл V Габсбург сделал первым герцогом Мантуанским. „Юпитер и Ио“ и „Похищение Ганимеда“ в начале XVII в. были привезены в Вену, где находятся по сей день (ныне — в собрании Художественно-исторического музея в Вене). „Леда“, „Даная“ и копия „Юпитера и Ио“ были захвачены в 1648 в Праге шведскими войсками; в составе коллекции королевы Христины Шведской в 1655 они перевезены в Рим. После ее смерти они попали сначала к кардиналу Аззолини, затем к герцогу дону Ливию Одескальки и наконец в 1721 к герцогу Филиппу Орлеанскому. Его сын, Луи Орлеанский, в припадках фанатической ненависти к наготе изображенных мифологических персонажей изуродовал многие из принадлежавших ему картин; это касается в первую очередь „Леды“ и копии „Юпитера и Ио“. После смены нескольких владельцев „Леда“ была приобретена во второй половине XVIII столетия Фридрихом Великим, от которого затем поступила после длительной реставрации в Берлинские государственные музеи. „Даная“, фактически не поврежденная, была вывезена в Англию из Франции Филиппом Орлеанским во время Великой французской революции и здесь продана. В 1816 она попала к графу Бриджвотеру, от которого через X. Хоупа перешла в 1827 в собрание герцога Камилло Боргезе. См. подробнее: Verheyen E. Correggio’s „Amori di Giove“ // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1966. Vol. XXIX. P. 160—192; La Danae e la pioggia d’oro: Un capolavoro di Antonio Allegri detto il Correggio restaurato / A cura di M. G. Bernardini. Roma, 1991.

Л. 3. Duc de Chartres — титул, полученный герцогом Филиппом Орлеанским (1674—1723) при рождении.

Л. 3. Даная Тициянова — оригинал „Данаи“ (1553) Тициана находится в Прадо (Мадрид); ее авторские повторения — в собрании Головина (Нью-Йорк), Эрмитаже (С.-Петербург). Судя по описанию, — Н. А. Львов упоминает „женщину, держащую сосуд, в которой збирает она золотой дождь“ (на оригинале

99

в Прадо она ловит золото в подол), — речь идет о варианте картины, находящемся в венском Художественно-историческом музее [илл. 2]. См. л. 69 об. и коммент. к нему.

Л. 4. Венера, цалующая купидона ... Б. к. Гвидова — см.: Index of Paintings Sold in the British Isles during the Nineteenth Century. P. 614; распродажа коллекции Р. Удни от 18.05.1804; № 73.

Л. 4. Жена Уриева в бани ... Тициянова — в каталогах живописи Тициана картина на данную тему не фигурирует. Вместе с тем в перечне картин Дж. Удни, предлагавшихся Уффицам в 1791, названа „Варсавия в купальне“ Гвидо Каньяччи (AFG, filza del 1791 a 37).

Л. 4 об. конетабля Principe Колонна — речь идет, по-видимому, о Филиппе Колонна, князе де Полиано, последнем коннетабле Неаполитанского королевства (ум. 1813). Непонятно, однако, какие его действия в духе Луи Орлеанского имеются в виду.

Л. 5. Святая фамилия Андрея del Sarto — см.: Index of Paintings Sold in the British Isles during the Nineteenth Century. P. 72; распродажа коллекции Р. Удни от 18.05.1804; № 75.

Л. 5. Una delle lascive d’Agostino Caracci — см.: Index of Paintings Sold in the British Isles during the Nineteenth Century. P. 164; Распродажа коллекции Дж. Удни от 28.05.1802; № 31. На этот сюжет существует также гравюра Агостино Карраччи из цикла „Lascivia“.

Л. 5 об. Un ritratto d’uno scultore tedesco dipinto dal Giorgione — см.: Index of Paintings Sold in the British Isles during the Nineteenth Century. P. 317; распродажа коллекции Р. Удни от 18.05.1804; № 69.

Л. 5 об. Ma si legge nella descrizione della galleria del duca Salviati — мне известен лишь рукописный каталог собрания князя Якопо Сальвиати (составлен в 1668), ныне находящийся в Государственном архиве города Пизы. Однако Н. А. Львову, по-видимому, был показан какой-то апокрифический перечень, ибо в рукописном каталоге и в описании галереи Дж. Удни фигурируют различные картины.

Л. 6. свод комнаты Ватиканской — о фресках в Сикстинской капелле Ватиканского дворца, созданных Пьетро Перуджино и его помощниками в 1480—82: „Крещение Христа“, „Путешествие Моисея и обрезание его второго сына“, „Передача ключей“.

Л. 6. ученик его написал лутче его стены, пожар троянской, а другие не помню — о станцах Ватиканского дворца, украшенных

100

фресками Рафаэля: „Станца делла Сеньятура“ (1509—10), „Станца Элиодора“ (1511—14), „Станца пожара в Борго“ (1514—17).

Л. 6 об. Славная картина Тициянова — о „Мадонне с младенцем и Святыми Себастьяном, Франческо, Антонио Падуанским, Петром, Николаем и Екатериной“ (1538) Тициана. Ныне в Пинакотеке Ватикана.

Л. 6 об. во дворце di Monte Cavallo — постройка римского Палаццо ди Монте Кавалло (др. название — Палаццо Квиринале) была начата Папой Григорием XIII в 1574. С 1592 по 1870 — резиденция Римских Пап. С 1947 — оффициальная резиденция президента Итальянской республики.

Л. 6 об. папе Ганганелли — т. е. Джованни Винченцо Ганганелли, в 1769—74 Римский Папа под именем Климента XIV.

Пиза — 10 июля 1781 я поехал.

Л. 9. Соборная церков — постройка Кафедрального собора Пизы, одного из самых значительных образцов романской архитектуры, была начата в 1064; освящение в 1118. В конце XII в. закончены фасад и главная абсида. После пожара 1595 года в центральных порталах установлены бронзовые двери, представляющие сцены из жизни Богоматери (в центре) и Спасителя (слева и справа). Они исполнены по рисункам Рафаэля Паньо учениками Джамболоньи Джованни Каччини, Пьетро Франкавилла, Орацио Моки, Пьетро Такка. Правый пилястр пресбитерия украшает картина Андреа дель Сарто „Св. Агнесса“. Другие его произведения, также созданные в 1529—30, находятся снизу от хор: справа — „Св. Катерина“ и „Св. Маргарита“; слева — „Св. Петр“ и „Св. Иоанн Креститель“. Алтарь храма изготовлен по рисунку Джованни Фоджини в 1678—86. Отметим, что шедевры готического искусства, находящиеся здесь (в первую очередь амвон работы Джованни Пизано и другие произведения его резца), внимания Н. А. Львова на себя не обратили.

Л. 10. Baptistaire — сооружение пизанской Крещальни было начато в 1152. В 1260 строительство возглавил Никола Пизано, привнесший в облик этого романского здания черты готической архитектуры. Крещальня была окончена во второй половине XIV в. Упоминаемые Н. А. Львовым надгробия находятся ныне на кладбище Кампосанто. Это римский саркофаг IV в. н. э. с изображением охоты Мелеагра и фрагментами лежащей

101

фигуры на покрышке. Так называемый саркофаг графини Беатриче, матери графини Матильды Тосканской, в действительности является римским по происхождению (II в. н. э.). На нем изображена история Ипполита и Федры; этот барельеф вдохновил Никола Пизано к созданию амвона в Крещальне.

