Из приложеннаго при докладе, поднесенном е. и. в. от белорусскаго генерал-губернатора Пассека, назначения мест, где таможенным объезщикам иметь свое пребывание, равным образом и из присланных им карт, на коих назначены таковыя места, усматривается, что он, г. генерал-губернатор, места пребывания объезщиков и их жилище назначает не чрез десять верст одно от другаго, как то повелено 4 статьею высочайшаго указа о учреждении таможенной пограничной цепи и стражи, но в тех местах, где есть дорожки и тропинки, [[124 об.]] и там, где есть на белорусской или польской стороне при границе местечки или селения. Как то он, г. генерал-губернатор, объясняет в поднесенном им е. и. в. докладе. Но как в 4 статье помянутаго указа точно сказано, чтобы два объезщика были на каждых десяти верстах, и само по себе разумеется, что равное разделение разстояний может лучшее произвести надзирание, и пребывание объезщиков по городам и селениям может скорее их отвратить от их должности, нежели пребывание в пустом месте; то непременно нужно, чтобы дома объезщиков построены были чрез десять верст один от другого, [[125]] и на самой границе елико то возможно. Что же касается до надзирания за местечками и селениями, как на белорусской, польской и курляндской стороне лежащими, то как по местному положению своему они все почти находятся по рекам, границу
российскую с Польшею и Курляндиею составляющим, и в 9 статье тюмянутаго указа написано: «в тех местах, где будут по границе реки или озера, смотря по обстоятельствам и надобности иметь по одному или более гребных небольших и легких судов для употребления к лучшему наблюдению по усмотрению таможеннаго пограничнаго надзирателя», [[125 об.]] то надзирание за оными лучше можно произвесть сими судами. А объезщики не будут отвлеченны, для смотрения за селениями, от предписанных им разъездов, суда же, разъежжая пред селениями, удобнее могут усмотреть все, что в оныя чрез реку переправляется, то ежели то может видеть объезщик на сухом пути, которой разъежжает на разстоянии 10-ти верст, ему порученном. Как 18 статьею того же указа позволено с безпошлинными вещами и продуктами из заграницы и заграницу ездить на те места, где находится таможенной пограничной надзиратель, то нужно без сомнения, как то и г. генерал-губернатор полагает, чтобы оныя надзиратели пребывание свое имели при больших проезжих дорогах, дабы удобнее могли смотреть не везется что либо под видом безпошлиннаго, пошлине подлежащее, и дабы таковой осмотр не вверен был простым объезщикам. [[126]]
В поднесенном от белорусскаго г. генерал-губернатора докладе назначено число домов для объезщиков и надзирателей, также во что они стать могут, но [не] меньше, нужно было бы назначить также число судов, кои положено иметь в следствие 9 статьи высочайшаго указа о учреждении пограничной таможенной стражи и цепи, во что они стать могут и их содержание, ибо хотя он г. генерал губернатор и полагает в проектованном им стате иметь объезщикам свои лодки, но как объезщикам предписано разъезд иметь днем и ночью, то оной водою и сухим путем одним людям производить не можно. Равным образом надлежало бы определить и те места, где реки протекают из Белоруссии и впадают [[126 об.]] в реки пограничныя, дабы на устье оных определить разъездные суда, когда береговой объезщик чрез реку, текущую из нутра Белоруссии, переехать не может, таким образом предписанной денной и ночной разъезд безпрерывно производим быть может.
