[an error occurred while processing this directive]

С. 395. ...Н. В. Зарецкий в Праге на выставке рисунков писателей его показывал... — В 1932 г. Н. В. Зарецкий устроил выставку рисунков писателей в Праге, где было выставлено значительное количество рисунков Ремизова. О позднем этапе их взаимоотношений см. Письма А. М. Ремизова к Н. В. Зарецкому (1949—1951). Публ. и коммент. И. С. Чистовой / Рисунки писателей. Сборник научных статей. СПб., 2000. С. 326—363.

С. 397. О пушкинском «крючке» рассказывает М. В. Добужинский в своем «Рисунок Пушкина» — 14 апреля 1937 г. в рамках парижских юбилейных торжеств на Пушкинской выставке М. В. Добужинский прочел доклад о графике поэта. Тогда же он написал статью «О рисунках Пушкина», которая была опубликована только в 1976 г. (Новый журнал (Нью-Йорк). 1976. № 125. С. 145—159). Как отметила И. С. Чистова: «В пушкинских рисунках Добужинский с его графическим восприятием мира видел совершенный пример <...> того способа выражения мысли, который был особенно близок ему. Пушкину было даровано природой создавать свой особый художественный мир не только с помощью слова, но и причудливой вязью, переплетением быстрых штрихов, легких, льющихся линий <...> Добужинский наслаждался свободной игрой линий у Пушкина-графика, их гибкостью, выразительностью, внутренней оправданностью» (Чистова И. С. М. В. Добужинский о Пушкине (К историографии темы «Пушкин-рисовальщик») // The Pushkin Journal. 1994—1995. № 2—3. С. 35). Вероятно, Ремизов основывался на идеях прослушанного им доклада Добужинского.

«Треугольник» — выставка, организованная Н. Кульбиным (СПб., 1910).

С. 397—398. ...в Берлине ~ мои начертательные рисунки приютил Вальден ~ в своем «Штурме». — В 1927 г. около 100 рисунков Ремизова экспонировались в галерейной выставке, организованной издателем газеты «Der Sturm» Г. Вальденом.

С. 398. ...в Париже на выставке у Оцупа... — В Париже в декабре 1932 — январе 1933 г. в галерее «L’époque» в рамках серии выставок художественной группы журнала «Числа» Н. А. Оцупом и М. И. Залкиндом была организована выставка русских и французских писателей от В. Гюго до А. Ремизова, Б. Поплавского и др. (см.: Числа. 1932. Кн. 6. С. 254).

...в Моравской Тшебове у Перемиловского... — Рисунки Ремизова в 1933 г. были выставлены в русской гимназии г. Моравска Тшебова (Чехословацкая

516

Республика) по инициативе ее преподавателя, давнего друга Ремизова — В. Перемиловского (См.: Письма А. М. Ремизова В. В. Перемиловскому. Вступ. статья и комментарий А. М. Грачевой; подготовка текстов Т. С. Царьковой) // Рус. Лит., 1990, № 2. С. 197—235. См. также анонимную рец. Числа. 1933. Кн. 9. С. 197).

С. 398. ...четыреста тридцать альбомов и в них окочо трех тысяч рисунков. Перечень 157 номеров напечатан... — Опубл.: Новь (Ревель) 1935. № 8. Републикация. Каталог. С. 43—44.

В войну я делал в больших размерах абстрактные цветные конструкции... — Описание «конструкций», украшавших квартиру на ул. Буало, неоднократно встречается в воспоминаниях о Ремизове. См., например, их характеристику в статье художника И. Левина «Встреча с А. М. Ремизовым»: «Как-то вечером в Париже я пошел на улицу Буало познакомиться с А. М. Ремизовым. <...> Он ввел меня к себе в кабинет и усадил на диван против стола, за которым работал. На полках стояли книги, а стены сплошь были покрыты рисунками в красках со вклеенными кусками цветной бумаги, местами материалом служило стекло, известка, жесть, полученные от взрыва осколком снаряда, разрушившим угол его комнаты» (НРС. 1951. № 14290. 10 июня).


Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Том 10. Петербургский буерак // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 10. С. 516—517.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)