Эпистола II.
Намеренный конец — определенная цель.
Обыкновенные четыре стихии. Мир, по принятому в натурфилософии XVII—XVIII вв. мнению, состоит из четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха.
Ст. 6. Тонкость вещей — сложность предметов, явлений.
Ст. 9–10. Объял собой пространность и т. д. — т. е. постигнул протяженность тел, их состояние, форму, их особенности.
Ст. 28. Представлю ону внутрь я божества показ — представлю путь познания мира как способ внутреннего (мысленного) познания творца.
Ст. 35. Не долг уж тонку быть вещей зря на убор — т. е. нет необходимости в особой тонкости ума при рассматривании устройства материального мира.
Ст. 42. Достигнет сколь примета — куда достигнет взор.
Ст. 67. Весь простирает вдаль в себе сам помысл свой — т. е. устремляет свою мысль дальше, глубже.
Ст. 72. Ни мыслям — даже мысленно недоступен.
Ст. 78. Подобна друга — другого подобного себе.
Ст. 82–84. И на водах кто всю повесил Землю и т. д. — перефразировка стихов из 103-го псалма.
Ст. 95. Се ж равномерна в том есть обоем она — т. е. земная почва состоит из твердых и мягких пород.
Ст. 126. Как к деланию той — к возделыванию земли.
Ст. 139. О! коль плодов — сколько бы было плодов.
Ст. 141–142. Но лютая уже, оружий толь и т. д. — но лютая вражда, сильно вооруженная, ведет войну в наказание за несправедливости сильных.
Ст. 155–156. Расселин дичь и всех и т. д. — дикие каменистые горы и расселины между ними удерживают в порядке поднятые ими земные слои.
Ст. 192. Цепь — горная цепь.
Ст. 207–208. От целости оно и т. д. — разрушившись и сгнивая, оно возвращается снова внутрь земли.
Ст. 259. Но и родящий сей в строителе совет — но и заботливая мысль строителя.
Ст. 280. На отдох насести в оных лень — т. е. насесты для отдыха, когда птицы захотят отдохнуть.
Ст. 290. Выделываем всяк вид из того мы цельно — с определенной целью придаем любой вид.
Ст. 318–320. Во все себя он виды и т. д. — т. е. вода, не имея собственной формы, принимает форму любого вместилища.
Ст. 329. Густо сотворил толь равномерно воду — сотворил воду равномерной густоты.
Ст. 330. Кто жидких в свете двух составов сих — т. е. воздуха и воды.
Ст. 332. Конец намерный — намеченная цель.
Ст. 342–343. Кто, твердости в себе и т. д. — кто создал воду так, что она, не будучи твердой, может выносить на себе огромные тяжести?
Ст. 351. Разводя концы — разделяя струи воды.
Ст. 357. Есть человеку так, как собственна своя — т. е. так, как будто она является собственной силой человека.
Ст. 380. Сделался высок — остался бы выше, чем размытая водой площадь.
Ст. 406. Великий Океан — собирательное название для всех морей и океанов, омывающих материки.
Ст. 413. По свой... пай — по своей надобности.
Ст. 416. Новый свет — Америка.
Ст. 421. Богатим те нашими краи — обогащаем
514нашими товарами заокеанские страны.
Ст 438. Чрез нагло быстры сопы — через очень быстрые протоки.
Ст. 449. По кремням — по каменистому руслу.
Ст. 455. Мы солию крепим сладя всех ядей роды — мы солью делаем вкусней различную пищу.
Ст. 468. В мерность... приводить — делать воздух умеренно влажным.
Ст. 479. Эфир — по распространенному в середине XVIII в. мнению, есть тончайшее вещество, разлитое по всей вселенной и наполняющее безвоздушное пространство.
Ст. 483. Метеоры — ветры, порождаемые скоплением газов.
Ст. 484. Электрических сил особо ль вещество и т. д. До конца XVIII в. существовало представление об особой электрической жидкости, наличием которой объясняли различные проявления электрической энергии.
Ст. 503. От ее последства — от последствий густоты.
Ст. 504. Кто ж воздух весь привел в умеренность сию? — Кто придал воздуху умеренную густоту?
Ст. 522. По бегам — по орбитам.
Ст. 524. Влаги в знак — из-за присутствия влаги.
Ст. 541. В тли — тлея.
Ст. 549. К сферам выспрь огней — т. е. ввысь к огненным сферам.
Ст. 590–591. Какое человек похитить выспрь возмог и в дол земный унесть. Имеется в виду миф о Прометее, похитившем небесный огонь у богов.
Ст. 592. Баснь поганска прочь — долой языческую выдумку.
Ст. 606. Как древний муж сказал. Имеются в виду псалмы Давида, в которых часто повторяется эта мысль.
Ст. 613. Но сквозь и темноты видению ту взрачну — доступная зрению и в темноте.
Ст. 630–631. Чудимся превесьма и т. д. — удивляемся, видя это убранство, хотя и знаем, что он (Млечный Путь) состоит из сонма движущихся звезд.
Ст. 644–645. В собщение взаем приводит и т. д. — т. е. день дает людям, имеющим в этом потребность, возможность взаимного общения.
Ст. 694. Что ж на четверо те эклиптику секут. Эклиптика — большой круг небесной сферы, по которому совершается кажущееся годовое движение солнца, плоскость которого совпадает с плоскостью земной орбиты. Эклиптика пересекает экватор в точках весеннего и осеннего равноденствия. Наклон ее определяет положение на земном шаре тропиков и полярных кругов.
Ст. 707. Погод как старость тех и т. д. — как пора старости, дряхлости в смене времен года.
Ст. 709. Покоен по большой есть части и в довольных — большей частью доволен и покоен.
Ст. 718–719. Без скук чтоб были мы и т. д. — чтобы не скучали от однообразия вечного света или вечной тьмы.
Ст. 732–737. Иль прикреплен к чему и т. д. Изложение взглядов древнегреческого астронома Аристарха Самосского, считавшего, что солнце, как и звезды, неподвижно в пространстве.
Ст. 740–743. Но буде, напротив, мы и т. д. Изложение гелиоцентрической системы, впервые научно обоснованной Коперником.
Ст. 749. Ни в нагоны — ни вдогонку.
Ст. 763. Бог зная восхотел, чтоб знать, не знать ли нам — бог решил, что нам (людям) надо или не надо знать.
Ст. 787–789. Возмогла в себе чиновно весть и т. д. — т. е. если бы это была жидкость, твердые тела не могли бы в ней плавать по постоянным орбитам.
Ст. 807. Вторые причины — ближайшие, а не конечные причины данного явления.
Ст. 823. Чудеса творишь един в предлог и т. д. — т. е. ты совершаешь чудеса лишь для того, чтобы дать людям повод к
515восхищению.
Ст. 876–877. По одному с царем и т. д. Имеются в виду слова из 18-го псалма Давидова. «Небеса проповедуют славу божию».