Когда бы разум мой плешивый
чужих идей парик таскал,
то жизнь меня бы не страшила,
и бездны не пугал оскал.
Я устоял бы средь напоров
любых погод и непогод
и, укротив фрондерства норов,
имел бы место и доход.
Хоть жизнь бессмысленно капризна,
унял бы хоть какой каприз,
имев на всякий случай жизни
успокоитель афоризм.
Но Гений рассудил иначе,
и я в испуге новизны
увидел, как неоднозначен
критерий истин прописных.
И мир, на «вредно и полезно»
деленный практикой нажив,
предстал оскаленною бездной,
восторг и ужас обнажив.
И рад я радостью до дрожи,
что не приняв чужой парик,
светясь сквозь плешь безумьем кожи,
я все же мыслящий тростник!
Официальное искусство
свои законы утвердило,
увы, не столько силой чувства,
а чувством силы.
Беда наивному народу,
хана крамольному поэту:
народу выглупят породу,
поэта выживут со света.
Недаром в древности пастушьей
две казни были непохожи:
Мидасу вытянули уши,
а с Марсия содрали кожу.
Ищи всегда: и днем, и ночью,
и ты уверишься воочью,
что счастье высшее в борьбе,
что Русь талантами обильна,
что сила разума всесильна,
и слава выпадет тебе.
Нет! в этом счастьи мало толку
ведь в сене не найдешь иголку,
и стены лбом не прошибешь.
А в темноте все кошки серы,
и разум не заменит веры,
и в славе пользы ни на грош.
Она назначила на вторник
И не пришла. Я битый час
всех проходящих женщин пас
и мерз как трезвый подзаборник.
Три раза милиционер
прошелся рядом, кисть сгибая,
должно быть, карточку сверяя,
и завернул за ближний сквер.
А после дождь пошел, и в сквере
к воротам заспешил народ...
Теперь уж точно не придет,
и я ушел, в судьбу не веря.
Я весь отчаялся, но все ж
еще надеялся на что-то:
быть может, из-за поворота
вспорхнет ее лиловый клеш,
быть может... Жалкие уловки,
чтоб скрыть отчаянье свое!
Я брел, и не было ее
и на трамвайной остановке.
Старуха, да какой-то тип
маячил на бордюрном камне...
О как она была нужна мне!
Теперь ее мне не найти!
Ни адреса, ни телефона...
И что б не взять мне наперед!
Прошляпил! проморгал! и вот
плетусь как мокрая ворона.
Автобус на аэропорт.
И вижу у развилки сквера
того же милиционера
с рукой, засунутой за борт.
Какой он бравый и мажорный!
Идет и дождь ему не в счет.
Идет. Пасет.
Такой найдет!
По морде видно, что упорный.
...Душа, как скрипка, плачет от
прикосновения любого...
Я в Липках средь пород и мод
увидел горбуна хромого.
Горбом через
ныряя шаг
он шел, и тень его, казалось,
его тащила, как бурлак,
то удлинялась, то сжималась.
Рубль двадцать правая клешня,
и шаг то кованый, то зыбкий...
Он взгляд такой метнул в меня
как рашпилем сыграл на скрипке.
И было мне понять дано
тем цепким взглядом исподлобья,
что состраданье рождено
из опасения подобья.
Я сам поймал себя на том,
что выражением участья
хотел прикрыться, как щитом,
от горькой участи несчастья.
Я всей упругостью хребта
почувствовал в момент сближенья,
как обнажилась нагота
инстинкта самосохраненья.
Но стыд сознанья моего,
должно быть, выявился четко:
я видел: злое торжество
он вылил в складки подбородка.
И, плащ одернув на горбе,
с такой насмешкою прошаркал...
Мне стало так не по себе,
что я чуть не бежал из парка.
Обида, гордость, горб, клешня
все это навалилось разом,
все это, нервы леденя,
дезориентировало разум.
И свет белесых фонарей
карался холодом загробным,
и лишь хотелось поскорей
куда-нибудь,
к себе подобным.
О Господи, какой экстаз,
какая сладкая отрада
нырнуть в тепло родного стада!
Толпа разъединила нас.
Я верю в высшее начало,
сказал я и подумал: так сказав,
уверенности больше ощутил я.
О люди «ига»: ханыги, барыги,
шаромыги, латрыги, выжиги...
Успех составляется из мелочей,
но вспомнишь отдельную мелочь
стыдом передернет всего.
Малыш, смеющийся взахлеб,
и хлеб, что в заводи намок,
и волосы, налипшие на лоб,
и водоросли между пальцев ног.
Я это лето так в душе берег,
что две зимы средь псов и недотеп
прожил-отбыл и не разбился об
тебя, полудурдом-полуострог.
И связанный, и брошенный в подвал,
затравленный и битый столь,
я был свободен и необорим...
И сны мои качал и согревал
проселочной дороги вдоль
цветущих одуванчиков гольфстрим.
Следил с холма, как в дымке испаренья
к подножью шли колонны конопли,
как вдруг зрачки отдельно потекли,
и жидкий свет заполнил поле зренья.
В пространстве дня открылось представленье.
И видел я в разверзнутой дали,
как вслед за поколеньем поколенья
сползают, как лишайники, с земли.
Шел крестный ход болезней и увечий,
стихий и войн, и был бесчеловечен,
и бесконечен горя негатив...
А в наготе смещенных перспектив
смеялся я и рад был, что не вечен...
И смех разил военным духом нив.
Детство. Радужные звуки.
Мир, поделенный на слоги.
Ухватились значит ру-ки,
устояли значит но-ги.
Подрастаем. С каждой пядью
постигаем расторопней
производные понятья:
подзатыльник и поджопник.
Дальше горестные капли,
дальше горькие пилюли:
Эй, куда ты тянешь грабли!
Убери свои ходули!
И, ответствуя нахрапу,
матереем понемножку
кто-то вдруг наложит лапу,
кто-то выставит подножку.
Годы мчат. И в результате
всех деяний и ударов
пишем гипсом по кровати,
костылем по тротуарам,
чтоб подольше не ослабли,
чтоб подольше не согнулись
эти горестные грабли,
эти горькие ходули.
Пусть фортуна приласкает,
пусть случайность не подкосит,
тех кого мы распускаем,
тех кого едва уносим.
Потому что было б скучно
жить подолгу осторожно,
и, конечно, несподручно,
а тем паче, несподножно.
Потому что мира муки
все равно согнут в итоге:
меньшинство наложит руки,
большинство протянет ноги.
Назад | Вперед |
Содержание | Комментарии |
Алфавитный указатель авторов | Хронологический указатель авторов |