[an error occurred while processing this directive]

С. 110. «Стекольщик» — о создании этой главы-некролога см. письмо Ремизова Кодрянской 1 января 1951 г.: «Написал о Пантелеймонове. “Стекольщик”. <...> Сейчас переписываю. Рассказываю о хорошем человеке, и только одно меня смущает я говорю о “доверчивости” — поверил в “юмористическую критику”» (Кодрянская. Письма. С. 176).

«Тело» (1933) — имевший скандальную известность роман Е. В. Бакуниной.

«Резистанс» (фр.: résistance) — зд. движение Сопротивления.

«Возрождение» (Париж, 1925—1940) — ежедневная газета, с 1936 г. — еженедельная, 1925—1927 — гл. ред. П. Б. Струве, с 1927—1940 — гл. ред. Ю. Ф. Семенов.

Дактило (фр.: dactylo) — машинистка.

452

С. 111. Сказано: «из скота две пары чистых и пара нечистых и пресмыкающихся на земле», — и всем нам ~ пропадай, когда хлынет... — Отсылка к библейскому сюжету о Всемирном потопе. Включена неточная цитата из Библии (Быт. 7, 8).

память моих занятий по истории Византии, когда писал легенды о Николе... — Имеется в виду многолетняя работа Ремизова над сюжетами о Св Николае Чудотворце (подробнее см.: Т. 6 наст. изд.).

«Планетарная собака» — комедия В. Н. Унковского, который имел также прозвище «Ангусей», восходящее к персонажу ремизовской «Повести о Бове королевиче» (см.: Т. 6 наст. изд.).

«Денёк» (Париж, 1949) — сборник стихотворений Ю. П. Одарченко.

«Орион» (Париж, 1947) — литературный альманах под ред. Ю. Одарченко, Вл. Смоленского, Ан. Шайкевича. В нем опубл. раздел «Заяом» из кн. Ремизова «Сквозь огонь скорбей», в дальнейшем вошедшей в состав кн. «В розовом блеске».

С. 113. Письмо от Залкиндов из Иерусалима — О В. А. Залкинде см.: Флейшман Л. С. Из комментариев к «Кукхе». Конкректор Обезвелволпала // Slavica Hierosolymitana. 1977. Vol. 1. P. 185—193.

В. А. Залкинд писал о Пантелеймонове ~ просил принять его в Обезьянью палату «хоть маленьким чином»... — В Обезвелволпале Пантелеймонов носил титул «Епископ обезьяний» (Обатнина Е. Царь Асыка и его подданные. С. 354).

С. 114. В «Последних Новостях» меня печатали «из милости» ~ я никогда не был уверен ~ примут или вернут... — Согласно персональной библиографии в ПН опубликовано 128 текстов Ремизова (Sinany. P. 137—143).

«Эмпермеабль» (фр.: imperméable) — непромокаемый плащ.

С. 115. «Комаров» — Ремизовское прозвище Б. В. Сосинского. О его происхождении см. письмо Ремизова Кодрянской от 8 мая 1947 г.: «...за мной приедет брат Сосинского — Комаров (это я его так переиначил и на всю жизнь)» (Кодрянская. Письма. С. 40).

Макитра (укр.) — горшок.

Борис Григорьевич путает ~ со счавильщиками поет на Рождество не «Дева днесь», а Богородицу... — На Рождество славильщики поют тропарь («Рождество Твое, Христе Боже наш...») и кондак («Дева диесь...»). «Богородице Дево, радуйся...» — самая распространенная, но не рождественская молитва Богородице.

...на рю Дарю он не пойдет — На rue Daru находится православный собор Св. Александра Невского.

С. 116. Василий Гагара (1-я пол. XVII в.) — торговый человек, в 1634—1637 гг. совершивший паломничество из Казани в Иерусалим, Египет, Синай через Грузию и составивший описание своего «Хождения», которое цитируется Ремизовым (Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары 1634—1637 гг. / Под ред. С. О. Долгова // Православный палестинский сборник. СПб., 1891. Т. 11. Вып. 3).

к полночи после плащаницы... — В Великую (Страстную) субботу вечером богослужение начинается полунощницей (короткой службой), после окончания которой священник уносит в алтарь Плащаницу, которая лежала

453

посреди храма со Страстной Пятницы. После этого в полночь начинается крестный ход и пасхальная заутреня.