Л. 10 об. Висящая колоколня — строительство пизанской наклонной звонницы (Campanile o Torre cadente) было начато в авг. 1173. Работы завершены во второй половине XIV в., по всей видимости, Томазо Пизано. Высота башни по вертикали — 55, 65 м.

Л. 11. Кладбище превеликое — т. е. Кампосанто, обширное прямоугольное сооружение, расположенное на территории античного кладбища, куда архиепископ Убальдо де’Ланфранки приказал в 1203 доставить большое количество земли с Голгофы. Существующая по сей день мраморная ограда с 43-мя , , слепыми“ аркадами была воздвигнута в 1277 Джованни ди Симоне.

Л. 11. Альгаротти Франческо (1712—1764), граф — итальянский прозаик, публицист и ученый. Скончался в Пизе.

Л. 11. В сем кладбище земля, привезенная из долины josaphat, — по всей видимости, подразумевалась доставка в 1203 земли с Голгофы.

Субота. В Флоренцию в другой раз приехал 1781-го года июля 10-го.

Л. 14. Соборная церков — строительство Кафедрального собора Флоренции (Santa Maria del Fiore; Duomo), было начато Арнольфо ди Камбьо в 1296; храм освящен в 1436. Краткость описания, из которого даже неясно, побывал ли Н. А. Львов внутри и видел ли интерьеры, объясняется его пренебрежением к готике („славная, не знаю, чем“). По тем же причинам не упомянута расположенная рядом звонница (начата Джотто в 1334, завершена в 1359 Франческо Таленти).

Л. 14. батистер (купель) — флорентийский Баптистерий Сан-Джованни был возведен в XI—XII вв. на месте первохристианского храма. Сочувственно говоря о позднейшем мраморном убранстве интерьеров храма, Н. А. Львов не обращает внимания

102

на древние мозаики, украшающие изнутри купол. Южные двери крещальни отлиты в 1330 по модели Андреа Пизано. Северные двери созданы Лоренцо Гиберти в 1403—24 при помощи многочисленных подручных. Южные и северные двери представляют сцены Нового Завета, на восточных изображены сюжеты из Ветхого Завета; „дверьми Рая“, по преданию, назвал их Микеланджело (созданы в 1425—52).

Л. 14 об. в церкве ... благовещенья — храм Св. Благовещенья (Chiesa della SS. Annunziata) был построен между 1444 и 1481 Микелоццо ди Бартоломмео с помощью Паньо Портиджани и Антонио Манетти. К нему примыкают два монастырских дворика с галереями, составляя оригинальное архитектурное единство, — Кьострино обетов (Chiostrino dei Voti) и Кьостро мертвых (Chiostro dei Morti). В 1781 могила Андреа дель Сарто, судя по описанию Н. А. Львова, находилась в Chiostrino dei Voti — под бюстом его работы Джованни Каччини (1606); надгробный камень и прах ныне находятся в пресбитерии церкви Св. Благовещенья.

Л. 14 об. Madonna del Sacco — фреска Андреа дель Сарто „Св. Семейство“ (или „Мадонна с мешком“; 1525) [илл. 3] находится в Chiostro dei Morti.

Л. 15. какие-то чудесныя картины — о пяти фресках (1509—10) Андреа дель Сарто из жизни Св. Филиппо Бенецци.

Л. 15. В сей же церкве ... погребен и резщик Giov[anni] Bologna — в центральной нише пресбитерия находится надгробный памятник Джамболоньи его собственной работы (1594—98).

Л. 15 об. статуя бронзовая раб[оты] Такка — на площади Св. Благовещенья (Piazza della SS. Annunziata) находится конный памятник Фердинанду I Медичи (1549—1609) из бронзы, последняя работа Джамболонья, завершенная его учеником Пьетро Такка в 1608. Надпись на нем: „Ferdinando primo magno Etruriae duci Ferdinandus secundus nepos ann[o] sal[vatoris] MDCXL“.

Л. 15 об. La Capella de’Prìncipi. Часть церкви свят[аго] Лаврентия — Собор Св. Лоренцо (San Lorenzo) находится на месте более старой базилики; освящена в 393, обновлена в романском стиле в XI в. Нынешнее здание начато в 1419; строительство возобновлено Филиппо Брунеллески в 1442; после смерти маэстро продолжено в 1447—60 по его планам Антонио Манетти. Купол Капеллы деи принчипи возведен Маттео Ниджетти (XVII в.); звонница — Фердинандо Руджери (1740); купол Новой ризницы (Sagrestia nuova) — Микеланджело. Сама Капелла Медичи возведена Маттео Ниджетти по планам Джованни деи Медичи

103

(начало строительства — 1602). Здесь находятся шесть саркофагов Медичи: Козимо I (1519—1574), Франческо I (1541—1587), Фердинанда I (1549—1609), Козимо II (1590—1621), Фердинанда II (1610—1670), Козимо III (1642—1723). На третьем и четвертом — бронзовые статуи Фердинандо Такка. Н. А. Львов ничего не говорит о знаменитых аллегорических скульптурных группах Микеланджело в Новой ризнице — „Заря и сумерки“ и „День и ночь“, являющихся надгробиями двух других Медичи: Лоренцо II (1492—1519) и Джулиано (1478—1516). Это, вероятно, объясняется пренебрежительным мнением о них Винкельмана: „Seine liegenden Statuen auf den Grabmalen in der Großherzoglichen Capelle zu St. Lorenzo in Florenz haben eine so ungewöhnliche Lage, daß das Leben sich Gewalt anthun müßte, sich also liegend zu erhalten, und eben durch diese gekünstelte Lage ist er aus dem Wohlstande der Natur und des Orts, für welchen er arbeitete, gegangen“ (Winckelmann J. J. Von der Grazie in Werken der Kunst // Bibliothek der schoenen Wissenschaften und der freyen Künste. Fünften Bandes erstes Stück. Leipzig, 1759. S. 21).

Л. 16. Церков Sta Maria Novella — интерьеры церкви Санта-Мария Новелла (Chiesa S. Maria Novella; 1246—1360) украшают скульптуры Лоренцо Гиберти, Нино Пизано, Джамболонья, Филиппо Брунеллески и др., живопись Джотто, Аньоло Бронзино, Алессандро Аллори, Микеланджело. По преданию, именно последний (а не Рафаэль) называл церковь „La mia bella sposa" („моя прекрасная жена“), а также „La sposa zoppa“ („хромая супруга“).

Л. 16 об. Порри Франческо (годы жизни неизвестны) — певец-сопранист; родом из Флоренции. В 1773 пел в Ливорно в опере „Демофонт“ на музыку М. С. Березовского. Вскоре приглашен в Петербург, где жил в 1774—80; участник музыкальных вечеров, концертов, спектаклей. В конце 1780 или нач. 1781 покинул Петербург. См. подробнее: Mooser R.-A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-me siècle. Genève, [1948]. T. 2. P. 174.

Л. 17. увидели мы шесть лошадей без седоков — о традиционных бегах во Флоренции; невзнузданные лошади должны были домчаться по центральным улицам от одних городских ворот (Porta al Prato) до других (Porta alla Croce).

Л. 18. Palazzo Pitti — строительство дворца для Луки Питти на склонах холма Боболи было начато в 1457 Лукой Фанчелли по планам Филиппо Брунеллески (ок. 1440). Затем Палаццо Питти перешел к Медичи и стал их резиденцией; в 1620 здесь была

104

создана картинная галерея (Galleria Palatina). В отличие от Фонвизина, ее описавшего, Н. А. Львов внутрь, видимо, не попал.

