[ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЕКТЫ и ОТЗЫВЫ]

[ПРОЕКТ НОВОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО
ТАРИФА]

[[101]] Из ежедневных опытов довольно известно стало, что тариф 1766 года, в азбучном своем расположении имеет многия недостатки; от чего нередко бывает, что когда настоит случай судить о каком либо товаре, то онаго названия не скоро в тарифе найти можно. Сие происходит от того, что товар, написанной под общею какою либо статьею, не написан под тою литерою, куда он по названию следует. Сему пособить легко можно тем, чтобы товар, означенной под общею статьею, написан был и под тою литерою, под которою он надлежит, и притом сделана бы была ссылка, которая бы показывала, где товар оной внесен под пошлину. [[101 об.]]

Сие покажется излишним, чтобы одно звание писать в двойне, и подумать можно, что лучше будет, если каждое звание товара внесено будет под ту букву, под которую оно следует, не внося уже его больше в другой раз, и что общия статьи товаров делают затруднение в приискании названия какого либо товара. Но сие несправедливо, и общия статьи товаров имеют великия выгоды. Посредством оных можно: 1-е. Сделать все статьи яснее, ибо их будет немного, и легче можно тот или другой товар подводить под которую нибудь из общих статей, нежели [[102]] под частныя статьи и по сему тарифу разсеянныя. 2-е. Удобнее посредством общих статей назначать пошлину товаров, доселе неизвестных, коих вид и название может столь много разнствовать от товаров именованных, сколь оные, по свойству частей их составляющих, между собою сходствовать могут. 3-е. Нередко бывает, что чужестранцы, а особливо фабриканты, дают произведениям своим имена употребительныя, но кои, переходя в наш язык, другое получили значение и другую представляют мысль; то и сему посредством общих статей предварено будет. Ибо то или другое

52

название товар иметь будет, [[102 об.]] то он, хотя его в общей статье и не означено, под оную подходить будет, потому что по сложению своих частей он к оной принадлежит; а потому будет меньше товаров неименованных, меньше пошлина взыматься будет с цены, меньше случая будет подписывать товары, меньше будет случая купцам соглашаться с таможенниками и казну обманывать. Польза сих общих статей усмотрена была уже и при сочинении прежних тарифов. Первой пошлиной тариф, при Петре Великом изданной, таковых общих статей в себе почти не заключает. В последующих же находим их очень много. [[103]] Как то сделано и в тарифе 1766 года. Но в оном есть небольшия неудобства; ибо некоторыя названия, кои следовали под особенную статью, внесены в общую же статью товаров одного свойства; например чулки яко товар, из разных делаемый составов, долженствовал иметь особую статью, но в тарифе 1766 года чулки шелковые из оной изключены и поставлены в статью шелковых товаров. Тож можно сказать о перчатках и о многих других товарах. Итак в разсуждении азбучнаго расположения тарифа, можно сделать следующия правила: 1-е. В тарифе сделать столько общих статей, [[103 об.]] сколько то возможно, от чего первенственных названий будет немного. 2-е. В общую статью вносить все товары одного свойства колико то возможно, ибо а) различие подробных статей в одной общей, находяся одна подле другой, лучше объясняться могут, нежели когда будут не вместе; б) в конце общей статьи можно всегда прибавить какое либо изъяснение, ко всем товарам, в той статье находящимся, относящееся; в) можно определить пошлину на все неизвестные товары такового качества, какия означаются в общей статье. 3-е. Из таковых общих статей исключать те товары, которые хотя по качеству своему и принадлежат к той статье, [[104]] но имеют себе подобные и равнаго употребления, почему и лучше из таковых под разные общия статьи принадлежащих товаров делать особыя общия же статьи. Например рукавицы шелковыя поставлены в тарифе 1766 года под общею статьею шелковых товаров; но как есть рукавицы нитныя, гарусныя, бумажныя и другия многая, то и лучше из всех рукавиц сделать особую статью.

Держась сих правил, сделано азбучное расположение приложеннаго при сем реестра о товарах. Из оного усмотреть можно, что частных статей осталося немного, и думать можно, что при случающемся провозе новоизобретенных товаров [[104 об.]] таковые

53

товары скорее будут подходить под которую либо из общих статей тарифа, нежели в число неименованных, с коих пошлина должна положена быть с цены их.

