413. Пророк («С тех пор как вечный судия...»).

Автографы: 1) ОР РНБ. Ф. 429. № 12. Л. 2 об.–3 (нумерация от задней обложки) — черновой, карандашом, в Записной книжке, подаренной Лермонтову Одоевским; 2) ОР РНБ. Ф. 429. № 12. Л. 13 об.–14 (нумерация от передней обложки) — беловой, с отдельными поправками, в той же Записной книжке.

Копии: 1) ОР РГБ. Ф. 138. № 307. Л. 71 об.–72 — копия в дневнике А. П. Петрова, сделанная в мае — июле 1843 г. с Записной книжки Одоевского; 2) РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 2. № 10. Л. 27 — в тетради А. Штейна (1844), вместе со списком «Демона» и копиями стихотворения «Свиданье» (№ 419) и наброска «На бурке, под сенью чинары...» (№ 414).

Печатается по беловому автографу.

Датируется не ранее 20-х чисел апреля — не позднее начала мая 1841 г. по положению чернового автографа в Записной книжке, подаренной Лермонтову Одоевским.

Впервые: ОЗ. 1844. Т. 32. № 2. Отд. 1. С. 197.

В концептуальной разработке библейской темы Лермонтов в определенной степени следует за одноименным текстом А. С. Пушкина («Пророк», 1826). Однако на образ гневного ветхозаветного проповедника накладываются у Лермонтова мотивы раннехристианской агиографии и аскетики. По предположению О. В. Миллер (1998: 58–59), некоторые детали для описания пророка, возможно, были найдены при чтении книги «Первые четыре века христианства», которую ее автор, А. Н. Муравьев, хорошо знакомый с Лермонтовым (см. примеч. к № 330), мог подарить поэту вскоре после выхода из печати. Ср., например: «Убогий вид его, изнуренная плоть, простота обращения не вселили сперва должного к нему уважения в народе, привыкшем к пышности столичных архиереев. Ариане и духоборцы <...> повлекли его пред судилища, возбуждая чернь метать на улицах камни в чуждого старца» (Муравьев 1840b: 378).

Ст. 6. И правды чистыя ученья. — Дореформенное правописание из-за омонимичности окончания –ыя в род. пад. жен. рода ед. числа и в именит. пад. множ. числа жен. и ср. рода допускало здесь двойственную интерпретацию: «чистые ученья правды» и «ученья чистой правды». Семантически и стилистически более вероятен именно второй вариант, учитывая фразеологизированное сочетание «чистая правда», — ср., мнение С. М. Бонди: «Обычная публикация — “любви и правды чистые ученья”, по-моему, неправильна. У Лермонтова церковнославянизм, родительный падеж» (Бонди 1978: 466).

Лит.: ЛЭ 1981: 449–450; Дюшен 1914: 14–15; Котляревский 1915: 166–167; Гинзбург 1940: 79–80, 83; Благой 1941: 415–416; Кирпотин 1941: 38–39; Нейман 1941b: 334, 341, 345; Эйхенбаум 1941a: 80–81; Белинский 1953–1959: VIII, 117, 339, 475, 478, 485; Заборова 1958: 187–188; Никитина 1960: 91–92; Иконников 1962: 27–28, 51–52; Пейсахович 1964: 449; Заславский 1965: 23–37; Федоров 1967: 123–127; Шестакова 1968: 21–28; Лосев 1970: 389; Достоевский 1972–1990: XXV, 408; Коровин 1973: 134–136; Микешин 1973: 188–189; Чичерин 1974: 411; Маймин 1975: 135; Фохт 1975: 36–38; Битов 1976: 145–174; Мкртчян 1987: 306–307; Давыдов 1990: 19–28; Жижина 1991: 53–61; Найдич 1994a: 153–155; Найдич 1994b: 16–22; Сыроватко 1995: 47–55; Доливо-Добровольский 1998: 137–143; Миллер 1998: 58–61; Гиршман 1999: 110–117; Сомова 1999: 139–140; Зябрева, Ишин 2000: 191–196; Дякина 2001: 42–43; Эгеберг 2001: 163–170; Павлихина 2002: 83–85; Ходанен 2002: 232–240; Гончарова 2004: 26–32; Капрусова 2004: 120–131; Удодов 2004: 249; Скатов 2004: 87–97; Липич 2006: 138–141; Евчук 2007: 177–181; Горланов 2010: 105–116.


М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. Стихотворения 1828–1841 гг. 2-е, электронное издание, исправленное и дополненное.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.