[an error occurred while processing this directive]

С. 369. ...известный всему книжному Петербургу под именем «василеостровского книгочия» и знакомый всякому ~ безымянно по бороде и падающим, спускающимся, как на колок, на нос волосам... — Ср. в статье Ремизова «Репертуар»: «Яков Петрович — книгочий василеостровский, книжный островной владыка, сатрап библиотечный — власы дьяконовы, а брада колом» (Крашеные рыла́. С. 40).

С. 370. «Знаменный распев» — распев (по-старинному ро́спев) — круг церковных мелодий, постепенно сложившийся в определенный вид в той или другой местности и принятый сначала в местное, а затем и всеобщее церковное употребление. Мелодии каждого распева построены на определенных музыкальных основаниях, одинаковых для всего данного распева. По происхождению распевы различаются на древнейшие и поздние. К древиейшим относятся большой знаменный, греческий, болгарский и киевский.

Дума — украинская историческая песня, свободная по ритму и лишенная строфического членения, создававшаяся в казацкой среде в XVI—XVII вв.

С. 371. ...в Казанском... — Имеется в виду Казанский собор (1801—1811, арх. А. Н. Воронихин) в Санкт-Петербурге (Невский пр., Казанская пл., 2).

Бестиарий — см. коммент. к кн. «Мышкина дудочка». С. 458.

Догматик (воскресный) — Богослужебное песнопение на вечерне, посвященное Богородице.

...«Ангел вопияше» — Первые слова припева на 9-й песни канона Пасхи.


Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Том 10. Петербургский буерак // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 10. С. 514.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)