Борис Александрович Садовской (настоящая фамилия — Садовский) был более заметен как критик журнала «Весы», историк литературы, наконец, прозаик, чем как поэт. Несмотря на то, что его стихи печатались в довольно широком и престижном круге изданий («Весы», «Золотое руно», «Русская мысль», «Современный мир», «Современник», «Нива» и мн. др.), несмотря на то, что, начиная с выхода первой книги «Позднее утро» (М., 1909), его сборники с настораживающей регулярностью выходили в свет («Пятьдесят лебедей» СПб., 1913; «Косые лучи. Пять поэм». М., 1914; «Самовар». М., 1914; «Полдень. Собрание стихов». Пг., 1915; «Обитель смерти». М., 1917), Садовской как оригинальный поэт не состоялся.
Хотя Садовской и причислял себя к последователям пушкинской школы, С. Соловьев с иронией писал на страницах «Весов», что «влияние Пушкина почти исчерпывается эпиграфами»; у автора нет ни классической гармонии и точности, ни «поэтического пересоздания Пушкина, как бывает у Брюсова», более того, нет даже подражания Пушкину, что само по себе могло иметь определенный интерес.
Парадокс судьбы Садовского заключался и в том, что, будучи одним из верных поборников символизма, яростным в нападках со страниц «Весов» на его противников (Белый едко назвал его брюсовской «цепной собакой»), он в своем поэтическом творчестве не только демонстрировал отсутствие влияний «новой поэзии», но был странным осколком ложно понятого академизма, низведенного почти до пародийного уровня. Как писал Ходасевич, которому в отличие от Садовского удалось органично соединить пушкинское начало с современными поисками, «порою кажется, что для него русская поэзия кончается даже не Брюсовым, а только Фетом» (его Садовской чтил и изучал). В приверженности к традиционному стиху сказались присущие Садовскому неприятие современности и культ старины. Как прозаик он дал ряд повестей и рассказов на темы русской истории. В стихах лучшего из его поэтических сборников — «Самовар» сквозит элегическое, с легким привкусом иронии любование ушедшим русским бытом («Новогодний самовар», «Самовар в Москве» и др.). Но, как показывает путь Садовского-стихотворца, у которого не было начала, взлета и даже падения, ориентация только на традиционализм, без оглядки на новые поэтические открытия, была в начале XX в. непродуктивна.
Накануне 1917 г. тяжелый паралич окончательно оторвал Садовского от литературной современности вплоть до того, что, когда в печати появлялись сообщения о его смерти в 1946 г., он их не опровергал.
В эту весеннюю темную ночь мне не спится.
Тихо на улицу я выхожу. Ветер ласково дует.
Небо, задумчиво-чёрное, кротко слезится,
Капли холодные нежно лицо мне целуют.
Молодость, ночь и весна. Древний город в покое,
Только порою послышится грохот пролетки усталой,
Сторож пройдет под воротами с верной доскою.
Да на бульваре далеко мелькнет силуэт запоздалый.
1904
Каминный отблесков узор
На ткани пестрой шторы,
Часов бесстрастный разговор,
Знакомых стен узоры.
Пост и дышит самовар.
На латках дремлют книги.
За шторой — стынет зимний пар.
Часы считают миги.
Часы бегут, часы зовут,
Твердят о бесконечном.
Шум самовара, бег минут,
В мечтах — тоска по вечном.
За шторой — льдистых стекол мрак.
В туманной мгле мороза
Полозьев скрипы, лай собак,
Кряхтенье водовоза.
Откинуть штору или нет?
Взглянуть или не надо?
Там шорох мчащихся планет,
Там звезд лазурных стадо.
Нет, не хочу. Пусть у меня
Знакомые узоры
Рисуют отблески огня
На ткани пестрой шторы.
1904
В дождливо-сумеречный день,
Когда в тумане меркнут лица,
Когда и жить и думать лень,
Брожу по улицам столицы.
Голубовато-серый дым
Развесил бледные волокна.
Туманом призрачно седым
Слезятся слепнущие окна,
Голубовато-серый дым
Окутал башен силуэты.
Кресты церквей плывут над ним.
Бульвары сумраком одеты.
Тускнеют вывесок слова,
Прохожих гаснут очертанья
И, как намокшая трава,
Моя душа таит рыданья.
1905
Пробило три. Не спится мне.
Вставать с постели нет охоты.
Луна на трепетной стене
Рисует окон переплеты.
Обоев дымчатый узор
Чертит условленные знаки.
В ночную тишь кидаю взор,
Ищу ответа в лунном мраке.
Жизнь обесценена, как миг.
Опять, как нынче, завтра будет.
О, если б разум мой постиг
Тот страшный смысл, что сердце будит!
Но тщетно ждать. В раздумья час,
Я знаю, сердце не ответит.
Одной луны холодный глаз
Мою мечту поймет и встретит.
Бледнеет мрак. Луна зовет.
Пусть до утра тоска продлится!
Я всё провижу наперед
И сердце бездны не боится.
1906
Плед на ногах, на окнах — лед.
Соленый ветер штору бьет.
Ты здесь, со мной... но где мы, где мы?
Я слышу море за стеной.
Весна и ты... Ты здесь, со мной,
Ты принесла мне хризантемы.
Но я поверить не могу,
Что я стою на берегу,
Куда летим неслышно все мы,
Что растворяюсь я сейчас
В моющем взоре милых глаз,
В дыханьи чистой хризантемы.
Я свой предчувствую полет.
Мой дух весну и море пьет,
А грудь и взоры — странно-немы.
Я — полуветер, полусон,
Я жив, я счастлив, я влюблен.
Я — вечный запах хризантемы.
1907
Он в пудреном волнистом парике.
Рука играет лепестками розы.
В предчувствии последней светлой грезы,
Губами он приник к ее руке.
Она стоит в воздушно-белом платье.
Какая скорбь во взоре голубом!
Из рук скользит серебряный альбом,
И вот сомкнулись легкие объятья.
Миг отзвучал, но им чего-то жаль.
У милых уст печально блекнет роза.
Вдали гудит народная угроза,
И смертный час предчувствует Версаль.
1910
Чужой и милый! Ты кипел недолго,
Из бака налитый слугою номерным,
Но я любил тебя как бы из чувства долга
И ты мне сделался родным.
Вздыхали фонари на розовом Арбате,
Дымился древний звон, и гулкая метель
Напоминала мне о роковой утрате;
Ждала холодная постель.
С тобой дружил узор на ледяном окошке,
И как-то шли к тебе старинные часы,
Варенье из дому и в радужной обложке
Новорожденные «Весы».
Ты вызывал стихи, и странные рыданья,
Неразрешенные, вскипали невзначай,
Но остывала грудь в напрасном ожиданьи,
Как остывал в стакане чай.
Те дни изношены, как синяя фуражка,
Но все еще поет в окне моем метель,
По-прежнему я жду; как прежде, сердцу тяжко
И холодна моя постель.
1913
Страшно жить без самовара:
Жизнь пустая беспредельна,
Мир колышется бесцельно,
На душе тоска и мара.
Оставляю без сознанья
Бред любви и книжный ворох,
Слыша скатерти шуршанье,
Самовара воркованье,
Чаю всыпанного шорох.
Если б кончить с жизнью тяжкой
У родного самовара,
За фарфоровою чашкой,
Тихой смертью от угара!
<1913>