Свояси. НХ VI, 1928, с. 6; печ. по II, 7. Написано в качестве предисловия к кн. «Все сочиненное В. Хлебниковым», планировавшейся к изд. в 1919 г. творческим содружеством «Искусство молодых» («ИМО»), но неосуществленной (см. НП, 484).

  1. Свояси (ср. «восвояси») — загл. предложено филологом Р. О. Якобсоном (1896 — 1982), издавшим затем отд. брошюрой свою вступ. ст. к невышедшей кн. Хл. (Якобсон 1921),
  2. «Девий бог» —см. ПОВ и IV, 164.
  3. Леуна (полаб.) — луна.
  4. Предания орочей —см. примеч. 233.
  5. Чугунность крыл — ср. назв. лекции футуристов «Чугунные крылья» (см. примеч. 92).
  6. Запад — здесь Хл. не совсем обычно для себя применяет это слово к Европе в целом, но, как всегда, выделяет в ней славянство.
  7. Паруса — ср. «плоскости» как части «Зангези».
  8. Индоруссы — ср. стих. 139 и поэму 211. Сохранились тексты неизд. манифестов Хл.— «Индорусский союз» (или «Всеазиат(ский союз) «) и «Азосоюз» (см. примеч. 230).
  9. Угол русской и македонской прямых —речь идет о легендарных контактах Александра Македонского с древними русами; эти легенды отражены в цикле поэм «Пятерица» Низами (см. примеч. 228).
  10. Общеазийское — имеется в виду Евразия.
  11. 1378 г. до Р. Хр. — Аменхотеп IV (Эхнатон; у Хл. устар. транскрипция: Аменофис и Эхнатэн) заменил местный культ Амона-Ра единым гос. культом Атона, вероятно, еще в конце XV в. до и. э.
  12. Руковолосое (Солнце) — изображения лучезарного и многорукого Солнца.
  13.  корень из минус единицы     — имеется в виду извлечение корня из отрицательных величин.

  14. Пережив на себе — в апр. 1916 г. Хл. был призван в армию.
  15. Самовитое слово вне быта и жизненных польз — слово «самовитый» объясняется просто как «имеющий самостоятельную ценность, значение». «Быт» и «жизненные пользы» здесь обознач. мир «приобретателей», чей язык лишь «дам и дашь» (см. стих. 87).
  16. Струны азбуки — имеется в виду «звездный язык» Хл.
  17. Заумный язык — см. ст. 268 и вступ. ст.
  18. Бурлюк Д. Д. — см. примеч. 166.
  19. В Московском зверинце — ошибка: «Зверинец» написан в Петербургском зоологическом саду (см. НП, 356) .
  20. Законы времени — т. е; ранняя ред. этих «законов». Позднюю ред. Хл. разрабатывал с лета 1920 г.
  21. Обещание... в селе Бурмакине —эта версия (с уточнением: «я жил тогда (...) у Кузнецова») повторена в ДС, 4. Очевидно, «обещание» связано с первыми месяцами русско-японской войны (может быть, с гибелью броненосца «Петропавловск» 31 марта 1904 г.), т. к. в Вурмакине Хл. провел март — апр. 1904 г., а в день Цусимы (14 мая 1905 г.) был в экспедиции на Урале (см. Хлебниковы 1911: 18 и др.) .
  22. Блестящим успехом — речь идет о пассаже в ст. 253, с. 589 и табл. «Взор на 1917 год», напеч. в ПОВ.
  23. Башкирцева М. К. (1860 — 1884) — художница. Ее дневник, написанный на франц. языке, был опубликован в 1887 г. (т. 1 — 2); рус. переводы 1892, 1904 и 1916 гг. (см. о ней и в брошюре Хл. «Время — мера мира»).
  24. Фраунгоферова черта — замена «западного» слова в термине «Фраунгоферовы линии» (линии.поглощения в спектрах Солнца и звезд) .
  25. Перешел к числовому письму —еще в нач. 10-x гг. Хл. провозгласил, что «идет число на смену верам» (см. с. 443). О занятиях числовым языком, особенно в 1919 — 1921 гг., говорят и неологизмы типа числослово I, 60, числоречи V, 157, числоимена V, 210 и т. п. Но «переход» этот не означал отказа от словесного творчества; ср. запись: «переворот от числа к слову в воскресенье 14 марта 1921 г.» (ЦГАЛИ).
  26. Работаю над дневником — дневниковые заметки Хл. сохранились лишь частично (см. V, 327 — 335 и отд. записи в ЦГАЛИ).

Воспроизводится по изданию: Велимир Хлебников. Творения. М.: Советский писатель, 1986.
© Электронная публикация — РВБ, 1999–2024. Версия 2.1 от 14 апреля 2019 г.