Л. 18. Giardino di Bóboli — разбит в 1550 Николо Триболо по приказу Элеоноры Толедской на холме Боболи, позади Палаццо Питти.

Л. 18. особливо кругом садка круглаго внизу — имеется в виду площадка с островком (Piazza del Isolotto), спроектированная в 1618 Альфонсо Париджи Младшим в нижней части Джардино ди Боболи. По краям резервуара расположены мраморные статуи мифологических персонажей. В центре водоема — островок, в середине которого фонтан со статуей Океана работы Джамболоньи (в 1811 подлинник перемещен во флорентийский Национальный музей, а в Джардино ди Боболи выставлена копия с него).

Л. 18. Il teatro nuovo — под таким названием в Неаполе в 1724—1934 существовал театр, основу репертуара которого составляли оперы-буфф. См. также вступ. статью и примеч. к ней.

Л. 18. Quello poi della pergola — театр „Пергола“ был основан 12 июля 1652 во Флоренции академией „Immobili“. Тогда же начато строительство здания по проекту Ф. Такка. Торжественное открытие состоялось 26 дек. 1656. Существует по сей день.

Л. 18. Teatro di S. Carlo — существующий поныне в Неаполе театр Сан Карло (Teatro di San Carlo) был открыт 4 нояб. 1737. О его посещении Н. А. Львовым 19/30 мая 1781 и об участвовавших в представлении актерах (Ш. ле Пик, Г. Росси, Т. Консоли, А. Каррара, Дж. Басси) см. во вступ. статье.

Л. 20. Физической кабинет — так называемая Спекола при Флорентийском университете (Specola o Imperiale e Reggio Museo di Fisica e Storia Naturale) была открыта в 1775 в значительной мере благодаря усилиям ее первого директора Феличе Фонтана (1730—1805 и его заместителя Джованни Фабброни (1752—1822). Основу собрания (окаменелости, минералы, чучела экзотических животных и т. п.) составили естественнонаучные собрания семейства Медичи, завещанные Флоренции последними его представителями. Во второй половине XVIII века в Спеколе выставлялись восковые анатомические модели, изготовленные Джузеппе Ферини. См. подробнее: Azzaroli M. L. La Specola: il Museo Zoologico dell’Università di Firenze. Firenze, 1975.

Л. 21. Palazzo Vecchio — здание Синьории, возведенное Арнольфо ди Камбьо в 1299—1314; здесь традиционно находилась экспозиция ювелирных изделий, драгоценной утвари, картин и скульптуры (так называемая Guardaroba). Большинство интерьеров

105

было создано Джорджо Вазари в 1540—43. Подавляющая часть драгоценностей, находившихся в Палаццо Веккьо, была вывезена из Флоренции французами в 1799; многие из них не были возвращены в Италию после наполеоновских войн. См. подробнее: // Museo degli Argenti a Firenze I A cura di C. Piacenti Aschengreen. Milano, 1968. P. 168.

Л. 21. Олтарь золотой — о горельефе Йонаса Фалька, изображающем Козимо II Медичи, предназначавшемся первоначально для алтаря Св. Карло Борромео в миланском Кафедральном соборе. Изготовлен в 1617—24 в великокняжеских мастерских по рисункам Джулио Париджи. Ныне находится в Музео дельи ардженти в Палаццо Питти [илл. 8].

Л. 22. Козм 2-й — т. е. Козимо II Медичи (1590—1621).

Л. 22. сын его — т. е. Фердинанд II Медичи (1610—1670).

Л. 23 об. определение Флорентийского собора — акты Флорентийской унии (июль 1439) ныне находятся в Biblioteca Mediceo-Laurenziana.

Л. 23 об. Тут сохраняется еще Евангел — о сирийских евангелиях VI в. с миниатюрами, находящихся там же.

Л. 24. Законы древней Республики Тосканской — имеется в виду Codex Strozzianus, хранящийся там же.

Л. 24. В сем же доме в низу в зале — о так называемом Salone dei Cinquecento, созданном по проекту Кронака.

Л. 24. есть прекрасной груп работы Michelangol’a — о „Гении Победы“ (1532—34) Микеланджело. Скульптура изготовлена, возможно, для могилы Папы Юлия II в Риме; перевезена во Флоренцию в 1565 [илл. 9].

Л. 24. кажется ривалем Лаоокону — скульптурная группа „Лаокоон" работы родосских мастеров Агесандра, Афинодора и Полидора известна по римской копии, обнаруженной в 1506 (ныне в Ватиканских музеях).

Л. 29. В галлерии флорентийской — о галерее Уффици. Здание начато в 1560 Джорджо Вазари и завершено Альфонсо Париджи и Бернардо Буонталенти в 1580. При описании скульптур, картин и рисунков, хранящихся в Уффицах, использовались каталоги: Mansuelli G. A. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Roma, 1958—1961. Parte 1—2; Gli Uffìzi. Catalogo generale. Firenze, 1982—1987. Vol. 1—2; Gabinetto disegni e stampe degli Uffìzi. Inventario / A cura di A. P. Tofani. Firenze, 1986—1987. Vol. 1—2.

Л. 29. Гермафродит — об эллинистической скульптуре „Спящий гермафродит“ (II в. до н. э.) [илл. 4].

106

Л. 29. против того, что nella Villa Borghese — о хранящейся ныне в Риме в собрании Виллы Боргезе позднейшей копии с известной эллинистической скульптуры „Спящий гермафродит“ [илл. 5]. См.: Della Pergola Р. The Borghese Gallery in Rome. 4th ed. Roma, 1955. P. 16. № CLXXII.

Л. 29 об. Малчик лет 3-х, давящий одною рукою утку, — об эллинистической скульптуре „Мальчик с гусем“.

Л. 29 об. Спящие Морфеи — об эллинистических скульптурах „Спящих эротов“.

Л. 29 об. Сатир, пристающий к мнимой женщине, — об эллинистической группе „Гермафродит и пан“ [илл. 16].

Л. 30. Венера, вышедшая из бани и стыдящаяся наготы своей, — о копии „Афродиты Доидальсеса“.

Л. 30. Група Ниобеи — эта группа из 14 статуй состоит из римских копий с эллинистических оригиналов (III—II в. до н. э.), находившихся в храме Аполлона Сосианского. Группа была обнаружена в Риме в 1583 и перевезена во Флоренцию в 1775 [илл. 18].

Л. 30. Ваз болш[ой] мрамор[ной] — так называемая Ваза Медичи, образец неоаттического искусства (Ш—II в. до н. э.) с изображением, по одной версии, — суда над Аяксом, оскорбившим Кассандру, по другим, — жертвоприношения Ифигении [илл. 18].

Л. 30 об. Прекрасной Бахус — о статуе Микеланджело „Опьяненный Вакх“ (между 1497 и 1499). Ныне во флорентийском Национальном музее (Museo Nazionale о del Bargello) [илл. 10].

Л. 30 об. Меркурий бронзовой — о статуе Джамболоньи „Меркурий“ (ок. 1564). Ныне во флорентийском Национальном музее.

Л. 30 об. в групе центавра ... групе сабинки — о скульптурных группах Джамболоньи „Похищение сабинянок“ (1583) и „Геркулес, борющийся с центавром Нессом“ (1599), расположенных в Ложе Синьории близ Уффиц.

