19. Романс («Невинный нежною душою...»).

Автограф: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 2. Л. 11–11 об. — беловой, в тетради 2 «Мелкие стихотворения. Москва. В 1829 году», с позднейшей авторской пометой: «(Дурнову)».

Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 2. № 33. Л. 47 об.–48 — в тетради копий юношеских стихотворений, с автографа ИРЛИ.

Печатается по автографу.

Датируется 1829 г. согласно авторской помете на тетради 2.

Впервые: Лермонтов 1889–1891: I, 38.

Согласно позднейшей лермонтовской помете в автографе, стихотворение адресовано соученику по Университетскому пансиону Д. Д. Дурнову (см. примеч. к № 30). В «Романсе» очевидно влияние поэзии И. И. Дмитриева (1760–1837), заметное и в первой из дошедших до нас поэм Лермонтова «Черкесы» (1828; см.: Т. 2. № 451). Лермонтов опирался здесь на стихотворение Дмитриева «Стансы» («Я счастлив был во дни невинности беспечной», 1805; Дмитриев 1967: 352), которое, в свою очередь восходит к «Стансам» («Stances», 1800) малоизвестного франц. стихотворца Буше (Boucher) — см.: Добрицын 2010: 112–117. Лермонтов варьирует форму стихотворения Дмитриева, в целом ориентированную на рондо (подобные формы романса были широко распространены в 1800–1810-х гг.):

Я счастлив был во дни невинности беспечной,
Когда мне бог любви и в мысль не приходил;
О возраст детских лет! почто ты был не вечной?
Я счастлив был.

Однако если у Дмитриева схема строфы [Я6ж+Я6м+Я6ж+Я2м], а начало первой строки регулярно дублируется в сквозном усеченном рефрене (антеперифора «Я счастлив был»), то у Лермонтова строфическая схема, с одной стороны, более сложная: [Я4ж+Я5м+Я6ж+Я2м] (тенденция к вольному ямбу), а с другой, — более простая: усеченный рефрен не поддерживается началом строф (т. е. антеперифора отсутствует).

Лит.: ЛЭ 1981: 473; Розанов 1942: 29; Пейсахович 1964: 438; Добрицын 2010: 112–117.


М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. Стихотворения 1828–1841 гг. 2-е, электронное издание, исправленное и дополненное.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.