Не меньше нужно, чтобы при очистке товаров в сходственность тарифа, наблюдаемо было предписание общаго закона, чтобы оной толкован не был, а исполняем по словесному своему смыслу. А для сего необходимо должно: 1-е. Исключить в тарифе сделанныя при некоторых названиях товаров прибавления, кои ни что иное означают, как или количество в образе продажи или сосуды, в коих вещь содержится, и кои иногда не объемлют вещь во всех ее видах, отчего случается, что та же [[105]] самая вещь, которая ясно означена, привезена будучи с малою разницею, покажется иною, и будет подходить под статью неименованных товаров. Например мельницы кофейныя лучшей доброты в тарифе означены, но если будут в привозе низкой работы, то и будет настоять вопрос: равную ли с худых с хорошими брать пошлину. 2-е. Чтобы товар, обложенной известною пошлиною, с общим изъяснением, как то всякия, всякаго сорта, или всякой величины, когда в привозе будет с отменою против до селе привозимых, не подводим был под статью товаров неименованных, хотя бы с него как с неименованнаго больше причитаться будет пошлины. А [[105]] еще больше остерегаться должно, что с одного товара пошлину взымать разно, отчего неминуемо произойдет замешательство. Общия статьи могут от части сему предварять неудобству, своим генеральным именованием. 3-е. Для лучшаго достижения ясности в названиях, и дабы соблюсти предписание закона, словесное истолкование предписующаго, надлежит находящееся в конце тарифа 1766 года сделанное положение о уподоблении товаров, в тарифе не означенных, к товарам, в оных находящимся, отменить, для того, а) что товар, которой другому уподобить можно, по самому тому, что он уподобляется, не есть такой же товар, которому он уподобляется, [[106]] а потому в строгом смысле и не может под одинаковую итти пошлину. б) Всякое уподобление остается в воле судящаго о вещи, а закон тем совершеннее бывает, чем меньше в суде на произвол судящаго оставляется, и чем больше судия имеет волю или способ полагать решения по своему благоизобретению, а чем меньше имеет он власти или способа умствовать и давать вещам виды по понятию своему, тем вящая положена будет пристрастиям его преграда, и тем меньше он поползнуться возможет на

54

корыстолюбие, ибо все к тому пути у него отъяты. 4-е. Если подумаешь, что из отмены вышеозначеннаго положения могут произойти затруднения, то уже таковым затруднениям много [[106 об.]] пособится: а) расположением в тарифе товаров в общия статьи, которыя сами по себе заменяют уподобление; б) генеральным всем таможням предписанием, чтобы о новых товарах давали знать в главное начальство с приложением образцов оных товаров; в) если бы прилежно кто из опытов посмотрел, сколь много уподобление товаров одних к другим может сделать замешательства, тот престанет мыслить, что отрешение онаго может его произвесть. А сие для того, что каждой делает уподобление по своему разумению, не говоря о пристрастиях, а паче о стачьках и поноровках. [[107]]

Дадим пример из опытов: три разные таможенные управители досматривали одинакой товар, в тарифе коего не означено, а именно гумадрагант, что есть клей древесной, или смола, из Восточной Индии привозимая. Один очистил сей товар краскою, в тарифе неименованною, для того, что в тарифе 1766 года многия гумми, или смолы, поставлены между красками и пошлина с него взята по 6 ко. с рубля с цены его. Другой, желая сделать уподобление, очистил его против другого рода таковой же смолы, то есть гумми кар [нрзб], и пошлина с него взята по 2 р. 40 ко. с пуда. Третей, думая может быть основательнее других, очистил его товаром в тарифе неименованным, и пошлина взята с него по 30 ко. с рубля. [[107 об.]] Цена сему товару в объявлениях показана до 35 р. пуд. В первом случае взято пошлины 2 р. 10 ко., во втором 2 р. 40 ко., в третьем 10 р. 50 ко. А иной уподобил бы его может быть к гумми сандараку, ибо и сей есть также гумми, и пошлины с него причлося бы с пуда 54 ко. Из сего малаго примера видно, сколь уподобление товаров может иметь худых следствий, дает повод к пристрастиям и подлогам и может пошлинных выкладчиков привесть в замешательство.

