93. «Оставленная пустынь предо мной...».

Автограф: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 6. Л. 23–23 об. — беловой с поправками, в тетради 6 «Разные стихотворения (1830 год)».

Печатается по автографу.

Датируется предположительно летом 1830 г. на основании авторской пометы на тетради 6 и примечаний к отдельным текстам, в ней содержащимся (подробнее см. в Преамбуле, п. 2.2.3).

Впервые: ОЗ. 1859. Т. 127. № 11. Отд. 1. С. 253 (первая часть стихотворения; под заглавием «В Воскресенске (жилище Никона)»); РМ. 1882. № 2. С. 179–180 (вторая часть без последней строфы, с разночтениями).

В автографе примечания Лермонтова: «(В Воскресенске. Написано на стенах [пустыни] жилища Никона). 1830 года» и — перед второй частью стихотворения — «(Там же в монастыре)». Стихотворение написано по впечатлениям от посещения Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, основанного патриархом Никоном недалеко от Москвы (Воскресенск, ныне г. Истра). Гипотетически можно отнести это путешествие к лету 1830 г. (июнь — первая неделя августа), когда Лермонтов с бабушкой жили в Середникове (имение стояло недалеко от дороги на Воскресенск). В жанровом отношении стихотворение восходит к традиции «кладбищенской элегии» (размышления о бренности бытия на кладбище или на руинах; см., например, элегию В. И. Туманского «Монастырь», 1818), однако некоторые детали обнаруживают замысел сюжетного развития: мотив «исповедь монаха» характерен для романтической поэмы («...найдет пришлец / Пергамент пыльный. Он увидит, / Как сердце любит по конец / И бесконечно ненавидит...»); такой сюжетный ход находим, в частности, в лермонтовских поэмах «Исповедь» (1831; Т. 2. № 463) и «Мцыри» (1838–1839; Т. 2. № 476).

Ст. 1. Оставленная пустынь предо мной... — Имеется в виду каменный скит — «отходная пустынь», построенная в некотором отдалении от монастыря; здесь Никон, сложивший с себя сан патриарха, жил с 1658 по 1664 г.

Ст. 11–14. — Таков старик, под грузом тяжких лет / Еще хранящий жизни первый цвет; / Хотя он свеж, на нем печать могил / Тех юношей, которых пережил. — Высказывалось предположение (Ходанен 2011: 135–136), что эти строки могли быть навеяны портретом патриарха Никона, который еще в 1830-х гг. показывали посетителям монастыря. По словам А. Н. Муравьева, посетившего Новый Иерусалим в то время, патриарх, изображенный на амвоне в окружении учеников, производил впечатление живого: его «огненные черные глаза и через слишком полтора столетия по его смерти <...> как будто еще говорят и проницают душу» (Муравьев 1836: 98).

Ст. 15. Пред мной готическое зданье... — В нач. XIX в. готическими нередко называли постройки древнерусской и вообще архаичной внеордерной архитектуры (например, готическими считали соборы Владимира, башни московского Кремля и др.).

Ст. 30. Где лик отшельников звучал... — Лик — собрание, сонм святых, ангелов, монахов; также употреблялось в значении ‘хор’.

Лит.: ЛЭ 1981: 357; Иванова 1950: 109–110; Иванова 1967: 51–58; Пейсахович 1964: 423, 459; Вацуро 2008: 358.


М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. Стихотворения 1828–1841 гг. 2-е, электронное издание, исправленное и дополненное.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.