Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Мы обрнаружили, что вы используете AdBlock Plus или иное программное обеспечение для блокировки рекламы, которое препятствует полной загрузке страницы. 

Пожалуйста, примите во внимание, что реклама — единственный источник дохода для нашего сайта, благодаря которому мы можем его поддерживать и развивать. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или вовсе отключите его. 

 

×


Миф о Розанове (с. 719). Впервые — Литературное обозрение. 1994. № 9/10. С. 73–78 / Подг. текста, публ. и коммент. Ф. Хадоновой. Здесь печатается с уточнениями по рукописи. Публикация Ф. Хадоновой.

Архив Газданова. Тетрадь 1.Дата: «<Париж> 22 октября 1929».

На странице 12 рукописи заголовок «Оппоненты» и запись: I. Ховин. Я — сторонник величественного? Розанова можно принять или не принять. Внешние противоречия — иллюзия. <нрзб> Непонимание

860

Розанова. <нрзб> Н. Рейзини. «Духовная личность Розанова». Платон был бы недоволен. Получается то, чего следовало бояться: критика. <нрзб> (Розанов — литературный мошенник). Далее в рукописи на шести листах (обозначены Газдановым — А, В, С, D, Е, F) цитаты из произведений В.В. Розанова «Уединенное» (1912), «Опавшие листья (короб I и II)» (1913–1915), «Апокалипсис нашего времени» (Вып. 1–10, 1917–1918). Подчеркивания в тексте сделаны Газдановым.

С. 719.... Толстой, пишучи о критиках «Анны Карениной»... — из письма Л.Н. Толстого — Н.Н. Страхову (№ 261) от 23 апреля 1876 г. (отправлено 26 апреля), Ясная Поляна: «И если критики теперь уже понимают и в фельетоне могут выразить то, что я хочу сказать, то я их поздравляю и смело могу уверить qu’ils en savent plus long que moi»// Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.; Л., 1953. Т. 62. С. 269.

С. 720 ...«Лучшее во мне (соч<инение>)... — «Уединенное» — B. В. Розанов Э.Ф. Голлербаху, 6 июля 1915 // Письма В.В. Розанова Э. Голлербаху. Берлин, 1922. С. 14.

«...никакой трагедии в душе...» — Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый // Розанов В.В. О себе и жизни своей. М., 1990. С. 214. Далее ссылки на «Уединенное», «Опавшие листья» и «Апокалипсис нашего времени» даются по этому изданию.

...«“трагическое письмо” к Прудону...» — письмо А.И. Герцена французскому философу, социалисту, теоретику анархизма Пьеру Жозефу Прудону от 26 (14) декабря 1851 // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1961. Т. 24. Письма 1850–1851.

С. 721. ...«C’est que je, porte en moi cette seconde vie qui est en même temps la force et toute la misère des écrivains...» — источник не установлен.

...Он не понимал еще одного: аристократичностипоэтому и Герцен и Толстой остались ему чужды ... — Газданов комментирует «Опавшие листья. Короб первый». С. 174,195.

С. 722.... «Религия Толстого не есть ли “туда и сюда” тульского барина»... — Там же. С. 228.

...«Я барин. И хочу, чтобы меня уважали как барина». — Там же. C. 235.

«До “ницшеанской свободы” можно дойти только “пройдя через барина”». — Там же. С. 235. Цитата приведена Газдановым с незначительными неточностями.

«...и кто у нее папаша был, не знаю...» — Розанов В.В. Уединенное. С. 87.

...«если я бываю правдив, то только по небрежности»... — неточность в цитате. У Розанова: «Если, тем не менее, я в большинстве (даже всегда, мне кажется) писал искренно, то это не по любви к правде, которой у меня не только не было, но и «представить себе не мог», — а по небрежности». — Уединенное. С. 98.

...и когда называл Желябова дураком... и простосердечно удивлялся... почему... обиделся «даже подобострастный Струве». — Газданов комментирует «Опавшие листья. Короб первый». С. 204. Андрей Иванович

861

Желябов (1851–1881) — революционер, народник, член Исполнительного комитета «Народной воли»; организатор покушений на императора Александра II. Петр Бернгардович Струве (1870–1944) — экономист, философ, историк, публицист.

С. 722. ...Знал Розанов и то, что называя Гоголя «идиотом»... — Газданов комментирует «Опавшие листья. Короб первый». С. 210.

