20.10. 1918 Екатеринослав (Днепропетровск) 15.12. 1977 Париж
Поэт, автор песен, драматург.
Исходная фамилия Гинзбург. Закончил театральное училище им. Станиславского и Литературный институт им. Горького. В 1941 г. актер московской театральной студии под рук. А. Арбузова и В. Плучека. Во время войны работал в одном из фронтовых театров. Как драматург получил известность еще при Сталине. Автор и соавтор множества пьес и сценариев. Один из создателей жанра авторской песни, классик магнитофонного самиздата. С середины 60-х конфликт с режимом обостряется. В 1971 г. исключен из Союза писателей и Союза кинематографистов СССР. В 1974 г. эмиграция.
Песни. Frankfurt/M.: Посев, 1969. 132 с. См. здесь.
Поколение обреченных. Frankfurt/M.: Посев, 1972. 304 с. См. здесь.
Генеральная репетиция. Frankfurt/M.: Посев, 1974.
Когда я вернусь. Франкфурт-на-Майне, 1977, 1981.
Избранные стихотворения. М.: АПН, 1989. 239 с.
Возвращение. Л.: Киноцентр, 1989. 320 с. Предисл. и послесл. (очень длинные) С. Рассадина.
Петербургский романс. Л.: Художественная литература, 1989. 224 с.
У микрофона Александр Галич... Избранные тексты и записи Радио Свободная Европа/Радио Свобода; Hermitage, 1990. X, 172 с. С дополнительными материалами Андрея Синявского и Марии Розановой. См. здесь.
Генеральная репетиция. М.: Советский писатель, 1991. 560 с.
Я выбираю свободу. М.: Глагол. № 3, 1991. 256 с. "выступления по радио «Свобода», а также интервью, подписанные им открытые письма, стихи".
Я вернусь... М.: Искусство, 1993. 400 с. Пьесы, киносценарии, "Генеральная репетиция".
Стихотворения. М.: СЛОВО/SLOVO, 1998. 96 с. ил.
Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. Екатеринбург: У-Фактория, 1999. 656 с.
Сочинения в 2 т. М.: Локид, 1999:
Т.1. Стихотворения и поэмы. 528 с. Сост. и комм. А. Петракова.
Т.2. Киносценарии; пьесы; проза. 512 с. Сост., послесл., коммент. А. Архангельской-Галич.
Облака плывут, облака. М.: Эксмо, 1999. 496 с.
Дни бегут, как часы. М.: Эксмо, Локид, 2000. 384 с.
Стихотворения. Песни. М.: Эксмо, 2003. 352 с.
Антология сатиры и юмора России XX века. Том 25. Александр Галич. М.: Эксмо, 2003. 576 с. См. здесь.
Возвращается вечером ветер. М.: Эксмо, 2003. 612 с. "впервые публикуются никогда ранее не печатавшиеся письма".
Городской романс. М.: Эксмо, 2004. 320 с.
Песня об Отчем Доме: Стихи, песни, с нотным приложением. М., 2003. 352 с.
Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект; ДНК, 2006. 384 с. Сост. и комм. В. Бетаки. «Новая Библиотека поэта» Бс. См. здесь.
Когда я вернусь. Стихотворения и поэмы. СПб.: Вита Нова, 2016. 592 с. Сост., подг. текста, биогр. хроника и комментарии П.В. Матвеева.
«Неделя», № 1, 1966, с.21. Дождик [Юз] в публикации "Песня единая и многоликая", подготовленной А. Асарканом и Ан. Макаровым.
Блошиный рынок // Время и мы; Время и мы: Альманах, с.6-105. Повесть.
Городские романсы // «Новый мир», № 5, 1988. Стихи.
Когда я вернусь // «Знамя», № 6, 1988. Стихи.
РПЗ, с.77-91. См. здесь.
Новая волна, с.81-85.
РПМ, с.212.
СТР, с.601605.
СД, с.395-398.
САМ, с.383.
РПА, с.427-428.
Поэзия второй половины XX века /Сост. И.А. Ахметьев, М.Я. Шейнкер. М.: СЛОВО/SLOVO, 2002. С.430-438.
Антология самиздата. Том 1, кн. 2. С.90-98; том 2. С.725-736; том 3. С.427-433. См. здесь.
Русские стихи 19502000 годов. Т.1. С.250-255.
На Русской поэзии 60-х (удалены с сайта).
Сайт памяти Виктора Некрасова.
«Навсегда отстегните ремни». Документальный фильм к 100-летию Александра Галича. Реж. Елена Якович.
КЛЭ, т.2. В.А. Калашников. См. здесь.
Заклинание Добра и Зла: Александр Галич о его творчестве, жизни и судьбе рассказывают статьи и воспоминания друзей и современников, документы, а также истории и стихи, которые сочинил он сам. М.: Прогресс, 1992. 544 с.+16 л. ил. Сост., предисл. и комм. Нины Г. Крейтнер. См. здесь.
КЛЭ, т.2 (1964).
Бетаки, с.97-101. См. здесь.
Лексикон, с.9596.
СПРЗ, с.367369.
Русские писатели 20 века, с.175-177 (С.Б. Рассадин).
Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь в 3 томах. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. С.451-454 (Н.Н. Кякшто). См. здесь.
