ЭЛЛИС

1879—1947

Писавший под этим псевдонимом Лев Львович Кобылинский, в начале века студент-экономист, был в кружке московских младосимволистов (которым он дал имя «аргонавтов») самым страстным «толкачом-агитатором» (А. Белый). Бурная натура Эллиса знала лишь два чувства — преклонение либо яростную нетерпимость; он непрестанно воздвигал и свергал своих кумиров. Начав с изучения марксизма, Эллис перешел к ницшеанству, к культу Бодлера, затем к философскому символизму в духе Платона и Вл. Соловьева, в 1911—1913 гг. к антропософии Р. Штейнера и, наконец, к католицизму, что завершилось пострижением в монахи иезуитского ордена. «Душа глубочайшей загадочности и оригинальности» (А. Белый), «гениальный человек» (М. Цветаева), Эллис зачастую давал повод для раздражения или иронии. Ожесточенные нападки на многих писателей в критических статьях Эллиса вызвали насмешливую отповедь Блока: «Современная литература не нравится г-ну Эллису, что делать? Но ведь и г. Эллис не нравится ей, а потому — беда невелика; и разойтись бы в разные стороны этой неладной паре!» Его книги отличало несоответствие ученого обрамления (эпиграфы из Данте, Гёте, Библии, латинские заглавия, мифологические мотивы) и бледных, рассудочных, растянутых стихов. Рецензенты сборников Эллиса «Stigmata» (М., 1911) и «Арго» (М., 1914) были, как правило, единодушны с мнением Гумилева: «Темы его стихов интересны, переживанья глубоки, но, чтобы справиться с ними, нужен большой талант, а у г. Эллиса его нет».

РОЗА АДА

Восстань! Сюда, сюда, ко мне!
Прегрешница и Роза ада!

Клингзор. «Парсифаль»
Р. Вагнера

Молюсь тебе, снятая Роза ада, —
лик демона твой каждый лепесток,
ты пламени кружащийся поток,
ты Кундри, Иезавель, Иродиада!

Мечта дэ Рэ, Бодлера и де Сада,
ты зажжена, чудовищный цветок,
едва в песках земли иссякнул ток
утех невинных сказочного сада!

Ты — Лотоса отверженный двойник,
кто понял твой кощунственный язык,
тот исказил навеки лик Господний,

лобзая жадно твой багровый лик,
в твоих огнях сгорая каждый миг,
о Роза ада, Солнце Преисподней!

<1911>

277

БРАТЬЯМ-РЫЦАРЯМ

Время молитвой ответить угрозе,
смело взглянуть в пустоту.
Это — служение Розе!
Это — покорность Кресту!

Время раскрыть загремевшей стихии
рыцарски-братскую грудь,
тайно: «Мария, Мария, Мария!»
сердцу больному шепнуть!

Мимо ночные видения бреда,
мимо безумия вяжущий хмель.
Свыше была нам указана цель,
свыше дарована будет победа!

В сердце суровый обет пилигрима,
Крест на щите, на мече, на груди,
сзади пустыня, но там, впереди
стены Иерусалима!

Белуя Розу из пасти Дракона
вырвал средь звона мечей!
Рыцарю дар — золотая корона
вся из лучей!

<1911>

ОДИНОЧЕСТВО

В. Нилендеру

О эти тихие прогулки!
Вдали еще гудит трамвай,
но затихают переулки
и потухает неба край.

Бродить, читая безучастно
ночные цифры фонарей,
на миг бесцельно и напрасно
помедлить у чужих дверей;

и, тишину поняв ночную,
смирившись, с нею потужить,
и из одной руки в другую
лениво трость переложить.

278

Один, один, никто не ранит,
никто не рвет за нитью нить.
Один... Но сердце не устанет
и не любимое любить.

И тихий голос отпевает
всё, что навек похоронил...
Один... но сердце уповает
на верность тихую могил.

<1905—1913>

СОН

Я дремал, свеча чадила,
над поникшей головой
чья-то тень, грозя, ходила,
словно хмурый часовой.

Но лишь трижды, засыпая,
имя Милой произнес,
белый Ангел, Ангел Рая
сердце в небо перенес.

Свет торжественный и яркий,
сердце дышит белизной,
и готические арки
проплывают надо мной.

И, величие величий,
на узорчатом окне
преклоняет Беатриче
взоры нежные ко мне.

<1911>

AVE MARIA

Буря затихла... Снова колонны
в бездне дрожат золотые,
снова к нам взоры твои благосклонны,
Ave Maria!

279

Чуть отражается в глади зеленой
звездная, млечная пена,
снова поник я душой умиленной,
Gratia plena!

Вечная Роза, гори, не сгорая,
в звездной, немеркнущей Славе!
Свет и врата недоступного рая!
Ave, Ave!

Огненной стигмы кровавого знака
жаждет так сердце больное...
Вдруг всё затихнет, и снова из мрака
смотрит лицо восковое!

280

Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
© Электронная публикация — РВБ, 2017–2024. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.