ЭМАЛИОЛЬ

Печатается по: Шиповник 3. С. 101—129.

Впервые опубликовано: Новый журнал для всех. 1999. № 9. Июль. С. 27—47 (под загл. «По этапу»).

Прижизненные издания: Рассказы (1910).

Дата: 1909.

Отдельные мотивы рассказа адресуют читателя к роману Ф. М. Достоевского «Идиот». А. Блок в статье «Противоречие» (1910) причислил рассказ к произведениям отточенной формы, «которые выдерживают долгое трение времени» (Блок. Собр. соч. Т. 5. М.—Л., 1962. С 407).

С. 522. ...аза в глаза не смыслит. — Аз — название первой буквы алфавита; здесь: ничего не понимает.

С. 523. ферт — букв.: название буквы «ф»; в переносном знач.: франт, щеголь.

...с уголовными идет князь. — Первая авторская сигнатура, указывающая на связь одного из героев рассказа с образом князя Мышкина.

С. 524. Успенье — Успение Божьей Матери (день кончины Богородицы) — двунадесятый богородичный праздник (с 14 по 23 августа).

рассолодев — захмелев.

С. 527. ...в царские дни кричат у плошек ура. — Имеются в виду празднования дней рождения членов императорской семьи.

засиверелая — замороженная.

С. 528. скуфейка — тюбетейка, комнатная шапочка.

фимиам — благовонное курение, употребляемое в ежедневном иудейском богослужении и при всех жертвоприношениях; здесь: удовольствие.

ляхи — поляки.

... русь одесную, прочие же народы ошую — т. е. справа и слева.

С. 529. ...эмалиоль, да эмалиоль вот снится... — «эмалиоль» здесь: судьба; аллюзия к сновидению Ипполита Терентьева («Идиот»; глава «Мое необходимое объяснение»). Ср.: «Может ли мерещиться в образе то, что не имеет образа? Но мне как будто казалось временами, что я вижу, в какой-то странной и невозможной форме, эту бесконечную силу, это глухое, темное и немое существо. Я помню, что кто-то будто бы повел меня за руку, со свечкой в руках, показал мне какого-то огромного и отвратительного тарантула и стал уверять меня, что это то самое темное, глухое и всесильное существо, и смеялся над моим негодованием» (Достоевский. Т. 8. С. 340). Воспринятый от Достоевского, мотив отвратительного насекомого раскрывает тему амбивалентности бытия, одновременно заключающего в себе жизнь и смерть. Эта тема получает развитие в последующих произведениях писателя. Ср.: «А ведь жизнь — ее природа, ее глубочайшая скрытая завязь — "это всесильное глухое, темное и немое существо странной и невозможной формы" — этот огромный и отвратительный тарантул Достоевского, <…> для живого нормального трезвого глаза, не напуганного и не замученного, никогда не "тарантул", <...> а все, что можно себе представить чарующего из чар, вот оно-то и есть душа жизни» (Ремизов А. В розовом блеске. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1952. С. 201).

660

С. 530. Встав Макарий зело рано и иде сквозь пустыню... — Вольное переложение патерикового рассказа о преподобном Макарий Египетском (301— 391), основателе одного из первых египетских монастырей (Скитская пустыня). Этот же сюжет в сокращенном виде упоминается в книге «Кукха» (С. 112).

С. 531. Жила была мать и дочь... — вариант эротической сказки «Слепая невеста» (См.: Заветные сказки. Из собрания Н. Е. Ончукова / Подг. изд. В. Ереминой и В. Жекулиной. М, 1996. С. 68. Сказка № 9).

С. 533. А палач в рубахе красной / Высоко занес топор — строки из песни «Казнь Стеньки Разина» на слова И. З. Сурикова. См.: Русские песни XIX века / Сост. И. Н. Розанов. М., 1944. С. 283—286. Эта песня в исполнении П. Щеголева сохранилась в памяти Ремизова еще со времен вологодской ссылки (См.: Иверень. С. 254, а также: А. М. Ремизов «Некролог» П. Е. Щеголеву / Публ. Е. Р. Обатниной // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1995 год. СПб., 1999. С. 189).

С. 538. ...только мыши скреблись да вели тонко свою мышиную песенку. — Многократное упоминание мышей, предваряющее рассказ об убийстве князя, намекает на героя романа «Идиот» князя Мышкина.

С. 542. на загладку — здесь: в конце концов.


Обатнина Е.Р. Комментарии. Ремизов. Рассказы, не вошедшие в циклы. Эмалиоль // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 3. С. 660—661.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)