Александр Грин

Блистающий мир

1921—1923

Оглавление

Часть I. Опрокинутая арена
I 70
II 73
III 74
IV 75
V 79
VI 93
VII 86
VIII 92
IX 96
X 101
XI 107
XII 114
XIII 119
XIV 120
XV 122
XVI 128
Часть II. Улетающий звон
I 137
II 140
III 145
IV 147
V 149
VI 152
VII 154
VIII 169
XIX 174
X 178
XI 180
Часть III. Вечер и даль
I 185
II 188
III 192
IV 195
V 203
VI 206
VII 215

Полный текст

О произведении

«Блистающий мир» (1921—1923) — первый роман Александра Грина, в котором Летающий Человек Друд олицетворяет победу духа над материей.

Краткое содержание

«Человек Двойной Звезды» Друд дает единственное представление в цирке, демонстрируя способность летать. Министр Дауговет приказывает убить Друда, тому удается спастись, но вскоре он оказывается в тюрьме. Племянница министра Руна Бегуэм, влюбленная в Друда, помогает ему бежать. Узнав, что Руна хочет с помощью его дара завоевать мир, Друд от нее улетает.

Юная Тави знакомится в поезде в Круксом, затем встречает его в Клубе Воздухоплавателей и единственная поддерживает его доклад. Крукс, который оказывается Друдом, спасает Тави от ареста.

Руна заказывает убийство Друда. Друда убивают.

Цитаты

Тогда, внезапно, за некоей неуловимой чертой, через которую, перескакнув и струсив, заметалось подкошенное внимание, — зрелище вышло из пределов фокуса, став чудом, то есть тем, чего втайне ожидаем мы всю жизнь, но когда оно наконец блеснет, готовы закричать или спрятаться.


Его постараются уничтожить, или, если в том не успеют, окружат его жизненный путь вечной опасностью. Его цели непостижимы. Помимо того, самое его существование — абсурд, явление нетерпимое.


Есть сфера — или должна быть — подобно тому, как должна была быть Америка, когда стало это ясно Колумбу, — в которой все отчетливые представления наши несомненно реальны.

Отзывы критиков

Роман «Блистающий мир», напечатанный в 1923 году в журнале «Красная Нива», удивил тогда не только читателей, но и литераторов необычностью фабулы, поразительной даже для Грина смелостью художественной выдумки. В своих воспоминаниях о писателе Юрий Олеша приводит очень любопытную характеристику этого романа, данную самим автором.

«Когда я выразил Грину свое восхищение по поводу того, — пишет Олеша, — какая поистине превосходная тема для фантастического романа пришла ему в голову (летающий человек!), он почти оскорбился.

— Как это для фантастического романа? Это символический роман, а не фантастический! Это вовсе не человек летает, это парение духа!»

— В. Вихров. Рыцарь мечты (1980)

Центральная идеологема романа — преобразование человеческой природы, мыслимое автором как одновременное преображение и материи (тела), и духа. Главное действующее лицо «Блистающего мира» — Друд, человек летающий. Образ этот навеян конкретными идеями из трудов основоположников русского космизма. В первую очередь, это требование непременного преобразования физической природы человека, выдвигавшееся в разное время Н. Федоровым, В. Соловьевым, В. Вернадским и другими космистами. В учении космизма о человеке он рассматривается как существо несовершенное, «промежуточное» и в физическом, и в духовном плане. Отсюда и учение В. Вернадского о замене «гетеротрофного» человека «автотрофным», и метафизические размышления В. Соловьева об объединении человеческой и божественной энергий, и утверждение Н. Федорова о долге каждого выработать в себе иную сущность, причем одна из сторон человека с этой новой сущностью — органическая возможность летать. <...>

Так же как и евангельское Царствие Божие, гриновский блистающий мир утверждается как реальность подлинная, вездесущая, и так же источник приятия ее — в душе человека. Путь вхождения в эту реальность при всей ее очевидности и притягательности определяется только одним: выходом за пределы природного круга существования, преображением своей нравственной и физической природы.

— В. М. Барановская. Философия космизма в романе Александра Грина «Блистающий мир» (2002)

«Друд – „Двойная Звезда“ – в восприятии различных персонажей представляется то силой дьявольской, то силой божественной. „Двойственность“ чудесной природы особенно ярко подчеркивается на уровне именования героя. На визитной карточке Друда – две буквы: „Э. Д.“, которые можно расшифровать по-латыни и как „Ecce Dominus“,и как „Ecce Diabolus“; другое имя героя – Симеон Айшер, первая часть которого напоминает о лжепророке Симоне волхве; третье имя – Вениамин Крукс: лат. crux– „крест“, имя Вениамин также вписывается в круг библейских ассоциаций.

Возникающая в образе героя внутренняя оппозиция, возможность усмотреть в нем одновременно и дьявольское, и божественное начала обусловливает и сюжетно-фабульный план повествования; перед нами две основных линии: Друд в восприятии Руны и Друд в восприятии Тави, Друд „ложный“ и Друд „истинный“.

— Ю. Царькова. Испытание чуда: Роман А. Грина «Блистающий мир» (2003)

Сочетание «римской» темы и образа летающего человека заставляет изначально поставить вопрос о весьма заметном в «БМ» влиянии одного из популярнейших произведений начала XX в., в котором мотив полета — не только символического, духовного, но и вполне «реального», физического — является основополагающим: речь идет о романе Дм. Мережковского 1902 г. «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», второй части трилогии «Христос и Антихрист».

— Е. А. Яблоков. Роман Александра Грина «Блистающий мир» (2005)

В текстах А.С. Грина посредством метафор отсутствие любви, бездушие концептуализируются как болезнь/смерть сердца, предчувствия, прозрения – как «подсказки» сердца, обыденная жизнь – как сон души, музыка – как подлинная жизнь, блистающий мир – как мир мечты, отождествляемый с понятием «рай».

— А. О. Ключерова. Структура и функция метафор в произведениях А.С. Грина (2017)


Александр Грин. Блистающий мир // Грин А.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 3. М.: Издательство «Правда», 1980. С. 70–224.
© Электронная публикация — РВБ, 2018-2020. Версия 1.0 от 13 января 2018 г.