Судьба Саломеи С. 09). Впервые — Новый журнал. 1959. № 58. Печатается по этой публикации.

Впервые в России — Наше наследие. 1989. № 4 / Публ. и послесл. Ст. Никоненко.

Архив Газданова. Рукопись без даты. Другая, вероятно, более ранняя рукопись рассказа, датированная: «4.XI.1957», подарена вдовой писателя Л. Диенешу и хранится в его личном архиве.

С. 512. — Я хотела, чтобы он купил мне Heredia... — Жозе Мария де Эредиа (1842–1905) — французский поэт. Входил в группу «Парнас». Парнасцы ориентировались на прокламируемый Т. Готье принцип: «искусство для искусства» и воспринимали мир сквозь призму культурных реминисценций (отсюда — изысканность формы, тяготение к «классическим» и возрожденческим жанрам, утонченность языка и образности). Для Эредиа «культурная родина» — это Эллада; образы античной Греции соединяются с жанром сонета («Трофеи», 1893); по словам Н.С. Гумилева, «сонеты Шекспира и сонеты Эредиа — вот два полюса в истории сонета, и оба они безупречны» («Письма о русской поэзии»).

С. 517. Малларме Стефан (1842–1898) — французский поэт, эссеист; символист. Основное положение его эстетики — искусство рождается и постигается актом созерцания, «выключая» человека из реальности повседневной и делая его властелином в реальности созданной, — близко эстетике самого Газданова.

С. 519. ...в скульптуре Микеланджело... — См. коммент. к роману «Возвращение Будды», с. 705–706..

...В бронзе Донателло, Бенвенуто Челлини... — Среди произведений Донателло (ок. 1386–1466) наиболее известны выполненные в бронзе — статуи Давида (1430–1432) в Национальном музее Флоренции и кондотьера Гаттамелаты в Падуе (1447–1453), а также рельефы купели Сиенского баптистерия (ок. 1425) и бронзовые двери Старой Сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

Самое знаменитое творение Челлини в бронзе — Персей (1554) с великолепным пьедесталом, на котором установлены фигуры Данаи, Юпитера, Минервы и Меркурия (Флоренция). См. также коммент. к роману «Пилигримы», с. 715.

718

С. 519. ...возвращался к созерцанию картин Тинторетто или Боттичелли ... — Якопо Тинторетто (наст. фам. Робусти; 1518–1594) — представитель венецианской школы позднего Возрождения.

Сандро Боттичелли (1445–1510) — итальянский живописец раннего Возрождения; наиболее известные его произведения на мифологические и религиозные темы («Весна», ок. 1477–1478; «Рождение Венеры», ок. 1483–1484; «Марс и Венера», ок. 1485–1486 и др.) поэтичны, отмечены тонким колоритом, игрой линейных ритмов. В 1481–1482 гг. участвовал в росписи Сикстинской капеллы в Риме (фрески «Эпизоды юности Моисея», «Эпизоды жизни Христа» и др.).

С. 520. ...ему больше всего запомнились тогдаИоанн Креститель Донателло и «Вознесение» Тинторетто.Иоанн Креститель — раскрашенная деревянная статуя (1438), подаренная скульптором флорентийской колонии в Венеции для капеллы в церкви миноритов.

«Вознесение» Тинторетто — вероятно, панно в цикле фресок (1565–1588) на евангельские сюжеты в Скуола да Сан-Рокко в Венеции. Создание этого цикла художник считал главным делом своей жизни.

С. 521. ...я думаю сейчас о Пятой симфонии Бетховена... — Эта симфония (1804–1808) начинается «темой судьбы»: «Судьба стучится в дверь».


Воспроизводится по изданию: Гайто Газданов. Собрание сочинений в пяти томах. Том третий: Романы. Рассказы. Литературная-критика и эссеистика. Масонские доклады. Москва: «Эллис Лак 2000», 2009.
© Электронная публикация — РВБ, 2017-2018. Версия 1.4 от 11 октября 2017 г.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...