С. 116. ...как когда-то на розовой Адриатической волне, чаруя Улисса — Имеется в виду сюжетный эпизод из «Одиссеи» Гомера, когда Одиссея (лат. вариант имени Ulixes — Улисс) зачаровывали пением морские сирены. Прозвище героини Ремизова — «Наяда». Так в греч. мифологии назывались нимфы источников, прудов, озер.

С. 117. ...я не художник, а рисую картинки и иллюстрирую свои рукописные альбомы, и Марья Исааковна Барская и Тамара Ивановна ходят с этими альбомами по знакомым и незнакомым... — Ср.: «Друзья Ремизовых обходили по адресам состоятельных людей, любителей искусства, или просто лиц, желавших помочь нуждавшемуся писателю. Это было нелегкое дело, требовавшее от людей самоотверженности. Продажа альбомов помогала иногда Ремизовым прожить в самые трудные моменты» (Резникова. С. 74).

у меня готовы две книги — «Голова Львова» (IV и V-ая часть Оли) и «Учитечь музыки», ~ а издать никто не берет, да так и до сих пор не изданы — Книга «Оля», получившая в окончательном виде название «В розовом блеске», издана (Нью-Йорк, 1952) без первой части («В поле блакитном») в связи с превышением объема, желательного для Издательства имени Чехова. «Учитель музыки» опубликован, как целостное произведение, посмертно (Ремизов А. Учитель музыки. Подгот. к печати, вступ. статья и примеч. Антонеллы Д’Амелия. Paris, 1983).

С. 120—121. ...после первой бомбардировки ~ Голова у меня забинтована ~ а в ушах стеклянный дождь ~ в оккупацию, все это выразится в цветных конструкциях... — См. воспоминания Н. В. Резниковой «3 июня 1940 г. был налет немецких самолетов на Париж и бомбардировка, во время которой были ранены стеклом Ремизовы ~ С. П. заболела страхом — и это было начало ее болезни. Жизнь потекла дальше с выбитыми стеклами. Сначала А. М. загородил окно картоном, украшая его абстрактными коллажами. Рисунок был разработкой темы разбитого стекла ~ Картоны с “конструкциями”, как их стал называть А. М., были перенесены на стены “кукушкиной” комнаты, они украсили стены, и комната стала волшебной» (Резникова. С. 95).

С. 121. ...«истинный» Кузьма — Имеется в виду Козьма Прутков.

«В редакции “Патриот” получена рукопись ~ тема интересная: наши достижения за последние годы» — Имеется в виду газ. «Советский патриот» (Париж, 1945—1948) — орган исполнительного комитета Союза советских патриотов, в которой в 1945—1946 гг. были опубликованы статьи Пантелеймонова, «основанные на информации, почерпнутой из советской прессы, посвященные успехам Советского Союза в восстаноалении народного хозяйства» (Никоненко С. С. Пантелеймонов Б. Г // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918—1940. Писатели Русского Зарубежья. М., 1997. С. 304).

С. 122. ...вскоре читаю в «Патриоте»: Борис Пантелеймонов — подвал — чего достигла Россия ~ На полюсе зреет виноград, ~ в сибирских тундрах — морковка ~ И вот на «морковку», после стольких лет, вошел в «кукушкину» Пантелеймонов — Речь идет о пропаганде Пантелеймоновым идеи возвращения эмигрантов, и конкретно Ремизова,

454

в СССР. См. отражение этого в рабочей тетради Ремизова 40-х гг.: «Долго пропадавший Козлок опять появился он в Россию не думает возвращаться, но считает долгом изводить меня, надрывая мне душу / “Почему бы вам не поехать в Россию”» (Собр. Резниковых).

С. 122. «Спящая красавица» (1890) — фантастический балет по сказкам Ш. Перро. Композитор — П. И. Чайковский. Сценогр. — И. А. Всеволожский и М. И. Петипа.

