339. «Расстались мы; но твой портрет...».

Автограф: ОПИ ГИМ. Ф. 445. № 227а. Л. 56 — беловой с правкой, в тетради Чертковской библиотеки, на одном листе со стих. «Молитва» (№ 338) и «Ангел» (№ 225). Фотокопия листа: РГАЛИ. Ф. 276. Оп. 1. № 66. Л. 10.

Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 15. Л. 5 — в тетради 15.

Печатается по прижизненной публикации.

Датируется предположительно февралем — апрелем 1837 г. по положению автографа на одном листе с «Молитвой» и по помете в: Лермонтов 1840: 165.

Впервые: Лермонтов 1840: 165.

Стихотворение восходит к раннему тексту Лермонтова «Я не люблю тебя; страстей...» (1831; № 243), обращенному к Е. А. Сушковой. Мотив разлуки и бесконечности любовного чувства восходит к Байрону — к его стихотворению «Стансы к***, написанные при отплытии из Англии» («Stanzas to a Lady on leaving England», 1809; известен также рассказ Байрона о портрете-миниатюре Мэри Чаворт, с которым поэт не расставался; см. примеч. к № 205 и 241).

Ст. 7–8. Так храм оставленный — всё храм, / Кумир поверженный — всё бог! — См. примеч. к № 243.

Лит.: ЛЭ 1981: 462–463; Голицын 1888: 515–516; Дюшен 1914: 128–129; Гинцбург 1915: 151; Бем 1924: 283; Эйхенбаум 1924a: 42–44; Сушкова 1928: 175–176; Bowra 1955: 184–185; Gerlinghof 1968: 135–136; Удодов 1973: 136–139; Удодов 1973: 5–9; Глассе 1979: 119; Лотман 1996: 163–172.


М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. Стихотворения 1828–1841 гг. 2-е, электронное издание, исправленное и дополненное.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.