О добродетелях и награждениях

Печатается по автографу Радищева, хранящемуся в Ленинградском отделении Института истории Академии Наук СССР, в собрании Воронцова, № 398, лл. 95–106. Первоначально было опубликовано Д.С. Бабкиным в книге: А.Н. Радищев. Избранные сочинения. М.–Л., 1949, стр. 636–640.

Прямых указаний о времени написания этой статьи не имеется. Для датировки рукописи можно руководствоваться лишь ее общим содержанием и установлением тематической связи ее с другими сочинениями Радищева.

Заглавие рукописи написано Радищевым на отдельном листе; знак NB,

575

поставленный в конце заголовка, вероятно указывает на то, что эта рукопись является лишь частью другой работы.

Статья не закончена. Большую часть своих мыслей Радищев набросал здесь в конспективной форме и развернуть их не успел. По содержанию статья примыкает к «Опыту о законодавстве». Она является развитием одного из тезисов, заключенных в «Опыте».

В введении к «Опыту» – «О предметах закона» – Радищев пишет: «Предметы закона суть: нравы, вера, вольность, имение и сохранность граждан». Рассматривая каждый из этих предметов закона, Радищев особо выделяет нравы. Вопросы вольности, сохранности граждан и прочее он рассматривает в первой книге «Опыта о законодавстве», вопросы об имущественном положении – во второй книге. Что же касается нравов, то они не нашли своего рассмотрения в «Опыте о законодавстве». Повидимому, Радищев, придавая им важное значение, сделал их предметом отдельного рассмотрения. «Закон не может довольно стрещи нравы, – пишет он во введении – «О предметах закона», – кои суть наикрепчайшая подпора человеческого благополучия и гражданского общества». И далее там же добавляет: «Добродетель не может быть ни повеленная, ни принужденная. Она независима, и основала свой престол в [пробел в полстроки] коего человеческая власть коснутся не может. Она изчезла, ее уж нет, сколь скоро она принуждена быть».

Надо полагать, статья «О добродетелях и награждениях» была задумана Радищевым как одна из составных частей «Опыта о законодавстве». Связь этики и права в мировоззрении Радищева очевидна. Вопросы нравственного и политического воспитания людей для него имели первенствующее значение. Что такое право? – спрашивает он в «Опыте» и ответ формулирует так: «Право, или должное, есть то, что закон предписует к исполнению или что дозволяет». При каких условиях человек может быть честным гражданином? Ответ на этот вопрос убедительно показывает, насколько этика и право, в понимании Радищева, тесно между собой связаны. «Нас учат грамматике, – пишет он в «Опыте о законодавстве», – наполняют головы наши словами и правилами, коих мы не понимаем. Нас мучат начальными правилами языков, а часто и наук, кои нам никогда полезны не будут. Я сего совсем не порочу. Но я бы хотел, чтобы нас учили быть послушливыми, смиренномудрыми, воздержными, веселыми, правосудными, великодушными, мужественными; чтобы изцеляли от наших предразсудков, и нас научали полагать пределы нашим желаниям, без коих ни мы щастливы не будем, ни дозволим другим быть счастливыми. Сии то по справедливости назвалися бы труды о нашем собственном благополучии и о блаженстве всего общества. Через сие государство было бы почти в половину управляемо и правитель оного освобожден от трудных и часто плачевных работ».

В дополнение к сказанному о связи статьи «О добродетелях и награждениях» с «Опытом о законодавстве» следует отметить, что рукопись статьи находится вместе с другими рукописями Радищева, написанными им до 1790 г. Это позволяет предположительно отнести написание данной статьи к началу 1780-х годов, когда Радищев набрасывал первую часть «Опыта о законодавстве».


Бабкин Д.С. Комментарии: Радищев. О добродетелях и награждениях // А.Н. Радищев. Полное собрание сочинений. М.;Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 574—575.
© Электронная публикация — РВБ, 2005—2019. Версия 2.0 от 25 января 2017 г.