...и то же говорит, когда прославляет Ходынку. — Источник установить не удалось.

С. 723. «Но я никогда не нравился женщинам...»Розанов В.В. Уединенное. С. 45.

«Все “величественное” мне было постоянно чуждо...»Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый. С. 235.

..Я читаю о том, что литературу Розанов чувствует, как штаны... — Там же. С. 289.

...что Толстой прожил глубоко пошлую жизнь... — См. Розанов В.В. Уединенное. С. 86.

...что Герцен самодовольный гуляка, а он, Розановcivis romanus... — У В.В. Розанова: «Я же всегда думал с гордостью: “Civis romanus sum”. <“Я — римский гражданин” (лат.)> У меня за стол садится 10 человек, — с прислугой. И все кормятся моим трудом. Все около моего труда нашли место в мире. И вовсе civis rossicus <русский гражданин (лат.)>— не “Герцен”, а “Розанов”. Герцен же только “гулял”» (там же. С. 37).

«Основное, пожалуй, мое отношение к миру есть нежность и грусть».Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый. С. 263.

«Несу литературу, как гроб мой, несу литературу, как печаль мою...» — Там же. С. 214.

«Да. Смертьэто тоже религия». — Там же. С. 167.

«Философия есть подготовление к смерти». — Газданов перефразирует фрагмент из диалога Платона «Федон» (64 ab): «...Те, кто подлинно предан философии, заняты по сути вещей только одним — умиранием и смертью» (пер. С.П. Маркиша) // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 21–22.

С. 724. Что же говорит Розанов,человек, видящий мир глазами? — У В.В.Розанова: «Глазами смотрю на весь мир, и весь мир смотрит мне в глаза». — Опавшие листья. Короб второй. С. 515.; «Я пришел в мир, чтобы видеть, а не совершить». — Там же. Короб первый. С. 169.

«Господа, тише, я пишу черносотенную статью». — Там же. С. 250.

«Будем целовать друг друга, пока текут дни...» — Там же. С. 278.

«Я сам “убеждения” менял, как перчатки...» — Там же. С. 255.

С. 725. «Смерти я боюсь, смерти я не хочу, смерти я ужасаюсь». — Там же. С. 168.

«Смерти я совершенно не могу перенести». — Там же. С. 224.

...во втором номере «Верст» я совсем недавно читал похвалы Розанову Святополка-Мирского... — В статье Д. Святополк-Мирского «Веянье смерти в предреволюционной литературе» (Версты. 1927.

862

№ 2) Розанов назван «гениальнейшим из людей своего времени». «Вёрсты» — Париж, июнь 1926–1928 № 1–3. Мирский (Святополк-Мирский) Дмитрий Петрович, князь (1890–1939?) — историк русской литературы, литературный критик, публицист. С 1920 г. — в эмиграции, в 1932 г. вернулся в СССР. Погиб в лагере.

С. 725. ...и еще не помню, чью вступительную статью к «Апокалипсису», где было написано, что Розанову чужд процесс автоматической импровизации... — Речь идет о предисловии Петра Петровича Сувчинского (1892–1985) к «Апокалипсису нашего времени» Розанова, который был издан как приложение ко второму номеру «Верст». Газданов выписал оттуда цитату на лист «А»: «...подобно Толстому, ему чужд процесс автоматической импровизации. Он только “накрывает” и судорожно фиксирует свои наблюдения над собой, что и определяет фрагментарность его литер<атурных> приемов. Это же свойство так часто делало Толстого косноязычным и стилистически беспомощным».

«Никакой человек не достоин похвалы, всякий человек достоин жалости» — У В.В. Розанова: «Всякий человек достоин только жалости». Уединенное. С. 132.

С. 726. Какова же индивидуальность человека, который сначала называет Коперника великим мудрецом... — См.: Розанов В.В. Старое и новое (гл. 5. Может ли быть мозаична историческая культура?) // Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе. Собр. соч. / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 1996. С. 195.

«Я только смеюсь или плачу...» — см.: Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый. С. 216.

Почему же идея о том, чтобы устроить в церкви... — Там же. С. 184–187 — пересказ фрагмента.

Кажется, где-то у Роберта Оуэна. — Газданов имеет в виду работу английского социалиста-утописта Р. Оуэна (1771–1858) «Книга о новом нравственном мире». Ч. III. Гл. 10. См.: Оуэн Р. Избранные сочинения. М.; Л.: АН СССР, 1950. Т. 2. С. 15–20. Ср., например: «Вместо того, чтобы воспитывать человека в страхе смерти, надо учить людей смотреть на нее прямо. ...воспитывать людей так, чтобы они не боялись неизбежного. ...и ...каждую такую жизнь можно сделать в высшей степени сознательной, интересной и полной высоких радостей».