Не меньше, как и уподобление товаров, оставлено на произвол таможенников определение тары, то есть исключение, в весовых товарах, из общаго весу товара с боченков, ящиков, мешков или чем другим, в чем товар привозится: вес бочки, ящика юз и пр. В товарах, [[108]] которые в других землях на вес же продаются, и весом в таможне объявляются, сие подвержено не толиким затруднениям и не столько может быть подлога; ибо купец сам в объявлении своем определяет вес товару и тару по

55

фактуре своей исключает, а таможенной служитель сличает только объявление с товаром. Но в товарах, которые в других землях продаются на меру, и с коих пошлина положена с весу, определение онаго оставляется совсем на произвол таможеннаго служителя, и часто исключение тары бывает почти невозможно. Положение же указной тары по примеру той, какая на каждой товар складывается в торге, предварило бы многим неудобствам и затруднениям. [[108 об.]] 1-е. Воспретило бы разбивку товаров, которая ныне неминуема, ибо, взвеся товар с укладкою, из того надлежит исключить только на тару что узаконено, и товар перебивать не будет нужды. 2-е. Отправление было бы поспешнее и безостановочнее, нежели теперь, ибо для исключения тары не надобно бы было товар выкладывать. 3-е. Для отвращения такого неудобства, что указная тара быть может меньше купецкой, чрез что последовать может конфискация излишняго, надлежит установить, как то в других случаях бывает, чтобы разность таковую купец доказывал фактурою, и если его объявка с тою сходна, то в вину того ему не ставить, [[109]] излишняго не конфисковать, а за исключением указной тары пошлину брать с явившагося товара; а еще лучше предварить сему положением нарочито высокой тары. Казна тут потерять может, то приобретет паки повышением пошлины на другие товары, а отправлениям в таможне сделается облегчение. Но как есть товары такие, которые хотя и взвешиваются, но производятся в разных укладках, то и нужно при положении тары постановить некоторыя правила, как то: 1-е. В товарах, служащих к роскоши и мало нужных, также и в тех, где исключение тары затруднительно, оной не исключать. Сие тем нужнее сделать должно, когда постановлено будет с шелковых товаров брать пошлину с весу. На них случаются всегда обертки, подвертки, перекладки, связки и тому подобное, которое от товару отделять нельзя, и для того весить их со всем, [что] на нем [[109 об.]] случается. 2-е. На товары, кои привозятся в разных укладках, также на дорогие товары, например на краску брусковую, консенель тары не определять, ибо малая прибавка в весу делает в товаре высокой цены большую разницу.

Что сказано о таре в весовых товарах, можно сказать то же о товарах, кои легко повредиться могут, как то хрустальная и фарфоровая посуда. Если товар платит [пошлину] со щету, то нет сумнения, что когда что из щету изтребилося, с того и пошлины взыскивать нельзя. Но когда товар платит пошлину с цены,

56

то выходит совсем другое обстоятельство. Например купец объявил стеклянному [[110]] товару за ящик 100 р. По досмотре нашлось много из онаго битаго. Теперь вопрос и настоит, чего стоит и целое и чего битое? Ибо одно от другого отличить должно, и не справедливо будет, если с разбитаго пошлина будет взята. Сию разценку делают всегда таможенные служители, и часто самые те, которые оной товар подписывают. Из сего может родиться: 1-е. Что таможенник из дружбы или лакомства на бой положит больше, нежели его в самом есть деле. 2-е. Желая иметь больше барыша, товар подпишет и на бой сложит так же больше, нежели должно. [[110 об.]]

И так сему неудобству можно предварить тем, что положить на бой несколько процентов, по примеру некоторых земель, где проценты положены на утечку мокраго товара по мере разстояния места, откуда оной привезен, или (но сие подвержено великим затруднениям и в больших товара партиях почти невозможно) означать именно, сколько чего разбилось, и разбитое исключать по фактуре купецкой.