...вы слышали о остекляющем сне? В таком сне зачарован спит Мерлин — В кельтской мифологии и средневековых повествованиях «артуровского» цикла сюжетов Мерлин — великий волшебник, помогавший королю Артуру. Согласно легендам, зачарованный своей помощницей и подругой Вивиан, он спит в недрах холма до предначертанного срока. Когда урочное время наступит, Мерлин проснется, вслед за ним пробудится король Артур, и на Земле настанет Золотой век.

С. 123. «Эмеракс» («Émerance», 1842) — название романа французской писательницы Marguerite Ancelot.

Одно лето карауля Париж ~ я «систематически» обманывал Одарченка-Бормосова («Денёк») и Копытчика — С. К. Маковского — Речь идет о двух литературных мистификациях Ремизова. Он посылал Одарченко письма, написанные разными почерками от имени разных общих знакомых, содержавшие хвалебные отзывы о вышедшем сборнике «Денек». Подробнее см.: Письма А. М. Ремизова к Ю. П. Одарченко. Публ., вступ. статья и коммент. А. М. Грачевой (подготовка текста в соавторстве с В. П. Полытковской) / Наше наследие, 1995, № 33 С. 93—104. С. Маковского («Копытчика»-чертика) Ремизов убеждал в подготовке нового альманаха «Оплешник» [Слово «оплешник» также означает «чертик»]. См. отражение этого розыгрыша в художественном произведении — «сне» Ремизова «Петли, узлы и выступы»: «Я вышел в другую комнату. Там, согнувшись над столом, Копытчик (С. К. Маковский) пишет программу “Оплешника”, повторяя... / “Оплешник — оплетать — плел — ” / На плите, пред Копытчиком, подгорелые овощи, залежавшийся соленый огурец пустышка, вареная свекла, не отличишь от кактуса, лопнувшие растекшиеся томаты — матерьял для “Оплешника” / Копытчик предлагает мне поправить этот “натюрморт”. А я вызвался отделать дом “по Гоголю”» (Ремизов А. Мартын Задека. Сонник. Париж, 1954. С. 60). См. также письма Ремизова Кодрянской 1949 г.: 1) от 14 августа. «Приходит ПРОЩАТЬСЯ Копытчик. Про моего “Оплешника” стали говорить “Оплёшник”, все поверили и волнуются. И во вдохновителя-чародся Солончука, (к сожалению, Солончук уезжает в Индию, в Калькутту). Разговор по обыкновению, как я живу Мне напомнил весенние расчеты Роговского и обещания Копытчик без обещаний он убежден, что “Оплешник” меня будет печатать, а Солончук платить гонорар 5000 frs в месяц. <...> На “Оплешник” я не отозвался (мне было не совсем, когда я вдруг понял всю силу очарования моею “Оплешника”)» (Кодрянская. Письма. С. 137), 2) от 20 августа «Как бы я хотел, хоть на время, ни о чем не думать. Если бы от моих дум был прок, и что я выдумал за 20-ть дней? “Оплешника”? Его заедят с виноградом и к вашему возвращению не останется никакой памяти, если вы сами не напомните» (Там же. С. 140).

455

С. 124. «Дева днесь Пресущественного рождает» — первые слова кондака Рождества.

«Святый Владимир» (1946) — новелла Б. Г. Пантелеймонова.

С. 126. Начиная со «Слова»... — Имеется в виду памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII в.).

Великие Минеи-Четии — свод древнерусских оригинальных и переводных памятников, житийных, риторических, церковно-учительного и исторического характера, состоящий из 12 книг-миней (одна на каждый месяц года). Создание было начато в Новгороде в 1529—1530 гг. и длилось в течение 12 лет под руководством митрополита Макарня.

«Житие» (1672—1673) протопопа Аввакума — автобиографическое произведение крупнейшего деятеля старообрядчества XVII в., оказавшее значительное эстетическое влияние на позднее творчество Ремизова.

«Русская Правда» — свод древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности. В его тексте отражена эволюция древнерусских общественных отношений XI—XIII вв.

С. 127. «В чужбине свято соблюдаю родной обычай старины...» — цитата из стих. А. С. Пушкина «Птичка» (1823)

«Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей...» — цитата из стих. «Птичка» В. И. Туманского (1827).


Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Том 10. Петербургский буерак // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 10. С. 452—456.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2023. Версия 2.β (в работе)