В том же докладе он, г. генерал-губернатор, объясняет, что, разделя пятую часть объезщиков надзирателей в силу 5 статьи указа о таможенной страже, то при таможне не останется ни одного человека, и полагает иметь при таможне еще 5-ю часть объезщиков. Сие требование его, г. генерал-губернатора, весьма основательно и тем более заслуживает утверждения, что сие излишнее [[127]] число объезщиков можно употреблять сверх случающихся посылок, на разъезд на судах летом, а зимою на лучшее разведывание о покушениях к тайному провозу или для отвращения онаго, когда по требованию пограничнаго надзирателя нужно будет отрядить большее число объезщиков. Посредством пограничной стражи, требовании свои в случае нужды надзиратели могут доставлять в таможню или к советнику таможенных дел и получать их приказании, тем удобнее, что, яко верховая почта, может она, отдавая из рук в руки известии, доставлять от крайней границы до надлежащего места с наивящею поспешностию. Что он, г. генерал-губернатор, по известности ему тамошняго местнаго положения представляет справедливо.
Как местное положение г. генерал-губернатору известно, что и представление его о построении будок на столбах при разлитии Днепра ниже Рогачева может быть основательно, и если нет возможности, чтобы домы для жития объезщикам построены были так возвышенно на таковом же фундаменте, как будки, что вода их затоплять не будет, [[127 об.]] то, построя будки, нужно при них иметь лодки или малыя суда, как о том и г. генерал-губернатор представляет.
Как генерально о статах всех таможен велено разсмотреть Комиссии о коммерции, то и сии статы оставить можно до того времяни; предварительно однако же приметить можно, что жалованье объезщикам полагается весьма мало, то есть 100 р. с их одеждою, содержанием, лошадьми и лодками; следовательно им должно содержать от себя и гребцов, но высочайшим указом
о пограничной страже 9-й статьею положено иметь суда особо, почему объезщиков не надлежит обязывать содержанием судов или лодок. [128]
Статья четвертая высочайшаго указа, пред общим тарифом напечатаннаго, первым отделением позволен мещанам городов рижской, ревельской, выборгской и белорусской губернии, тако ж города Нарвы, «свободной внутренный торг на основании государственных узаконений, каков сам по себе оной выходит из уничтожения всех застав и таможен до сего времяни заграждавших между сими и другими губерниями удобность сообщения к крайнему утеснению народному». А в 24 статье того ж указа сказано: «Издаваемому ныне тарифу и всем принадлежащим к нему распоряжениям начать действие свое с 1-го генваря следующего 1783 года». [[128 об.]] В следствие сего указа все внутренния таможни и заставы, равным образом, и бывшей при оных осмотр уничтожаются, почему и трудно или невозможно почти будет иметь присмотр за вывозом таковых товаров из тех губерний в Россию, и кажется будет для торговли отяготительным, когда уже помянутым указом внутренния досмотры товаров отменены, и городов тех губерний мещанам пожаловано преимущество пользоваться свободным внутренним торгом. Для отвращения же чтобы ныне находящиеся в тех губерниях запрещенные товары, которые были вывезены для тамошняго расхода, не вошли в Россию, да и все другие товары, платившия [[129]] малую по прежним таксам пошлину и вывезенныя равномерно для тамошняго же расхода, надлежит публиковать, буде кто запрещенной по общему тарифу товар повезет из тех губерний в Россию, и в том изобличен будет, то с тем поступать на основании 19 статьи высочайшаго указа, при общем тарифе изданнаго, а с теми, кто таковые товары в России продавать, покупать или носить будет, поступать также по тому указу и по вновь изданному о сем положению. Если же кто товары, кои клеймить можно, из сих губерний повезет в Россию, или таковыя неклейменные товары там найдены будут, то с оными поступать [[129 об.]] по предписанию
таможеннаго устава, главы 4, § 1-го. Что же касается до товаров, кои не клеймятся или клеймить не можно, в числе коих должно полагать все напитки, то оные надлежит оставить свободными, ибо всякой оных осмотр, или же взятье пошлин противно будет высочайшему указу при общем тарифе изданному, и торгу внутреннему навлечет отягощение, а хотя чрез сие казна не получит некотораго числа пошлин, то ущерб сей наградится собираемой пошлиною по общему тарифу со вновь привозимых товаров, торг же внутренней никак стеснен не будет.