СВЯТОЙ ВЕЧЕР

Печатается по: Шиповник 3. С. 25—35.

Впервые опубликован: Слово, 1908. № 532. 25 декабря. С. 2 (под загл. «Святый вечор»).

Прижизненные издания: Рассказы (1910) (под загл. «По воле»).

Дата: 1905.

Один из рождественских рассказов Ремизова. Его первая публикация сопровождалась авторскими комментариями, которые приводятся ниже:

«Святой вечор — колядский припев. Колядка — рождественская величальная песня. Колядки поются под Рождество. Кое-где по деревням они и до сих пор поются тайком, так как искони преследуются православным духовенством, увидевшим в них только суеверие. И древние мотивы — отголоски седой языческой старины — замолкают. О колядках см. исследование А. А. Потебни. "Объяснения малорусских и сродных народных песен". Варшава, 1887.

Корочун. — Олицетворение навечерия Рождества. Древнерусское название Солоноворота — 12 декабря, а также Филипповок — время от 15 ноября по 24 декабря. Читателю, заинтересовавшемуся образом Корочуна, могу указать на мою книгу "Посолонь", изд. Золотое Руно. М. 1907, в которой мною сделана попытка по старорусским поверьям представить миф о Корочуне, как царе зим и зимних вихрей. Апокрифическое сказание о Корочуне — его участие при Рождестве Христове представлено мною в повествовании об Иродиаде в моей

658

книге "Лимонарь", изд Оры СПб. 1907, на основании румынских колядок, разработанных акад. А. Н. Веселовским в "Разысканиях в области русского духовного стиха". СПб. 1883».

С. 505. кутья — поминальная еда, состоящая из зерен и изюма, обычно подаваемая на поминках; в южных областях готовилась и в рождественский сочельник.

кудесы — чудеса посредством нечистой силы; чары, волхования.

С. 508. «Постелят стол сеном, поставят миску с кутьей...» — Обычай, исполняемый вечером 24 декабря, в канун праздника Рождества Христова. Обрядовые элементы навечерия призваны воссоздать обстановку рождения Христа и символизировать жизнь, смерть и воскресение Спасителя. Главным угощением праздничного стола является кутья, которая варится из зерен пшеницы, ячменя и риса. Зерна, воплощающие идею возрождения и умирания, всегда были компонентами поминальной еды. Одновременно стол выстилался сеном и соломой и, таким образом, отождествлялся с яслями (стойлом для скота), куда был положен новорожденный младенец-Христос.

С. 512. волчье лыко — растение Daphne Mezereum, или пухляк.


Обатнина Е.Р. Комментарии. Ремизов. Рассказы, не вошедшие в циклы. Святой вечер // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 3. С. 658—659.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)