Наталия Рубинштейн. "Выключите магнитофон — поговорим о поэте" // Время и мы, № 2 (декабрь 1975), с.164-177. См. здесь.
Ю. Карабчиевский. И вохровцы и зэки: Заметки о песнях Александра Галича // Время и мы, № 65 (1982), с.144-159; «Нева», № 1, 1992.
Ст. Рассадин. Я выбираю свободу. М., 1990.
Л. Фризман. «С чем рифмуется слово „истина“...»: (О поэзии А. Галича). СПб, 1992.
З.А. Каменский. А.А. Галич. М., 1995.
А. Сопровский. Встать, чтобы драться, встать, чтобы сметь! // А. Сопровский. Правота поэта. М., 1997.
С. Гандлевский. Двадцать лет спустя // С. Гандлевский. Поэтическая кухня. СПб.: Пушкинский фонд, 1998.
Валерий Лебедев. Блажен муж, не идущий на собрание нечестивых. (Первоначально в ж. «Вестник», № 1 (182), 2 (183); 1998.)
Н.А. Богомолов // НЛО, № 44 (2000). С.399-403. Рецензия на Сочинения в 2 т.
Н.А. Богомолов. Между биографической прозой и научной биографией // TSQ № 33, SUMMER 2010. Рецензия на 1 изд. книги М. Аронова.
Н.А. Богомолов // «Знамя», 2010, № 11. Рецензия на книгу Владимир Батшев. Александр Галич и его жестокое время. [Франкфурт-на-Майне]: Литературный европеец, 2010.
Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. Современная русская литература. Кн.2: Семидесятые годы (19681986). М.: Эдиториал УРСС, 2001. С.94-96.
Галич. Новые статьи и материалы: Антология. М.: ЮПАПС, 2003. 288 с. Сост. Андрей Крылов.
Владимир Фрумкин. Уан-мэн-бэн(н)д // «Вестник», № 22 (333) 29 окт 2003.
Евгений Евтушенко. Нашедший себя в себе // «Новые Известия», 11 июля 2008. Из антологии «Десять веков русской поэзии».
Борис Рогинский. Возвращения не будет. Слушая Галича // «Звезда», 2010, № 11.
Михаил Аронов. Александр Галич. Полная биография. М.: НЛО, 2012. 880 с.: ил. 2-е изд., испр. и доп. См. здесь (1 изд., 2010) и здесь (2 изд.).
Михаил Аронов. Исключение А.А. Галича из Союза писателей // НЛО, № 120 (2013).
Ирина Роскина. Об Александре Галиче. К 100-летию со дня рождения // Журнал Чайка, 19 октября 2018.
Мир Александра Галича. В будни и в праздники. Несколько историй З. Вольфа, рассказанных на досуге Е. Бестужевой. М.: Алисторус, 2018. 384 с.
Н.А. Богомолов. Бардовская песня глазами литературоведа. М.: Азбуковник, 2019. С.219-398 и по указателю.
А.Е. Крылов. Проверено временем. О текстологии и поэтике Галича. М.: Либрика, 2020. 632 с.
Текст | Сокращения |
Содержание | Об авторах |
Алфавитный указатель авторов | Хронологический указатель авторов |
ОБЛАКА (Облака плывут, облака...) СТР, с.602603.
Здесь мы исправили стр. 22 согласно авторскому исполнению (напр., здесь) на "Двадцать лет, как день, разменяв!" (в СТР было "Двадцать лет, как день, разменял!").
СТАРАТЕЛЬСКИЙ ВАЛЬСОК (Мы давно называемся взрослыми...)
И не платим мальчишеству дань. /И за кладом на сказочном острове /Не стремимся мы в дальнюю даль: /Ни в пустыню, ни к полюсу холода, /Ни на катере... речь идет о советской романтике 30-х годов.
СПРАШИВАЙТЕ, МАЛЬЧИКИ! (Спрашивает мальчик почему?..)
Вариант названия: Сто тысяч почему.
ОШИБКА (Мы похоронены где-то под Нарвой...) СТР, с.603.
ГОРОДСКОЙ РОМАНС (ТОНЕЧКА) (Она вещи собрала, сказала тоненько...) СТР, с.604.
Целиковская популярная советская киноактриса 4050-х годов.
КРАСНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК (Ой, ну что ж тут говорить, что ж тут спрашивать...)
Пожалуй, самая популярная песня Галича. Баллада из жизни советской номенклатуры. Приписывалась Высоцкому.
ВЦСПС Всесоюзный Центральный Совет профсоюзов, где, как видно, тов. Парамонова была достаточно высоким начальством.
референт из органов сотрудник КГБ.
первый был вопрос Свободу Африке! этот вопрос особенно волновал советскую общественность в конце 50-х начале 60-х годов.
МЫ НЕ ХУЖЕ ГОРАЦИЯ (Вы такие нестерпимо ражие...) САМ.
«Эрика» пишущая машинка относительно приличного качества производства ГДР, популярная среди интеллигенции; четыре копии на обычной бумаге, на тонкой можно было получить и больше.
ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ (Начинается день и дневные дела...) САМ.
В Бухенвальде находился концлагерь во времена нацистской Германии.