Л. 30 об. подле прекр[аснаго] Персея — об одноименной бронзовой статуе „Персей, держащий голову Горгоны“ (1545—54) Бенвенуто Челлини, находящейся в Ложе Синьории.

Л. 30 об. стату[я] мертвого Адониса — об „Умирающем Адонисе“, приписываемом Микеланджело. Ныне во флорентийском Национальном музее.

Л. 31. Б[олшая] к[артина] Тициянова — т. е. „Венера и купидон“ (1548) Тициана и мастерской [илл. 6].

Л. 31. другой славной Венеры — о „Венере урбинской“ (1538) Тициана [илл. 7]. Ср. также л. 49 об.-50 об.

107

Л. 31 об. Мирисова маленъка[я] картинка — о „Мыльных пузырях“ (1661) Питера ван Слингеланда.

Л. 32. представляющая сражение амазонок — о „Битве амазонок“ (между 1691 и 1716), уменьшенной копии одноименного полотна Рубенса.

Л. 32. богом[атерь] с Корежа — о копии (1626) Дж. Б. Стефанески с полотна Корреджо „Поклонение младенцу“.

Л. 32. учителей изображающая — о копии (1626) Дж. Б. Стефанески с полотна Андреа дель Сарто „Св. евангелисты“.

Л. 32. четвертая — видимо, об „Автопортрете“ (сер. XVII в.) Дж. Б. Стефанески.

Л. 32. Два портрета в натуралную величину миниятурныя — о „Кристине Савойской“ и „Витторио Амедео, князе Савойском“ (между 1632 и 1636) Джованны Гардзони.

Л. 32—32 об. изображающий искушение святаго Антония кисти шалуна Калота ... 6-ть рисунков Салватора Розы... Рисунок школы афинской — неясно, что имеется в виду.

Л. 32 об. в Риме ... у князя Альдобрандини — по всей видимости, Н. А. Львовым имеется в виду собрание принца Маркантонио IV Боргезе (1730—1809), сенатора и мецената, унаследовавшего коллекции, принадлежавшие ранее семье Альдобрандини. Им также было многое сделано для Виллы Боргезе; упоминание Н. А. Львова о ее посещении см. на л. 29.

Л. 33. Два рисунка Михаила Ангела Бонароты: один изображающий свержение нечистых духов, другой — Страшный суд — идентификации поддается лишь второй из упомянутых рисунков: это „Страшный суд“ А. Бронзино, ранее приписывавшийся Микеланджело. См.: Gabinetto disegni e stampe degli Uffìzi. Vol. 1. P. 373. № 880E.

Л. 33. Картины Тениеровы — из картин, бесспорно принадлежащих кисти Давида Тенирса Старшего, Н. А. Львов мог видеть лишь „Врача“ (1645). В Уффицах также хранится шесть картин Давида Тенирса Младшего.

Л. 33. Две картины м[алые] — неясно, что имеется в виду.

Л. 33. Сальватор Роза так изобразил пугалище — о „Страхе“ (ок. 1649) Сальватора Розы.

Л. 34. Ландшавт Бота — неясно, о какой картине, приписывавшейся Яну Боту, идет речь.

Л. 34. девушка шьет при свече — о „Девушке, шьющей в комнате“ (1660—70) Годфрида Схалкена.

Л. 34. девка несет свечу — о „Девушке, несущей свечу“ (1670—75) Годфрида Схалкена.

108

Л. 34 об. Адам, плачущий над убитым Авелем, — об „Адаме, оплакивающем мертвого Авеля“ (ок. 1690) И. К. Лота.

Л. 34 об. как то в картине Свя[той] Петрониллы — о картине Гверчино „Погребение Св. Петрониллы“ (1622—23), находящейся ныне в Капитолийской галерее в Риме.

Л. 34 об. торговка яблоками — о „Продавщице блинчиков“ (1650-55) Герарда Доу.

Л. 34 об. завтрак старика с старухою — об анонимной картине „Двое пожилых за столом“ (1655—60), приписываемой Франсу ван Мирису Старшему [илл. 11].

Л. 34 об. женщина в епанечке, строющая лютню, — о „Настройщице лютни“ (ок. 1664—65) Корнелиса Беги.

Л. 35. представляющая пьющую женщину — о „Женщине и солдате“ (ок. 1660—70) Жерара Терборха.

Л. 35. Одна, представляющая его самого и семью его, — о „Художнике с его семьей“ (1675) Франса ван Мириса Старшего.

Л. 35. Другая, представляющая в виде шарлатана — о его же „Голландском шарлатане“ (ок. 1650—55).

Л. 35. Третья представл[яющая], просто сказать, блять — о его же „Голландской куртизанке“ (1669) [илл. 12].

Л. 35. Святая Анна, учащая читать богоматерь, — о „Св. Анне, учащей читать Св. Деву“ (1703) Яна Франса Дувена.

Л. 35 об. Снятие со креста — об „Оплакивании“ (ок. 1704—06) Годфрида Схалкена.

Л. 35 об. Морской ландшафт Клодов — о „Порте с Виллой Медичи“ (1637) Клода Лоррена.

Л. 36. Морской ландшавт Сальватор[а] Р[озы] — о „Пейзаже с двумя фигурами“ (ок. 1649) Сальватора Розы.

Л. 36 об. Калот. 4 картины — неясно, какие картины, приписывавшиеся Жаку Калло, имеются в виду.

Л. 37. Брюгеля d’enfer — т. е. Питера Брейгеля Младшего.

Л. 37. Одна, изображающая Орфея, — об „Орфее в аду“ (1594) Яна Брейгеля Старшего.

Л. 37. Вторая пред[ставляет] ужасной ад — о „Данте и Вергилии в аду“ (ок. 1617—21) Филиппо Неаполитано [илл. 13].

Л. 37 об. Кар[тины] Петернева — о „Внутренней части церкви ночью“ (ок. 1636) и двух „Интерьерах собора в Антверпене“ (ок. 1660) Петера Неффса Старшего.

Л. 38. Христос, молящейся на горе ночью, — неясно, что имеется в виду.

Л. 38. a Capo di Monte — о резиденции неаполитанских королей Каподимонте и истории ее коллекции см. во вступ. статье.

l09

Л. 38. Калисто, обличенная Диянною, — о „Диане и Каллисто“ (вторая четв. XVIII в.) Никола Марии Росси.

Л. 38 об. Два рисунка и два портрета работы Петра Перужино — неясно, что имеется в виду.

Л. 38 об. издыхающую Медузину голову — о „Голове Медузы“ (1620—30) неизвестного мастера фламандской школы [илл. 14].

Л. 39. Несколко ла[н]дшавтов рыжего коровника — о „Пейзаже с пастухом и животными“ (ок. 1670) и „Пейзаже с животными“ (ок. 1680—90) Дирка ван Бергена.

Л. 39 об. Рожество Христово — о „Поклонении пастухов“ (1703) Адриана ван дер Верфа.

Л. 39 об. Четыре свободныя художества — об „Аллегории искусств“ (1722) Бартоломеуса Дувена.

Л. 39 об. Есть еще третья тут же — видимо, о „Суде Соломона“ (1697) Адриана ван дер Верфа.

Л. 40. представляющая Иосифа — об „Иосифе, ведомом в тюрьму“ (ок. 1515) Франческо Граначчи.