С. 727. Вспомните Ивана Ильича... — Далее Газданов по памяти цитирует «Смерть Ивана Ильича». См.: Толстой JI.H. Полн. собр. соч. М.;Л., 1936. Т. 26. С. 92–93.

«Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали...» — Розанов В.В. Уединенное. С. 86.

«Томительно, но не грубо свистит вентилятор в коридорчике...» — Там же. С. 121.

...все это не потому, что Розанов — мыслитель...боги мыслители или К. Леонтьев и Достоевский», — как он писал о себе... — Газданов использует цитату, как указано, из писем Э. Голлербаху (лист D): «И Розанов естественно продолжает или заключает К. Леонтьева и

863

Достоевского. Лишь то, что у них было глухо или намеками, у меня становится ясною осознанною мыслью. Я говорю прямо то, о чем они не смели и догадываться. Говорю п<отому> ч<то> я все-таки более их мыслитель (“О понимании”). Вот и все». (Письмо XXI от <9 мая 1918 г.>).

С. 727. «Я не хочу истины, я хочу покоя»...Розанов В.В. «Опавшие листья. Короб первый». С. 285.

С. 728. И грустит... совершенно так же, как протопоп Аввакум о своей курочке, и почти в таких же выражениях... — Газданов, по-видимому, имеет в виду фрагмент из «Жития протопопа Аввакума: «Курочка у нас черненька была... На нарте везучи, в то время удавили по грехом. И нынеча мне жаль курочки той, как на разум приидет... А та птичка одушевленна, Божие творение, нас кормила, а сама с нами кашку сосновую из котла тут же клевала, или и рыбки прилучится, и рыбку клевала; а нам против того два яичка на день давала...» (Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения / Ред. Гудзий Н.К. — М.: Academia, 1934. С. 99).

С. 729. «Ужасно... и какой ужас...» — Письма В.В. Розанова Э. Голлербаху. Берлин: Изд. Е.А. Гутнова, 1922. С. 67. Письмо XXVI, август 1918. С. 67.

«Я не нужен: я ни в чем так неуверен, как в том, что не нужен».Розанов В.В. Уединенное. С. 80 — цитируется с незначительными неточностями.

Вспомним, что Розанов написал некогда две книги о семейном вопросе в России.Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб. 1903. Т. 1–2.

...если законна смерть, то законно и рождение... — Речь идет, по-видимому, о статье Розанова «Спор об убитом ребенке» // Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб. 1903. Т. 2. С. 31–43.

С. 730. ...и какой-то протоиерей Дернов написал даже брошюру против Розанова. — См.: Протоиерей Александр Дернов. Брак или разврат? По поводу сборника статей г. Розанова о незаконных детях // Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб., 1903. Т. 2. Гл. XXXIV. С. 152–219.

«Если принять теорию Розановаписал от<ец> Дернов, — то следует предположить что и животные вступают в брак...» — Там же. С. 178.

...Но Розанов, в комментариях написал, что брак у животных есть... — Там же. Примеч. 3. С. 178–179.

«Аз есмъ Альфа и Омега, начало и конец всего существующего...» — Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис) 1, 8.

...«Но я люблю тебя за то, что ты ненавидишь учение Николаитов, которое и я ненавижу». — Там же. 2, 6.

«...Потому что Евангелие есть книга изнеможений».Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. С. 589.

«И в момент, когда настанет полное и, казалось бы, окончательное торжество христианства...» — Там же. С. 588.

«Христос молчит. Не правда ли?..» — Там же. С. 592.

864

С. 730. Мы созерцаем конец мира. — Газданов цитирует по памяти. См.: Там же. С. 588–589.

С. 731. «Еврей есть первый по культуре человек во всей Европе...» — Там же. С. 613.

«Но они пронесли печальные песни через нас...» — Там же. С. 614.


Воспроизводится по изданию: Гайто Газданов. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый: Романы. Рассказы. Литературно-критические эссе. Рецензии и заметки. Москва: «Эллис Лак 2000», 2009.
© Электронная публикация — РВБ, 2017-2019. Версия 1.4 от 11 октября 2017 г.