Эпистола VI.

Един естественный закон не доволен... но надобен необходимо откровенный — т. е. непосредственное, врожденное представление о боге должно быть дополнено учением церкви, так называемым откровением, изложенным в Евангелии.

Ст. 14–17.

Что в произведенном есть и т. д. — т. е. что есть в произведенном (душе), то, как известно, есть и в ее породившей причине, которая ее (душу) и превосходит и является богом.

Ст. 21.

Не собой то извелось — не само собой произошло.

Ст. 25–27. Но Ничто ль возможет и т. д. — как может Ничто, в котором ничего нет, включить в себя самую совершенную вещь?

Ст. 38. Тем самодоволен бог быть себе в причину — бог достаточен как причина самого себя.

Ст. 52–53. Ни начала, ни конца и т. д. — ни начала, ни конца не имеет бытие бога, как не имеет начала и конца венец (представляющий собой окружность).

Ст. 69. Ни другою также распростерт есть болей вон — ни другою частью простирается куда-либо вовне.

Ст. 84–85. Прежде вышний сей состав и т. д. — бог прежде сам познал устройство мира, которым он показал человеку безграничную силу своего разума.

Ст. 93. В разуме возможным было токмо престоя — т. е. в разуме (бога) весь мир находился уже в возможности, в заранее предусмотренном виде.

Ст. 107. Самостойных и того, с слогом что в коликих — т. е. простых и сложных.

Ст. 117. Всё к концам свершенным разрядил и дал закон — все направил к определенным целям по установленному им закону.

Ст. 123–127. Общественнейший конец и т. д. — всеобщую цель связывает с частными, чтоб их представить кратчайшими средствами к достижению конечной цели, которая завершает всякое действие.

Ст. 134–149. Называется от всех и т. д. Речь идет о том, что бог определяет судьбы мира наилучшим образом и, следовательно, все в мире развивается к лучшему.

Ст. 178–179. Но что всякородно и т. д. — т. е. бог совершенен во всех отношениях и смыслах; он един все вмещает в себе.

Ст. 191. В пресвятой троице пребывает. Согласно христианским догматам, бог един в трех лицах: бог-отец, бог-сын, бог-дух святой.

Ст. 225. Так как Нинивии града он не погубил. Согласно библейской легенде («Книга пророка Ионы»), бог хотел разрушить Ниневию, столицу Ассирии, за грехи ее жителей, но раскаяние ниневиян смягчило его, и город не был разрушен.

Ст. 260. Самый лучший есть из всех мир сей. Основное положение философского оптимизма Лейбница — Попа.

Ст. 284–287. Есть произвол: побуждающему, цело к зданию, не впол и т. д. — т. е. для божества, создающего мир целиком, а не вполовину, поводом является его доброта, его желание сделать всех счастливыми.

Ст. 324. Августин Аврелий (354–430) — богослов и католический церковный деятель, один из видных авторитетов религиозной мысли.

Ст. 375. Теплы оны знаки — знаки Зодиака, соответствующие летним месяцам: Дева, Весы, Скорпион.

Ст. 379. К хладнейшему кругу — к Полярному кругу.

Ст. 415. Но взражает школа пусть трудностей доводы — пусть школьная (университетская) наука выдвигает трудно оспоримые доводы в споре, занимавшем философскую мысль XVIII в, продолжает ли бог вмешиваться в дела мира после его сотворения или нет?

Ст. 508–509. Должного в

520

которой вещи и т. д — можем удаляться от явления, которое несовершенно, видя зло, от него идущее.

Ст. 596. Человеком повелел — повелел людям.

Ст. 628 Над человеки — над людьми.


И.З. Серман. Комментарии: В.К. Тредиаковский. Феоптия. Эпистола VI. // Тредиаковский B.K. Избранные произведения. М.-Л.: Советский писатель, 1963. С. 520–521.
© Электронная публикация — РВБ, 2006—2024. Версия 2.0 от от 4 июля 2018 г.