Л. 40. представляет он отца своего фараону — об "Иосифе, прредставляющем фараону отца и братьев“ (1515) Франческо Граначчи.

Л. 40. Снятие со креста — о „Снятии со креста“ (ок. 1545—53) Аньоло Бронзино [илл. 15]. С 1911 в Палаццо Веккьо.

Л. 40. Рисунок Тициянов бистром — по всей видимости, речь идет о рисунке Франческо Маффеи „Гибель Св. Петра“, ранее атрибутировавшемся Тициану. См.: Gabinetto disegni e stampe Uffizi. Vol. 2. P. 688. № 1666.

Л. 40 об. изоб[ражающая] Филиппа 4-го — о „Конном портрете Филиппа IV, короля Испании“ (ок. 1645) Рубенса, ранее приписывавшегося Веласкесу.

Л. 40 об. Картина прекраснаго колера последняго манера Гвидова — о „Брадаманте и Фьордиспине“ (1630—40) Болонской школы.

Л. 41. представляющая видение святаго Антония — о „Мадонне с младенцем и блаженной Соломее, являющихся Св. Луиджи из Толозы“ (1681) Карло Дольчи.

Л. 41 об. Два ланшавта зелени единообразной — о „Похищении Европы (1630—40) и „Пляске амуров“ (ок. 1630) Франческо Альбани.

Л. 42. Ангел возвещает пастухам Рожество Христово — об „Извещении пастухов“ (вторая половина XVI в.) Якопо Бассано.

Л. 43(1). Груп Ниобеи и семьи ея — см. л. 30 и примеч. к нему [илл. 17, 18].

Л. 43 (1). где виден высочайший стиль греч[еских] худож[ников] — это суждение обнаруживает зависимость от Винкельмановой периодизации истории древнегреческого искусства на эпохи древнейшего, высокого, изящного и подражательного стилей. Группа Ниобы была отнесена немецким историком искусства к стилю высокому: „Niobé et ses filles peuvent être aussi regardées comme les monuments indubitable du même style [т. е. „Style sublime“ — К. Л.-Д.]“ (Histoire de l’art chez les anciens. Par Mr. J. Winckelmann. Amsterdam, 1766. T. 2. P. 23).

Л. 43 (1) об. гд. Фалконет его не хвалит в своем сочинении — о суждениях Э.-М. Фальконе, высказанных в „Размышлениях о скульптуре“ (Falconet E. M. Réflections sur la sculpture lues à l’Académie royale de peinture et sculpture, le 7. Juin 1760 // Œuvres d’Etienne Falconet, statuaire; contenant plusieurs écrits relatif aux Beaux Arts. Lausanne, 1781. T. 1. P. 47—54). О его полемике с Винкельманом и Менгсом, вызванной этим пассажем, см. во вступ. статье.

Л. 43 (2). французским резщикам школы Берниниевой — подразумеваются Франс Дюкенуа, Пьер Пюже, Франсуа Жирардон, Антуан Куазевокс, Гийом Кусту, Жан-Батист Пигаль и др., а также, конечно, Фальконе.

Л. 43 (2). правило одного несравненнаго их сочинителя — т. е. Ж. Б. Мольера. Далее Н. А. Львов цитирует окончание пассажа об искусстве драпирования скульптур из поэмы Мольера „Слава Валь-де-Граса“ (1669), восславляющей архитектора и скульптора Пьера Миньяра:

Il nous enseigne aussi les belles draperies,
De grands plis bien jetés suffisamment nourries;
Dont l’ornement aux yeux doit conserver le nu,
Mais qui, pour le marquer, soit on peu retenu;
Qui ne s’y colle point, mais en suive la grâce,
Et, sans la serrer trop, la caresse et l’embrasse.

Л. 43 (2) об. Трибуна — один из залов в Уффицах (интерьеры спроектированы Бернардо Буонталенти в 1585—89), предназначенный для экспозиции шедевров собрания Медичи [илл. 19].

Л. 43 (2) об. Славная в свете Venus dei Medici — античная копия с оригинала Праксителя (конец IV в. до н. э.), называемая „Венерой Медичи“. Атрибуция ее Клеомену, сыну афинянина Аполлодора, жившего в середине I в. до н. э., весьма сомнительна, ибо надпись в основании статуи, цитируемая Н. А. Львовым, была сделана в XV в. [илл. 20].

111

Л. 44. Прекрасной фаун, играющий в брякушки, — об эллинистической скульптуре „Фавн танцующий“ [илл. 21].

Л. 44. у Жинкенса найден с головою древнею — Н. А. Львов, вероятно, вспоминает некую скульптуру, виденную им в Риме у художника, банкира и коллекционера Томаса Дженкинса, с 1753 жившего в Риме и тесно связанного с Менгсом и Винкельманом.

Л. 44. сто раз лутчею Мишель Анжевой — об участии Микеланджело в реставрации описываемых скульптур, изготовлении отдельных частей.

Л. 44. Apollino — т. е. „Юный Аполлон“, это название закрепилось за копией с Праксителева „Аполлона Лицейского“ (IV в. до н. э.).

Л. 44. к Аполону di Belvedere — т. е. „Аполлон Бельведерский“ (IV в. до н. э.), скульптура работы Леохара. О бронзовом оригинале можно судить лишь по позднейшей мраморной римской копии (Ватиканские музеи).

Л. 44 об. Шпион, ou le Remouleur — так называемый „Точильщик“, эллинистическая копия с оригинала Пергамской школы (III или II в. до н. э.) [илл. 23].

Л. 45. Борцы — об эллинистической копии с оригинала Пергамской школы (III или II в. до н. э.) [илл. 22].

Л. 46. Рафаилов Св. Иоан К[рестителъ] — о „Св. Иоанне в пустыне“ (1518—20) Рафаэля и мастерской [илл. 26].

Л. 46 об. может начать с самых тарелок — о живописной форме тондо.

Л. 47. картина богоматери — о „Мадонне со щегленком“ (1506) Рафаэля [илл. 24].

Л. 47 об. богоматерь, стоящая по правой руке Иоанна Крестителя — о „Мадонне с младенцем и Св. Иоанном“ (между 1503 и 1518) Франчабиджо [илл. 25].

Л. 49 об. оставлена была на совершение другому Рафаилу — имеется в виду Антон Рафаэль Менгс. Об оценке Менгса Винкельманом и Н. А. Львовым см. во вступ. статье.

Л. 49 об. Гиний добродетели — о фигуре крылатого юноши на фреске Менгса „Апофеоз Траяна“ в Королевском дворце в Мадриде (ок. 1775). Ср. ее панегирическое описание в предисловии X. Н. д’Азары к изданию трудов Менгса: Opera di A. R. Mengs. Т. I. P. XXXII—XXXIII.

Л. 49 об. в плафоне в Ватикане — о росписи Менгсом Камеры деи папири Ватиканского дворца (1772—73) и в первую очередь о фигуре юноши на фреске „Аллегория истории“. Ср. ее

112

описание X. H. д’Азарой: Opera di A. R. Mengs. T. I. P. XXVII—XXVIII.

Л. 49 об. Венера любовница Тициянова — вновь о „Венере Урбинской“ [илл. 7]. См. л. 31 и коммент. к нему.

Л. 50 об. Богоматерь Леонарда da Vinci — о „Мадонне с младенцем“ (ок. 1510—15) Джулиано Буджардини.

