С. 441. ...прочтя вашу критику, г-н Градовский, я приостановил печатание «Дневника»... — О статье А. Д. Градовского см. выше, стр. 476—478.

С. 441. ...почему же я вам теперь отвечаю? ~ Для этих других и пишу. — В архиве А. Д. Градовского (ИРЛИ, ф. 86) сохранился его «Ответ г-ну Достоевскому», не появившийся в печати. Здесь говорится: «Г-н Достоевский написал четыре лекции по поводу одной, якобы прочитанной ему мною. Я опять ограничиваюсь „одной“ заметкой, или, если угодно, лекцией. <...> Г-н Достоевский, обращаясь ко мне, говорит, что ответ его напечатан вовсе не для меня, а для читателя. Я в этом никогда не сомневался. Всякая полемическая статья, как и всякая статья, пишется именно для читателей, а вовсе не для того лица, против которого она направлена. Иначе литературным соперникам следовало бы ограничиться частными письмами». Далее А. Д. Градовский возражал Достоевскому, причислившему его к «западникам», т. е. к «направлению, с которым

729

г-н Достоевский ведет немного запоздалую войну». С точки зрения А. Д. Градовского, «теперь на всей Руси едва ли отыщется истый „западник“ вроде Чаадаева» (сообщено Е. В. Свиясовым).

С. 442. ...откуда взялись наши «скитальцы»... — Речь идет о следующем месте статьи Градовского: «...нельзя не признать большой заслуги г-на Достоевского в том, что он установил историческую связь между типом, созданным впервые Пушкиным в Алеко, и теми типами „скитальцев“, которые так художественно были выведены авторами „Кто виноват?“, „Рудина“ и др. Но остается объяснить, откуда взялись эти „скитальцы“, эти мученики, оторванные от народа?» (Голос. 1880. 25 июня. № 174).

С. 442. «Так или иначе, но уже два столетия ~ источников русских». — Эта и другие цитаты — из указанной выше статьи Градовского.

С. 443. ...«Господи сил, с нами буди!»... — Достоевский имеет в виду православную молитву, читаемую в первую неделю Великого поста.

С. 443. ...с неудобством церковнославянского языка, будто бы непонятного простолюдину (а старообрядцы-то? Господи!).— Выступая за сохранение «древлего благочестия», старообрядцы не признавали новых икон и книг, исправленных официальною церковью. При некоторых старообрядческих общинах создавались школы-«граматицы», в которых обучали чтению древних церковнославянских текстов.

С. 443. ...«Господи, владыко живота моего»... — Начало великопостной молитвы, сочиненной Ефремом Сириным — религиозным деятелем и писателем, жившим на рубеже IV и V веков, уроженцем г. Низибия. Ср. стихотворение А. С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны...» (1836), где содержится поэтическое переложение этой молитвы.

С. 444. ...преобразившись из церкви в Римское государство...— Христианство стало государственной религией Римской империи в начале IV в.

С. 444. ...один из критиков моих ~ «А свальный грех?» — Достоевский, вероятно, имеет в виду устный критический отзыв о его речи.

С. 444. ...«умывшие руки в крови»... — Неточная цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Рыцарь на час» (1862). У Некрасова: «От ликующих, праздно болтающих, // Обагряющих руки в крови...». Это стихотворение Достоевский считал одним из шедевров поэта.

С. 444. ...когда преобразился в свою очередь в «европейского либерала». — Достоевский имеет в виду свое увлечение идеями французских социалистов-утопистов и участие в кружках петрашевцев в 1847—1849 годах.

С. 444. ...«Сын на матери ехал, молода жена на пристяжечке»... — Строки припева, встречающегося в русских народных песнях «Как по улице идет молодец...», «Улица, улица моя...» и др.:

Как сын на матери снопы возил,
Молода жена во пристяжи была.
(См.: Соболевский А. И. Великорусские народные песни. СПб., 1902. Т. VII. №№ 88—90).

С. 445. ...из Большой Морской... — На этой улице находились магазины, рестораны, парикмахерские, которые посещала аристократическая публика. Большая Морская упоминается в ряде произведений Достоевского.

С. 446. ...последней войне за Христову веру, попранную у славян мусульманами. — Достоевский имеет в виду русско-турецкую войну 1877— 1878 годов, события которой он освещал в «Дневнике писателя».

730

С. 446. ...Chacun pour soi et Dieu pour tous»... — В мартовском выпуске «Дневника писателя» за 1877 г. Достоевский писал, что эта общественная формула отражает основную идею буржуазии.


Кийко Е.И. Комментарий: Ф.М.Достоевский. Дневник писателя. 1880. Август. Глава третья. I. Об одном самом основном деле  // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1995. Т. 14. С. 729—731.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2019. Версия 3.0 от 27 января 2017 г.