[[95]] О ДОБРОДЕТЕЛЯХ И НАГРАЖДЕНИЯХ NB [[96]]

Воззванные в общежитие всесильным гласом немощей и недостатков человеки скоро познали, что для обуздания наглости и дерзновения нужна была сократительная сила, которая, носяся поверх всего общественнаго союза, служила бы защитою, подпорою слабому, угнетенному, была бы против необузданности оплотом и преградою, и бичь гонению, посягнувшему на оскорбление союзнаго телеси. Силу сию нашли в самих себе. Немощны, дебелы, разслабленны во единице; едва не всесильны стали в сообщении, творяй чудеса яко боги. Подернутыя мглою бездействия, объятыя мраком самоневедения или неощущения, силы человеческия, [[96 об.]] дремавшия, уснувшия паче или поистинне мертвыя в единственности, возпрянули в общественном сожитии, укрепилися взаимно, разпространилися, возвысилися и объяв вся не токмо существующая, но и вся возможная, возмечтали и то, что им несоразмерно, касаяся пределов даже божественности. И сие есть не последнее свойство человека, отличающее его от всех других животных, свойство мечтать о несущественном.

Познав силы своя, общество сделало первое оныя употребление, поставив правило для последования единственнаго. Сие правило названо законом.

Закон следовательно есть всегда правило общественныя силы для последования [[97]] единственнаго; ибо правило общия силы для последования общаго, если и вообразить себе кто возможет, не можно онаго назвать законом; разве то законом называть должно, что каждой сам себе дает в предписание, то есть желание, прихоть и тому подобное. Закон таковой имеет свою силу, доколе желание имеет существенность. Потом падет и разрушится. Се истинный образ законоположения в самодержавных правлениях. [[97 об]]

Но сколь нужным признали в обществе живущие человеки иметь закон, столь же нужным скоро познали быть и

29

понуждению к последованию закона. Доколе единомыслие в обществе царствовало, закон ничто иное был, как собственное каждаго к пользе общей побуждение, ничто иное, как природное почти стремление исполнять каждому свое желание; ибо каждой в особенности своей не инаго чего желал, как чего желали все, или сказать точнее, никто не желал ничего в противность желанию всех.

Но самое то, что силу общественнаго человека обнаружило, самое то было причиною употребления оныя во зло. Во зло разумею другим, [[98]] ибо горчайший злодей, творяй злодеяние, себе творит благое. Следовательно зло общественное есть токмо зло в отношении, а не само по себе зло. Силы в человеке, укрепясь союзом, изощрясь сожитием, преступать иногда стали черту, оным положенною общественною волею, следуя в том общему природы правилу средоточных сил. Если кто хотя мало вникал в деянии человеческия, если кто внимательно читал историю царств, тот ведает убедительно, что где более было просвещения, где оно было общественнее, там более было и превратности. Столь добро и зло на земли нераздельно.

Дабы общественная связь могла быть всецела, всяк видел нужду назначить казнь нарушителю оныя. И ныне, когда мы толико от первобытных общественных [[98 об.]] положений отдаленны, когда мысль наша едва объемлет, что́ общество человеков было в детстве своем, когда истинными мечтаниями нередко почитаются разглагольствия о нем, вообразит ли себе человек, что глагол мучителя, кары и пытку изрекающего на невинность, что коварство и злоба венчанныя, простирающия змеиной скиптр на пагубу безсилнаго, суть твари его могущества. Вообразит ли он себе, что выя его возлегает, когда на плахе и топор вознесен над нею, да скончается дней его течение, он сам содетель своея казни. О, человек, помедли, не стени о твоей участи; ты гибель себе [[99]] устроил в сожитии с подобными тебе; вина гибели есть сила ваша общая. Она в тебе и собратии твоей присно сущна. Дерзай желати своего блаженства и блажен будешь. Блажен в общественном союзе, блажен и в твоей единственности.