Л. 51. Баканаль Ганибала Карача — о „Венере, сатире и двух амурах“ (ок. 1588) Аннибале Карраччи.

Л. 51 об. Андрея дел Сарто богоматерь — о копии с картины Андреа дель Сарто „Мадонна с младенцем, Св. Елизаветой и Св. Иоанном“ (1520-е). Ныне в Палаццо Питти.

Л. 52. две картины фра Паола — об „Иове“ (1516) и „Исайе“ (1516) Бартоломмео ди Паоло. Ныне в Галерее Академии во Флоренции.

Л. 52. Странная картина — о „Св. семействе со Св. Иоанном“ (другое название: „Тондо Дони“, ок. 1506) Микеланджело Буонаротти [илл. 27].

Л. 52 об. по словам Меннса, не узнающаго нигде карандаш Michel Анжев — сходные идеи находим в „Размышлениях о трех великих художниках Рафаэле, Корреджо и Тициане“ Менгса (глава II, подглавка „О рисунке“ — Opera di A. R. Mengs. T. I. P. 137—138).

Л. 53. Alcide al bivio — о „Геркулесе между пороком и добродетелью“ (ок. 1647—51) Яна ван ден Хуке.

Л. 53 об. Сибила Гверчинова — о „Сивилле Самской“ (1644) Гверчино.

Л. 53 об. Бюст богом[атери] молящейся Гвидов — о „Богоматери скорбящей“ (ок. 1640—50) Болонской школы.

Л. 53 об. Прекрасная маленкая богоматерь — о „Поклонении младенцу“ (ок. 1518—20) Корреджо [илл. 28].

Л. 53 об. Ангел, Тоби, свя[той] Лаврен[тий] — об „Архангеле Рафаиле с Товием, Св. Лаврентием и Леонардо ди Лоренцо Морелли“ (ок. 1512) Андреа дель Сарто. В 1792 картина в итоге обмена переместилась в Вену; ныне находится в Художественно-историческом музее.

Л. 53 об. скоро перед смертью его писанная — Андреа дель Сарто скончался 28 (или 29) сент. 1530 во Флоренции.

Л. 53 об. В сем году умер и Рафаил — Рафаэль Урбинский скончался 6 апр. 1520.

113

Булония, 16 июля 1781.

Л. 54. Mr. Camillo Businari — лицо неустановленное.

Л. 54. Specola — об одном из университетских зданий (Specola dell’Osservatorio); проект Джузеппе Антонио Торри (1712); закончено Карло Франческо Дотти в 1725.

Л. 54 об. в церкве Св. Петрония — крупнейший собор Болоньи (San Petronio) назван по имени жившего здесь в V в. епископа, впоследствии канонизированного и ставшего покровителем города; постройка церкви длилась с перерывами с 1390 по 1659.

Л. 54 об. в церкве св. Петра — Кафедральный собор Болоньи (San Pietro) завершен в 1392; перестроен в конце XVI — нач. XVII в.

Л. 54 об. В церкви [...] маленькой — по-видимому, о церкви Сан Бенедетто (San Benedetto), построенной в 1606.

Л. 54 об. на гулянье — о городском саде Монтаньола, разбитом в 1683.

Л. 54 об. из церкви della Madonna dì S. Luca — о находящейся на холме Монте делла Гвардиа церкви Мадонны Св. Луки (Santuario della Madonna di San Luca). Существующее по сей день здание возведено на месте более старого в 1723—57 по проекту Карло Франческо Дотти.

Л. 54 об. в доме сенатора Санпиера [sic!] — Палаццо Сампьери (нынешний адрес — Strada Maggiore, 244), построенном во второй половине XVI в. по проекту Бартоломео Триакини, см.: Cuppini G. I palazzi senatori a Bologna. Architettura come immagine del potere. Bologna, 1974. P. 316. Дальнейшая судьба большинства картин, упомянутых H. A. Львовым при описании этой коллекции (см. о ней также во вступ. статье), выяснению не поддается. Если мне нечего прибавить к сказанному русским путешественником, названия картин в комментарий не выносятся.

Л. 55. Авраам, отсылающий Агару, — об „Аврааме, изгоняющем Агарь и Исмаила“ (1657) Гверчино. Ныне в галерее Брера.

Л. 55. Копия прекрасной картины Тицияновой — о копии с „Динария кесаря“ (1511—17) Тициана в Дрезденской картинной галерее.

Л. 55. Самаритянка Ганибала Караша — о „Христе и самарянке" (1593—94) Аннибале Карраччи. Ныне в галерее Брера.

Л. 55. Блудница Агустина Kapаш[a] — о „Христе и грешнице“ (1595—96) Агостино Карраччи. Ныне в галерее Брера.

114

Л. 55. дяди его — Агостино и Аннибале Карраччи были родными братьями.

Л. 55. Похищение Прозерпины Албана — о „Пляске амуров“ (1623—25) Франческо Альбани [илл. 30]. Ныне в галерее Брера.

Л. 55 об. Брюгелю del veluto — т. е. Яну Брейгелю Старшему, прозванному „Бархатным“.

Л. 56. Ангел-благовеститель Гвидов (гравированный Стренжем) — о гравюре Роберта Стренжа с „Благовещенья“ Гвидо Рени. См.: Les graveurs du dix-huitième siècle / Par R. Portalis et H. Béraldi. Paris, 1882. T. 3. S. 571.

Л. 56 об. отрицание Святаго Петра — о „Святых Петре и Павле“ (1610—11) Гвидо Рени [илл. 29]. Ныне в галерее Брера.

Л. 57 об. В богатом доме сенатора Капрара — о Палаццо Капрара (теперь — здание Префектуры; современный адрес: viale IV Novembre), возведенном во второй половине XVI в. по проекту Франческо Морандини; см. подробнее: Cuppini G. I palazzi senatori a Bologna. P. 109—110. Дальнейшая судьба большинства картин, упомянутых H. A. Львовым при описании этой коллекции (см. о ней также во вступ. статье), выяснению не поддается.

Л. 61. Прекрасной портрет Мишел Анжела Бонароты — возможно, речь идет о копии с портрета Микеланджело, атрибутируемого ныне Якопино дель Конте и долгое время считавшегося автопортретом.

Л. 61 об. Андрея дель Сарто богоматерь — судя по описанию, имеется в виду копия „Мадонны Фриза“ Андреа дель Сарто [илл. 31]. Ср.: Shearman J. Andrea del Sarto. Oxford, 1965. Vol. II. P. 247. № 58.

1781 года 17 июля. Венеция.

Л. 62. 1-й дом прокуратора Пезаро — о дворце на правой стороне Канала Гранде, о Палаццо Пезаро, строительство которого было начато в 1682 для Леонардо Пезаро, прокуратора собора Сан Марко; завершено ок. 1710.

Л. 62. 2-й принадлеж[ит] Грацию — о дворце на левом берегу Канала Гранде, о Палаццо Грасси; построен Джорджо Массари для семейства Грасси (1718).

Л. 62. 3-й Rezzonico — о дворце на правой стороне Канала Гранде, о Палаццо Реццонико. Строительство начато ок. 1660 Бальдасаром Лонгена, завершено Джорджо Массари в 1745.

115

Л. 62. Scalzi — о церкви Св. Марии из Назарета или так называемой Церкви разутых („scalzi“ значит „босые“), построенной для кармелитских монахов Бальдасаром Лонгена в 167080.

