ПОЛЕЗНИЦА

Впервые опубликован; Северные цветы Ассирийские. С. 72—73 (под названием «Пӧле́зница»).

Рукописные источники: Херсонская рукопись II (под названием «По́лезница»).

Дата: <21.VI.1903>.

«Полезница — созданье Омеля, живет на полях, хоронясь в колосьях. "Не забирайтесь в колосья, там вас Полезница ухватит и все выкусит", — говорят старшие ребятишкам, когда те отправляются в поле.

Не от жестокости занимается Полезница таким истязанием малолетних и тяжким уродованием, она хочет превратиться в женщину-человека и надеется, что это превращение наступит, когда станет она есть живые человеческие органы нетронутые и чистые» (Авт. комм. С. 314).

Описание мифологического существа (в написании Пӧлӧзнича) содержит статья В. Кандинского «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)» (Этнографическое обозрение. 1889. Кн. III). «Полезница» стерегла рожь до Ильина дня, и до этого времени крестьяне не смели подходить к полям. Хотя прежде всего ее боялись взрослые, однако, по мере преодоления суеверия страх перед «полезницей» переместился на детей; старики, помнящие прежние поверья, досадовали, что рожь прежде была лучше (См.: Там же. С. 110). Время создания стихотворения уточняется письмом Ремизова жене от 22 июня 1903 г., в котором он сообщал: «Вчера сумел овладеть собой: написал "Пӧлезницу"» (На вечерней заре. I. S. 173).

601

Обатнина Е.Р. Комментарии. Ремизов. Полунощное солнце. Полезница // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 3. С. 601.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)