Едва человек тяжким перстом необходимости начертал кровавыя изветы казней, как, убояся своего творения, оградился по возможности во свою особенность и, во обществе сущу, начал паки его чуждаться. Пользы общественного сожития ежемгновенно хотя взорам его предстояли, хотя [[99 об.]] искал он их повсеместно, но

30

при стяжании оных забывал всегда пользу общую, охотно нарушал оную, если возмог то сделать без возмездия, и разве казнь неизбежная была прещением, да не разрушит его же создал. Прелестей исполненное именование, отечество, отечество, едва слабым звуком доходило до ушей, самолюблением задернутых. Если при вопиющем о благе общем глаголе возпрещало изредка сердце юности, то было мгновенно, любокорыстно, преходяще и скоро возвращалося в обыкшую стезю особенности. [[100]]

Узрев в дали еще направленное шествие общественнаго союза к разрушению, болезнуя о сотворении своем, его же на пользу себе устроить надеялся, обратил человек взоры свои на себя, и как в начале в себе нашел побуждения к общественному сожитию, тако и в последствии искал в себе ж побуждений к соблюдению того, что устроил для своея пользы. [Нрзб.]. Ведал, что вина вступления его в общество была снискание своея пользы. Верное его было заключение, что тот, кто наиболее в общежитии найдет пользы, тот вящей будет [[100 об.]] онаго подкрепитель, поборник, защитник, тот, кто более надеяться будет, да получит от общежития пользы, тот вяще возхощет пребыть в оном и посвятит на пользу онаго труды свои, ибо от того польза его частная возростет. Видя себя в отчужденном единственности положении, то есть в обществе, прилепленнаго паче и паче к единственности и самолюблению, человек яко сперва казнь начертал себе за оскорбление общественнаго союза, да безопаснее тем пребудет в единственности, потом назначил за стяжание общественнаго блага награждение, познав во [[101]] истинну, что всякое действие его во благе и во зле есть мздоимно. И так, если причина к общежитию есть единственна, а именно собственная каждаго польза, то побуждении к ненарушению или паче к сохранению общественнаго сожития суть казни и награждения, [[103]]

И [они] суть побудители [во] всех наших деяни<ях>, – на них основываются мощныя двигатели сердец. На них возлегают два важныя законоположения общественныя. Закон казни, закон награды [имением]. – [В] возмездии коренится мысль об отечестве.– Что оно? Где существовать может? – Чем люди просвещеннее становятся, тем путы, связующия их с отечеством, должны быть сильнее. – Грубые народы меньше имеют добровольных изгнанников, нежели просвещенные.

1. О сложении чувствительном человека. – В следствие онаго ищет приятнаго и убегает болезнь. (Веселие произходит от

31

удовлетворения нужд). Следовательно все деяния человеческия не суть бескорыстны.

В обществе живем для сих же причин. Для избежания болезни и для наслаждения веселием.

2-е. Чем польза частная теснея союзна с пользою общею, тем общество назвать можно блаженнее. – В малых государствах, то есть ограниченных на один город, все могут судить о пользе, а в больших нельзя. – Для того то [[103 об.]] в больших государствах законы будут многочисленнее. – Закон – уголовной, – и положение о заслугах суть правила о суждении о пользе общественной, – следовательно закон ничто иное есть, как извещение, в чем состоит общественное блаженство. – Кто наиболее о нем поборствует, тот вящую оказывает обществу заслугу. – Следовательно общественные добродетели суть награждения достойны. Частные имеют сами в себе возмездие.

К 1-му. Для того, что человек есть существо самолюбящее и все свои деяния по своей пользе размеряющее, и нужно [[104]] деяния его наклонять к общему.

3-е. Разница в измерении и постепенности между наказании и награждении. Казнь определяется за всякой частной вред, а награждении за общественную пользу. NB. Изъятие кажется из сего спасение живота граждан. [[105]]

О преступлениях, неуважаемых по причине их малоизвестности и трудности в доказательствах, например, нерадение о препорученном. О здравии людей. Почти тоже, что смертоубивство. – Вред различия в наказаниях. [[106]]

О добродетели, достоинстве и заслуге. О побуждениях к добродетелям. – Возмеряются общественностию проистекающей из того пользы. О достоинстве предателя. Не есть предатель, оставивший свое отечество.

Какия деяния [почесться] долженствуют добродетелью общественною. – Что есть заслуга. – Иногда награждают прежде, нежели заслуга последовала. Ошибка правительства. Ибо то, чего еще не имеем, то есть побуждение, но приобретенное слабо действует.

О мере заслуг. Заслуга животом. Для чего всему предпочитается. [[106 об.]] Заслуга честностию, правосудием, разумом, остроумием, телесными силами, имением.


А.Н. Радищев О добродетелях и награждениях // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М.;Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 28—31.
© Электронная публикация — РВБ, 2005—2024. Версия 2.0 от 25 января 2017 г.