Л. 62. S. Simeone Piccolo — т. е. Церковь Св. Симеона и Иуды. Основана в IX в.; перестроена Джованни Скальфаротто в 1718—38.

Л. 62. San Giorgio Maggiore — т. е. храм Сан Джорджо Маджоре. Основан в X в.; постройка нового здания начата в 1565 Андреа Палладио и завершена в 1610 по его планам Симоне Сорелла.

В Вену в другой раз приехал 1781 июля 29-е, воскресенье.

Л. 65. Галлерии di bel vedere в доме, доселе принцу Евгению принадлежавшем, — большая часть картин Габсбургов находится ныне в Художественно-историческом музее (основан в 1891); в 1781 все собрание экспонировалось в замке Бельведер, построенном для принца Евгения Савойского в 1714—22 по проекту Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта. Ныне здесь расположен Музей барочного искусства, где выставлены картины австрийских художников, некоторые из которых упомянуты Н. А. Львовым. Более подробная информация содержится в каталогах: Baum E. Katalog des österreichischen Barockmuseums im Unteren Belvedere in Wien. Wien; München, 1980. Bd. 1—2; Die Gemäldegalerie des Kunsthistorischen Museums in Wien. Verzeichnis der Gemälde. Mit 2341 Abbildungen. Wien, 1991.

Л. 65. Господ[ин] Мехельн [sic!], директор сей галлереи — т. е. Кристиан фон Мехель (1737—1815), гравер, издатель, друг Винкельмана. В 1779—83 жил в Вене по приглашению императора Иосифа II, занимаясь описанием его коллекций. См.: Verzeichniß der Gemälde der Kaiserlich Königlichen Bilder Galerie in Wien verfaßt von Christian von Mechel der Kaiserl. Königl. und anderer Akademien Mitglied nach der von ihm auf Allerhöchsten Befehl im Jahre 1781 gemachten neuen Einrichtung. Wien, 1783 (изд. на франц. яз. — Базель, 1784).

Л. 65. Максимилиан I (1459—1519) — император Священной римской империи немецкого народа с 1493, из династии Габсбургов.

116

Л. 65 об. школа Алберта Дурера — о картинах Альбрехта Альтдорфера, Кристофа Амбергера, Ханса Бургкмейера, Голбейнов, Кранахов и др., экспонировавшихся в первом зале собрания немецких мастеров. См.: Verzeichniß der Gemälde der Kaiserlich Königlichen Bilder Galerie in Wien. S. 265—286. Называя Дюрера Альбертом, а не Альбрехтом, Н. А. Львов следует французской традиции написания имени этого художника.

Л. 65 об. составил другую школу — о картинах Ганса фон Ахена, Иоганна Маттиаса Кагера, Иоганна Кёнига, Ганса Роттенхаммера, Иоганна Кристиана Рупрехта, Иоахима фон Зандрарта и др., экспонировавшихся во втором зале собрания немецких мастеров. См.: Verzeichniß der Gemälde der Kaiserlich Königlichen Bilder Galerie in Wien. S. 265—286.

Л. 66. Сему периоду наследовал третий — о полотнах Норберта Грунда, Йозефа Фейстенбергера, Франца Кристофа Яннека, Иоганна Франца Непомука Лаутерера, Франца Антона Палко, Пауля Трогера и др., экспонировавшихся в третьем зале собрания немецких мастеров. См.: Verzeichniß der Gemälde der Kaiserlich Königlichen Bilder Galerie in Wien. S. 287—302.

Л. 66 об. Двулишневый — т. е. с отливом, соединяющий в себе два цвета.

Л. 66 об. его кар[тина] Сузанны — о „Сусанне и двух старцах“ (1709) Мартино Альтомонте [илл. 32]. Ныне в Музее Барочного искусства в замке Бельведер.

Л. 67. очень любопытная картина Томаса фон Мутина — о триптихе Томазо да Модена, написанном темперой и изображающем Св. Палматия, Богоматерь с младенцем и Св. Венцеля (ок. 1356). Ныне находится в замке Карлштейн близ Праги.

Л. 67. Мать, держащая своего сына, — о „Семейном портрете“ (1710-е) Яна Купецкого.

Л. 67. портрет сего живописца — об „Автопортрете за мольбертом“ (1709) Яна Купецкого.

Л. 67 об. Два портрета Улриха Маера — согласно описанию К. фон Мехеля экспонировалась лишь одна картина Иоганна Ульриха фон Мейра „Св. Филипп“ (1653). Ср.: Verzeichniß der Gemälde der Kaiserlich Königlichen Bilder Galerie in Wien. S. 297. № 66.

Л. 67 об. Два порт[рета] старика и старухи — о „Старике“ (1726) и „Старухе“ (до 1714) Балтазара Деннера [илл. 34, 33].

Л. 68. Две Венеры — о двух „Покоящихся Венерах“ (ок. 1608) Дирка де Кваде ван Равестейна. Одна из них была вывезена во

117

Францию в 1800-х и находится ныне в Дижоне в Музее изящных искусств. Ранее приписывались Йозефу Хейнцу Старшему.

Л. 68 об. Старой нидерландской школы 2 картины — о „Грехопадении“ и об „Изгнании из рая“ (сер. XVI в.) Михиэля Кокси [илл. 35, 36].

Л. 68 об. его картина Карнавал — о „Сражении между масленицей и постом“ (1559) Питера Брейгеля Старшего, прозванного „Мужицким“.

Л. 68 об. Разныя игры — о „Детских играх“ (1560) Питера Брейгеля Старшего.

Л. 68 об. Прекрасной Жирарду. Les médecins aux urines — о „Враче“ (1653) Герарда Доу [илл. 37].

Л. 69. Мирис подле него — о „Посещении врача“ (1657) Франса Мириса Старшего [илл. 38].

Л. 69. Три ландшафта Мегановы — о „Лесном ландшафте“ и „Лесном ландшафте со сценой нападения“ Ренье Мегана. Третья картина „Лесной ландшафт со сценой охоты на оленя“ утрачена во время Второй мировой войны. Ср.: Verzeichniß der Gemälde der Kaiserlich Königlichen Bilder Galerie in Wien. S. 206. № 8.

Л. 69. Гаспер Пусень — т. е. Гаспар Дюге, прозванный Гаспаром Пуссеном.

Л. 69. Пейзаж с фигурами — о „Крестьянском празднике в римской кампанье“ (ок. 1650—55) Иоганнеса Лингельбаха.

Л. 69 об. Христос, представленный народу — о „Се человек" (1543) Тициана [илл. 39].

Л. 69 об. Даннаия — о „Данае“ (ок. 1554) Тициана [илл. 2].

Л. 70. Ариядна и Бахус — о „Нимфе и пастухе“ (ок. 1570—75) Тициана.

Л. 70. Калиста отчаянная — о „Диане и Каллисто“ (ок. 1568) Тициана и мастерской.

Л. 70. Положение во гроб — о „Положении во гроб“ (ок. 1560) Тициана и мастерской.

Л. 70 об. Портрет какой-то женщины, написанной в виде Лукреции — о „Лукреции и ее супруге“ (ок. 1515) Тициана.

Л. 70 об. Клеопатра — о „Самоубийстве Клеопатры“ (1659) Гвидо Каньяччи.

Л. 70 об. Блудны[й] сын его же — о „Возвращении блудного сына“ (1773) Помпео Батони.

