Рассказ написан в Переделкине под Москвой, где А. С. жил в доме у К. И. Чуковского, сразу после пасхальной заутрени в местной церкви Преображения Господня, что рядом с загородной резиденцией патриарха. Ходил в самиздате, впервые напечатан в журнале «Посев» (Франкфурт-на-Майне, 1969. № 2. С. 45—47).
С.264. ...до благовеста... — Благовест — размеренный звон в один колокол, извещающий о начале службы. См. далее: «Ударяет колокол над головой крупными ударами...» (с. 266).
...у могил архиереев и протопресвитеров. — Архиереи — высшее духовенство, протопресвитеры — главные священники в военном и придворном ведомстве дореволюционной России. В ограде переделкинской церкви — могилы XIX и XX веков. Незадолго до описанных в рассказе событий здесь были похоронены протоиерей Михаил Андреев (1886—1959) и митрофорный протоиерей Василий Смирнов (1884— 1962).
* Архипелаг ГУЛАГ... Т. 6. С. 422—423.
С. 265. ...с транзисторными приёмниками... — После замены радиоламп на полупроводники появились портативные транзисторные приёмники с автономным питанием. Среди развязной молодёжи стало модно ходить по улицам с орущими транзисторами.
Татары наверное не наседали так на Светлую Заутреню. — Татары здесь — золотоордынцы, завоеватели Руси. Светлая Заутреня — ранняя пасхальная служба.
...штурмовики 30-х годов... — Здесь — поощряемые властью так называемые воинствующие атеисты из комсомольской среды.
С. 266. ...вроде церковного ктитора... — Ктитор — церковный староста.
И вот отсюда начинается картина, которую так хотелось бы написать, если б я мог... — Замысел этого жанрового полотна мог быть подсказан известной картиной И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883).
С. 267. ...орарий... — Часть дьяконского облачения: перевязь с крестами по левому плечу.