Понеже здесь речь идет о затруднениях, которыя встречаются при исполнении тарифа, то можно упомянуть еще о некоторых, которыя при сочинении тарифа 1766 года пропущены. Первое из сих затруднений бывает при уступке пошлины российским купцам, [[111]] тем, кои товары свои на российских отпускают кораблях. Морской пошлинной регламент определяет таковым уступать из торговой пошлины три доли, а брать только четвертую, внутренную же взымать всю сполна. По издании тарифа 1766 года, в коем торговая и внутренная пошлина соединены вместе, так настоял вопрос: каким образом делать сию уступку и что почитать портовою пошлиною и что внутреннею. Сей вопрос решен был тем, что сию уступку велено делать по тарифу 1757 года. Но как в тарифе 1766 года сделана в пошлине во многих товарах отмена против тарифа 1757 года, то кажется и в [[111 об.]] уступке пошлин должна бы воспоследовать отмена и с тех товаров, кои в тарифе 1766 года пошлиною облегчены; надлежало бы и в уступке быть облегчению, а в тех, кои отягчены, то и в уступке убавке быть должно. Но сие однако же за вышесказанным предписанием не существует и с нынешним тарифом действует также в иных случаях и старой тариф. С железа например вычет делается почти из полной пошлины, то есть из 32 3/4 ко., ибо сия была пошлина положена по тарифу 1757 года со включением

57

аксиденции и огневых денег. Когда же определено было с иностранных [112] купцов пошлину брать ефимками, то из полной пошлины за железо, то есть из 37 1/4 копеек, оточтено в половину то, что русским купцам уступается, то есть 32 3/4 ко., и они платят по днесь за железо за 32 3/4 ко. ефимками, а только 4 1/2 ко. российскими деньгами; что несходствует с генеральным положением о взятье пошлин половину ефимками. Сие положение о уступке пошлин по старому тарифу несходствует с положением о посрочках в пошлинах, [[112 об.]] которым должно быть на одну внутренную пошлину, и в сем случае внутренною почитают ту половину пошлины, которая платится российскими деньгами, то есть половину полной пошлины.

При издании новаго тарифа весьма нужно определить, каким образом исчислять сию уступку, дабы опять не было нужды ссылаться на тариф 1757 года. А как по тарифу 1766 года сделана российским купцам в пошлинах уступка еще платежей по 90 ко. за ефимок, но неизлишнее будет как сию, так и прежнюю уступку соединить вместе и сделать генеральное положение о уступке пошлины, из полной по тарифу платимой. [[113]]

Пошлина по тарифу 1757 года взымается еще в некоторых случаях, а именно, когда корабль разобьется и товары, бывшие на оном, повредятся, и продаваны бывают с публичнаго торга. По предписанию морскаго пошлиннаго регламента с таковых товаров надлежит брать с продажной их цены по два процента ефимками портовой и полную внутреннюю пошлину. Сие положение сделано кажется для облегчения пострадавших чрез крушение корабля. Но ныне выходит тому совсем противное с потопшими товарами, кои в тарифе 1766 года пошлиною против тарифа 1757 года облегчены, и таковые товары испорченные платят по пропорции их доброты гораздо больше, нежели они обложены в нынешнем тарифе. [[113 об.]] Например галлантерейные товары, когда они привезутся сюда сохранны, платят по 10 ко. с рубля. Когда же они повредятся чрез кораблекрушение, то платят с лишком 18 процентов. Ибо к 13 ко. с рубля внутренней пошлины прилагается два процента ефимками, которые при исчислениях полагают по 50 ко. за ефимок, а два процента ефимками по сей цене сделают 5 процентов, а всего с 13 ко. внутренной пошлины будет 18 ко. с рубля. И так кажется и в сем случае надлежит сделать положение, с нынешним тарифом сообразное, когда внутренная пошлина уже давно не существует. [[114]]

58

Другой случай, когда пошлина исчисляется па старому тарифу 1757 года, есть тот, когда товары, ввозом запрещенные, бывают конфискованы. Как из таких конфискаций следует всегда часть поимщику с платежей пошлины, то как оная в тарифе 1766 года неозначена, а взять ее следует, то она и исчисляется по старому тарифу. В таковых случаях лучше кажется пошлину брать надлежит как с неименованных товаров.


А.Н. Радищев [Проект нового генерального таможенного тарифа] // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М.;Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 49—58.
© Электронная публикация — РВБ, 2005—2024. Версия 2.0 от 25 января 2017 г.