[an error occurred while processing this directive]

С. 212. «Вена» (1875 <?> — 1917) — ресторан (адрес: Малая Морская ул., 13/8, угол Гороховой ул.), популярный среди петербургской богемы.

...Рославлев, известный за свою нецензурную эпиграмму на памятник Александру III работы Трубецкого... — Конный памятник императору Александру III работы П. П. Трубецкого (бронза, 1900—1906) был установлен в 1909 г. у Николаевского (ныне Московского) вокзала, ныне — перед Мраморным дворцом.

С. 213. ...и с лицом Варлаама («Как во городе...»)... — Имеется в виду бродяга — беглый монах Варлаам — действующее лицо оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1872). Цитируется начальная строка его арии.

...появились Саксаганские ~ Рославлев решил присоединить и меня ~ У Саксаганского я сидел ни жив, ни мертв, у нас не было ни копейки... — См. дарственную надпись Ремизова жене на кн. «Часы» (СПб. EOS. 1908) от 1 марта 1923 г.: «А устройство “Часов” в Петербурге — в 1908 переехали на Казачий пер[еулок] из комнаты с Загородного просп[екта]. Рославлев покойник устраивал — убеждал Саксаганского (старым железом торговал) издать 30000 экземпляров. А ходил я к Саксаганскому один — помню, такое чувство было без денег домой не вернусь. И достал 200 руб — такая решимость отчаянная. Часы были конфискованы за порнографию. Потом освобождены. Это память начальная — пробивания моего в “люди”» (Каталог. С. 17).

С. 214. ...и он перечислил все 25... — Названия пьес А. Саксаганской взяты Ремизовым с заднего форзаца имевшегося в его Парижском архиве экз. изд. «Часов» 1908 г. Об этом, а также об истории с конфискацией издания см. коммент. И. Ф. Даииловой (Т. 4 наст. изд. С. 468—469).

С. 215. А. Котылев ~ с первых же слов “свинья” ~ “набить морду”... — В благодарность за помощь и поддержку в трудный период, когда ему приходилось ради заработка заниматься переписью собак. Ремизов неоднократно изображал Котылева в своих произведениях (сказка «Волк-Самоглот», роман «Крестовые сестры»). Котылев — прототип «начальника собачьей команды» Черепова в рассказе «На птичьих правах» (1915). См. финал рассказа: «— Только у нас и могут допустить такую мерзость! — сказал электрический старец / — А я бы каждого там по морде! — отозвался начальник собачьей команды» (Т. 3 наст. изд. С. 313). Существенно, что Ремизов в письме к А. А. Измайлову <sic!> от 21 декабря 4915 г. просит вставить в гранки именно эти слова Черспова, напрямую намекающие на скандал с плагиатом: «...вставьте, пожалуйста, в самом конце 2-ой главы перед последнею фразой следующую фразу — Только у нас и могут допустить такую мерзость! — сказал электрический старец — А я бы каждого там по морде! — отозвался начал<ьник> собач<ьей> команды» (РГАЛИ. Ф. 2571. Оп. 1. Ед. хр. 306. Л. 1).

«Среды» Вяч. Иванова (1905—1907) — еженедельные собрания представителей художественной, научной и политической элиты на квартире поэта Вяч. И. Иванова и его жены — Л. Д. Зиновьевой-Аннибал — на верхнем

480

этаже доходного дома № 25 по Таврической ул., так называемой «Башне». См.: Бердяев Н. «Ивановские среды» // Русская литература XX века. 1890—1910. Под ред. С. А. Венгерова. Т. II. 2-е изд. М., 2000. С. 233—236.

С. 215. ...Ремизов А. Чертик — опубл. Золотое Руно. 1907. № 1.


Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Том 10. Петербургский буерак // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 10. С. 480—481.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)