Л. 71. Снятие со креста, или лутче Положение во гроб — об „Оплакивании Христа“ (ок. 1519—20) Андреа дель Сарто.

118

Л. 71. Голова Богоматери под голубым покрывалом — картина утрачена, ср. ее описание: Verzeichniß der Gemälde der Kaiserlich Königlichen Bilder Galerie in Wien. S. 48. № 28.

Л. 71. Крещение Исуса Христа — о „Крещении Христа“ (1622—23) Гвидо Рени.

Л. 71 об. Магдалена его же — о „Кающейся Марии Магдалене“ (1635—40) Франческо Фурини.

Л. 71 об. Ганимед, несомый неестественно орлом, — о „Похищении Ганимеда“ (ок. 1530) Корреджо [илл. 40].

Л. 71 об. Ио и Юпитер в облаке — о „Юпитере и Ио“ (ок. 1530) Корреджо [илл. 41].

Л. 72. Филимон и Бавкида — о „Юпитере и Меркурии у Филемона и Бавкиды“ (ок. 1620—25) мастерской Рубенса.

Л. 72. Тюрма или подземное темное со сводами строение — об „Освобождении Петра“ (1604) Хендрика ван Стенвейка Младшего.

Л. 72 об. Самсон — о „Пленении Самсона“ (ок. 1628—30) Антониса ван Дейка.

Л. 72 об. Богоматерь, держашая Христа, — о „Марии с младенцем и святыми Розалией, Петром и Павлом“ (1629) Антониса ван Дейка [илл. 42].

Л. 72 об. Положение во гроб — об „Oплакивании Христа“ (1618—20) Антониса ван Дейка.

Л. 73. Богоматерь — о „Святом семействе“ (1626—28) Антониса ван Дейка.

Л. 73. в Гвидиевом рожестве, в галлерии Лихтенштейна находящемся, — о „Поклонении пастухов“ (ок. 1640) Гвидо Рени, находившемся в 1706—1939 в галерее князя Лихтенштейнского в Вене, затем в Вадузе. В 1957 приобретено Национальной галереей (Лондон).

Л. 73 об. Свят[ой Игнатий Лойола], изгоняющий бесов из прокаженных, — о „Чуде св. Игнатия Лойолы“ (ок. 1617) Рубенса.

Л. 73 об. Св[ятой] Франциск, проповедуюший в Лидии, — о „Чуде св. Франца Ксаверия“ (1617—18) Рубенса [илл. 45].

Л. 74. Три Грация предародныя — о „Кимоне и Эфигении“ (ок. 1617) Рубенса [илл. 43].

Л. 74 об. Сад любви — о „Саде любви“, копии неизвестного художника с одноименного полотна Рубенса, находящегося в Прадо.

Л. 74 об. Встреча — о „Встрече перед битвой у Нёрдлингена“ (1634—35) Рубенса.

Л. 74 об. Силли — лицо неустановленное.

119

Л. 74 об. Остров Цитера — о „Празднестве Венеры“ (1635—38) Рубенса [илл. 44].

Л. 75. Не помню, какой-то папа, какому-то императору делает, не знаю, запрещение, не знаю, разрешение — о „Св. Амвросии и императоре Феодосии“ (ок.1615—16) Рубенса.

Л. 75. Естли кто хочет полюбоватся на жену Рубенсову — о „Шубке“ (ок. 1636—38; изображение второй жены художника Елены Фурман) Рубенса [илл. 46].

Л. 76. Аврам, приносящей агнца на жерт[в]у, — об „Авраме, приносящем благодарственную жертву“ (1653) Давида Тенирса Младшего.

Л. 76. Грабеж и другая, подобна[я] сему картина — о „Нападении на деревню“ (1648) и о „Крестьянской свадьбе“ (1648) Давида Тенирса Младшего.

Л. 76. Портрет — неясно, что имеется в виду.

Л. 76 об. представляет нимф — о „Превращении Апулуса в оливковое дерево“ (ок. 1765) Андриеса Корнелиса Ленса.

Л. 76 об. сестер Фаэтоновых — т.е. Гелиад, дочерей Гелиоса и океаниды Климены. Согласно Овидию, оплакав смерть Фаэтона, они обратились в тополя, а их слезы — в янтарь.

Л. 77. Был я в церкви Святаго Карла — о церкви Св. Карла, построенной в 1716—29 по проекту Иоганна Бернарда Фишера фон Эрлаха.

Л. 77. гд. Диц дерижировал с успехом собранным оркестром — по видимому, речь идет об Иоганне Себастьяне Дице (1711—1793).

Л. 77. учителя своего Нардиния — т. е. Пьетро Нардини (1722—1793), итальянского скрипача и композитора. Н. А. Львов, по-видимому, слышал игру Нардини во Флоренции, о чем можно заключить из записи над одним из рисунков: „Ah! Mes amis, il n’y [a] des violons que [de] Nardini. C’e[st] 15 juillets 1781. Florence, quel jour! Pour mon départ!“ (л. 99).

Л. 77 об. Уж любовью оживился — песня впервые опубликована В. А. Верещагиным (Старые годы. 1909. № 5. С. 157).

Л. 78. В Вене у живописца Унтербергера — о художнике и скульпторе Игнаце Унтербергере, с 1776 жившем в Вене.

Л. 78. брата того живописца — о художнике и архитекторе Кристофе Унтербергере, ученике А. Р. Менгса, жившем в Риме с 1758. Для Екатерины II им были исполнены копии картин Рафаэля в натуральную величину, доставленные в Петербург при посредничестве И. Ф. Рейфенштейна.

120

Л. 78. причастие Св. Геронима — о „Причастии Св. Джероламо“ (1614) Доминикино, ранее находившемся в Церкви Мадонны ангелов в Риме; ныне — в Пинакотеке Ватикана.

Л. 79. Сегодня был я [у] гд. Метастазия — дом в Вене на углу Михаэлерплатц и Кольмаркт, в котором жил Метастазио, сохранился.

Л. 79. чтобы Ив[ан] Ив[анович] не хвастал — ср. следующий анекдот о пребывании И. И. Хемницера в Париже в 1777 году, записанный Н. А. Львовым: „Живучи в Париже целую неделю, ходил он каждое утро стеречь, когда Жанжак [т. е. Ж. Ж. Руссо — К. Л.-Д.] выдет из дому своего, и, увидев его один раз, мне уже покою не было, что я, живучи с ним в одной комнате, не видел Жанжака, до тех пор, покуда наконец, увидя его вместе, уверил я его, что это не Жанжак, а учитель графа Строгонова, и по возвращении уж только в Спа признался, что это была шутка“ (Заметки Львова для биографии Хемницера // Сочинения и письма Хемницера по подлинным его рукописям, с биографическою статьею и примечаниями Я. Грота. СПб., 1873. С. 41—42).

Л. 80. Mon voyage à Moscou — об обстоятельствах, предшествовавших последней записи „Итальянского дневника“, см. во вступ. статье.

К. Ю. Лаппо-Данилевский


К.Ю. Лаппо-Данилевский. Комментарии: Н.А.Львов. Итальянский дневник. Примечания. // Львов Н.А. Итальянский дневник. Кёльн; Веймар; Вена: Бёлау-Ферлаг; СПб.: Пушкинский Дом, 1998. С. 97–120.
© Электронная публикация — РВБ, 2004—2019. Версия 2.0 от от 9 ноября 2018 г.