[an error occurred while processing this directive]

О СТРАСТЯХ ГОСПОДНИХ. ТРИДНЕВЕН ВО ГРОБЕ

Впервые опубликовано: Ремизов А. ЛИМОНАРЬ сиречь: ЛУГ ДУХОВНЫЙ. СПб., ОРЫ, 1907. С. 91—106.

Прижизненные издания: Страсти Господни, дата: «1906» / Шиповник 7. С. 127—135; Страсти Господни, дата: «1906» / Сирин 7. С. 127—135.

Рукописные источники и авторизованные тексты: Печ. текст — НР-Шиповник, дата—автограф: «1906». — ИРЛИ. Ф. 79.

Текст-источник: Веселовский. Разыскания XI («Дуалистические поверья о мирозданьи»); XII («Безразличные и обоюдные в Житии Василия Нового и народной эсхатологии»); XVIII («Вещания Вёльвы (VQluspá) и новейшая экзегеза»); XIX («Эпизоды о рае и аде в послании новгородского архиепископа Василия»); XX («Еще к вопросу о дуалистических космогониях»); XXIV («Видение Григория о последних днях»).

Дата: 1906.

С. 30. О страстях Господних... — Название апокрифа взято из исследования В. Сахарова «Апокрифические и легендарные сказания о пресвятой деве Марии, особенно распространенные в древней Руси» (Тула, 1888), где рассмотрен сборник апокрифических сказаний «Страсти Христовы» (С. 89—109). Текст Ремизова тематически, идейно-философски и эстетически базируется на пересказанных и цитируемых Веселовских апокрифических памятниках: «Беседа трех святителей», «Енох», «Слово о древе крестном», «Никодимово Евангелие», «Слово Палладия мниха», «Хождение Богородицы по мукам», «Хождение апостола Павла по мукам», «Слово Мефодия Патарского о царствии язык последних времен», «Видение Григория» из «Жития Василия Нового», книг Св. Писания «Откровение святого Иоанна Богослова» и «Евангелие от Марка».

С. 31. Распяли Его на кресте леванитовом ~ где клали венок, там сыпались слезы. — Близкий к тексту пересказ и цитация — Веселовский. Разыскания VII. 240, 243, 244, 240.

Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси себя. Если ты сын Божий, сойди с креста. Других cnacaл, а себя самого не может спасти. Если он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в него. — Близкие к тексту цитаты из Евангелия (Мк. 15; 29—32).

Радуйся Царь Иудейский! — Цитата из Евангелия (Мк. 15; 18).

С. 32. Боже мой, Боже мой! Для чего Ты оставил меня? — Цитата из Евангелия (Мк. 15; 34), приведенная со значительным семантическим изменением: заменой заглавной буквы на строчную в местоимениях, обозначающих Иисуса Христа.

...небеса, свившись как свиток... — Образ из Апокалипсиса (Отк. 6; 14).

Стал Сатанаил перед Крестом и смотрел на Христа ~ Друг против друга, как царь и раб, как брат и враг, как царь и царь, как брат и брат, как

671

спаситель и покинутый... — Ср. изложение взглядов богомилов в записи Евфимия Зигабена: «Сатанаил и Бог-Сын — братья; творчество первого неба и земли приписано Богу-Отцу; лишь после падения своего Сатанаил пытается создать новое небо, освобождает землю из—под вод, производит зверей и растительность. Его участие в деле сотворения человека ограничивается телом <...> Он не равносилен Богу-Отцу, хотя считается сильнее брата-Христа» (Веселовский. Разыскания IX. 37).

С. 33. ...пришел к Пилату некий богатый человек из Аримофеи, именем Иосиф ~ и, привалив большой камень к двери гроба, удалились. — Вольный пересказ евангельского текста (Иоан. 19; 39—42, 20; 1).

Демонской силой Он отвел глаза человекам ~ и темный бесной сон сковал вселенную ужасными видениями. — Вставка в первоначальный текст апокрифа, сделанная после замечаний Вяч. Иванова (см. преамбулу к «Лимонарю»).

...разделили пречистое тело: плоть — земле, кровь — огню, кости — камню, дыхание — ветру, глаза — цветам, жилы — траве, помыслы — облакам... — Переложение цитируемого Веселовским апокрифического сказания о создании Адама (Веселовский. Разыскания XI. 48).

С. 33—34. И вот в полночь ~ раскрылось все небо, и воспылало над землей ярое солнце ~ Выволокли демоны тело Христово из нового гроба и, убрав Его в дорогие царские одежды, вознесли на высочайшую гору на престол славы. ~ А с престола ~ смотрели оловянные огромные очи бездушного разложившегося тела. ~ видно было, как распадались составы, и под одеждой колебалось затхнувшее мясо... — Текст Ремизова — построен как зеркально перевернутое отражение «Видения Григория». Ср.: «Посреди града высокий холм, пламенеющий, как раскаленное железо либо медь; на нем крест, сияющий огнем, освещая воздух <...> Вот, с высоты <...> спустился на огненных крыльях юноша, что-то уготовляя, будто престол царю <...> Новые сонмы спускались с высоты <...> среди них виден крест, <...> искривившийся и испускавший божественный свет, точно солнце днем. Дойдя <...> до места, где уготован был Господен престол, он стал в высоте, видимый всем воскресшим из мертвых <...> на светлом облаке, испускавшем неизреченное благовоние, явился Господь наш Иисус Христос. <...> Он воссел грозный на престоле славы» (Веселовский. Разыскания XXIV. 189, 193, 196).

...неслась на борзых конях колесница и в колеснице — скелет в терновом венце. — Образ заимствован из текста-источника. Ср.: «бо́льшая часть этих преданий уже сложилась, не выключая <...> позднейшего: о взятии Ильи на небо в огненной колеснице. <...> эти легенды смешались у позднейших Евреев с их представлениями о пришествии Мессии» (Веселовский. Разыскания VIII. 303).

...иссякли источники ~ солнце померкло. — Неточная цитата из «Слова на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» Ефрема Сирина, процитированного в кн.: Сахаров В. Эсхатологические сказания... С. 149.

С. 35. А рядом с Богородицей ~ молодая жена ~ неутолимая Смерть прекрасная. — Смерть, приходящая к праведнику в облике прекрасной женщины — образ, заимствованный Ремизовым из апокрифа «Смерть Авраама» («Егда скончашеся дние Аврааму, приступи къ нему смерть лѣпотою» (Апокрифические сказания. Труд ордин. акад. Н. С. Тихонравова СПб., 1894. С. 13). См. в наст. изд. ремизовский пересказ этого апокрифа — «Авраам» (1915).

672

С. 35. ...и Ангелу явиться отвалить от гроба камень — настать Христову дню — Пасхе. — Добавление Ремизова, внесенное в первоначальный текст после замечаний Вяч. Иванова.

Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое! — Цитата из Евангелия — возглас благоразумного разбойника, распятого с Христом (Лк. 23; 42).


Грачева А.М. Комментарии. А.М. Ремизов. О страстях Господних. Тридневен во гробе // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 6. С. 671—673.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)