В раздел включены «симфонические» опыты Белого, предшествовавшие созданию первой «симфонии» («<Предсимфония>») и не вошедшие в окончательный текст четвертой «симфонии» («Отрывки из 4-й симфонии»), а также «Лирические отрывки в прозе» и ранние рассказы, по тематике и образно-стилевым особенностям примыкающие к «симфониям». Еще в 1913 г. Белый, готовя проект неосуществленного собрания сочинений, собирался включить в него книгу рассказов, ранее отдельным изданием не выпускавшихся; предполагал он ввести рассказы и в план собрания сочинений, разрабатывавшийся для Издательства 3. И. Гржебина в 1920 г. (см.: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1979 год. Л., 1981. С. 64—65). «Рассказы» Белого выпущены отдельным изданием (Мюнхен, 1979) под редакцией и с предисловием Роналда Петерсона; тот же автор опубликовал о них специальное исследование: Peterson R. Ε. Andrei Bely's short prose. Birmingham, 1980.
<Предсимфония>. Впервые: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1980. Л., 1981. С. 126—137 (в составе публикации А. В. Лаврова «Юношеская художественная проза Андрея Белого»; по черновому тексту, хранящемуся в архиве Андрея Белого: ГБЛ. Ф. 25. Карт. 2. Ед. хр. 4. 22 лл.). Печатается по тексту этого издания.
В рукописи «предсимфонии» Белым допущены неточности в нумерации стихов и параграфов.
С. 421. ...и я с Омом моим. — В древнеиндийской философии священный слог ом лежит в основе всего сущего («Чхандогья упанишада», I, 1); употреблялся в начале молитв и религиозных церемоний. Источник сведений Белого — «Отрывки из Упанишад» в изложении Веры Джонстон: «Ом, не имеющий перемены, есть Все. Распространяясь, он дает то, что было, то, что есть, то, что будет. Это все Ом. То, что выше трех времен, есть тоже Ом. Ибо все это есть Предвечное» (Вопросы философии и психологии. 1896. Кн. 31 (1). С. 24—25).
С. 426. Планетные системы меняют свое направление. — Ср. эту же фразу во второй «симфонии» (с. 120).
С. 441. И придет смерть, и покроет вас хитоном своим. — Ср. аналогичную фразу в «Северной симфонии» (с. 73).