О басне и баснях Крылова. Впервые с незначительными разночтениями — в «Вестнике Европы», 1809, № 9, под заглавием: «Критика. Басни Ивана Крылова. С.-Петербург. В типографии губернского правления. 1809 г.»

Непосредственным поводом для написания данной статьи явилось опубликование в 1809 г. первого сборника басен Ивана Андреевича Крылова (1769—1844). Это событие привлекло внимание Жуковского, выступавшего в редактируемом им журнале «Вестник Европы» не только как поэт и прозаик, но и как критик-публицист. В эти годы Жуковский сам писал басни и, анализируя сборник Крылова, высказал некоторые общие суждения о басенном жанре.

Стр. 403. Напрасно приписывают изобретение басни рабству... — Древнеримский баснописец Федр (I в. н. э.) полагал, что басня была создана рабами, которые опасались свободно выражать свои чувства и были вынуждены пользоваться аллегориями. Эта мысль, политически заостренная французским философом-просветителем Вольтером (1694—1778), высказана в его статье о басне, которую цитирует Жуковский.

Стр. 404. ...басни... под именем Эзоповых... — Эзоп (VI—V вв. до н. э.) — полулегендарный древнегреческий баснописец.

680

...в наше время Лессинговы... — Имеются в виду три книги басен в прозе немецкого мыслителя и писателя Готхольда-Эфраима Лессинга (1729—1781), в которых на первый план выдвигались морально-воспитательные вопросы.

Стр. 405. ...Лафонтену... а в древности Горацию. — Жан Лафонтен (1621—1695) — французский баснописец; Квинт Гораций Флакк (65—8 до н. э.) — римский поэт.

Стр. 406. ...несмотря на Лессингово несколько натянутое разделение... — Имеется в виду трактат Лессинга «Рассуждение о басне». В нем подвергается критике стихотворная басня Лафонтена. По мнению Лессинга, басня, как специфический литературный жанр, занимает промежуточное место между поэзией и моралью, и нравственная идея баснописца должна быть выражена не в форме поэтической аллегории, а в сжатом и кратком прозаическом рассказе. Жуковский ценил басенное творчество Лессинга, но отдавал предпочтение Лафонтену, восторженно отзываясь о его стихотворных баснях.

Стр. 408. ...не ищите в баснях его морали — ее нет! — Жуковский несколько упрощает характеристику Лафонтена, творчеству которого были свойственны и морально-дидактические и критические мотивы.

Стр. 410. Крылов, напротив, занял у Лафонтена... — Восхищаясь талантом Крылова, Жуковский недооценивает его самобытность и народность; он явно преувеличивает зависимость русского баснописца от Лафонтена. Это, однако, не мешает ему утверждать, что в некоторых баснях Крылова «подражание превосходит подлинник».

Стр. 411. ...«Невеста»... — Имеется в виду басня «Разборчивая невеста».

...почти столько же совершенною, как и басня Дмитриева... — В начале XIX в. басни поэта сентиментального направления И. И. Дмитриева пользовались большой популярностью и славой. Достоинства этих басен чрезмерно преувеличивались. Такой тонкий критик, как П. А. Вяземский, даже в 1823 г. отдавал предпочтение Дмитриеву перед Крыловым. Для Жуковского авторитет Дмитриева был вообще непререкаем, и, сравнивая его с Крыловым, он тем самым подчеркивал значение, которое им придавалось первому сборнику нового баснописца.

Стр. 414. Лютейший бич небес... — Цитата из басни «Мор зверей».

Стр. 415. Какая разница с переводом Княжнина... — Яков Борисович Княжнин (1742—1791) — драматург и поэт; его басни не отличаются художественными достоинствами.

681

Стр. 415. Лягушки просили у Юпитера... — Имеется в виду басня «Лягушки, просящие царя».

Стр. 416. Жил некто человек безродной... — Цитата из басни «Пустынник и медведь».

Стр. 417. Крылов употребил слово одинакой... — Упрек Жуковского в неправильном употреблении слова «одинакой» (вместо «одинокой») неоснователен; в указанное слово вкралась опечатка.


Воспроизводится по изданию: В.А. Жуковский. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Т. 4. Одиссея. Художественная проза. Критические статьи. Письма.
© Электронная публикация — РВБ, 2006—2024. Версия 2.0 от 14 января 2017 г.