Поэт, художник, композитор.
25.7 (13.7) 1893 Москва 19.1. 1979 Москва
Окончил Императорское Строгановское художественное училище в 1911 г. со званием «ученый-рисовальщик». В 19121920 гг. жил в Москве, учился в университете Шанявского на факультете истории. В 19201923 гг. жил и работал в различных городах Севера, Урала и Сибири. С 1923 г. жил с семьей под Москвой. В 20-х годах был близок кругу художников «Бубнового валета».
Стихи писал с 1909 г. До революции публиковался в периодике.
В конце 30-х годов в поэзии (и отчасти в живописи) Е. Кропивницкого происходит поворот в сторону гротескного примитива, во многом определивший всю лианозовскую эстетику и в первую очередь "барачную поэзию" И. Холина и Г. Сапгира. В 50-х годах дом Кропивницких в подмосковной деревне Виноградово (рядом с Долгопрудным) становится одним из центров зарождавшегося московского неофициального искусства. Позднее этот центр переместился в барачную квартиру зятя Е. Кропивницкого, художника Оскара Рабина, в тоже подмосковное тогда Лианозово. Отсюда и название группы, впервые употребленное функционерами КГБ, добившимися в 1963 году исключения Е. Кропивницкого из МОСХа.
Печально улыбнуться... (стихи и проза). Париж: Третья волна, 1977. 48 с. 2 л. илл. Сост. А. Глезер, М. Муравник.
Земной уют. Избранные стихи. М.: Прометей, 1989. 32 с. Сост. Г. Сапгир (обозначен как редактор). Худ. Л. Кропивницкий (в тексте и на обл. иллюстрации автора).
Избранное: 736 стихотворений + другие материалы. М.: 2004. 672 с. илл. Сост. И. Ахметьев. Корректор Г.Г. Лукомников. См. здесь (поправки см. здесь).
Третья волна, № 2 (март 1977), с.32-33.
Третья волна, № 11 (1981), с.25-28.
Левиафан, № 2, апрель 1979, с.12-13. См. здесь.
Левиафан, № 3, январь 1981, с.30-31. Письма к Мих. Гробману (и стихи). См. здесь.
Северная почта, № 3, 1979.
Стрелец, № 10 (1984), с.20.
«Огонек», № 47, 1989, с.16.
«Огонек», № 25, 1990, вкл. л.
«Человек и природа», № 1, 1991, с.94-95.
НЛО, № 5 (1993), с.247251. Подборку составил Ю. Орлицкий.
Воспоминания о Филарете Чернове // там же, с.224-235.
ВНЛ, № 5 (1993). С.171184. Предисл. и публ. В. Кулакова.
Соло, № 10 (1993), с.89-93.
«Юность», № 4, 1994, с.5051.
Цирк «Олимп», № 10 (5'1996), с.8.
Стрелец, № 1 (81), 1998, с.6-21.
Милитриса Давыдова. 190 писем и 7 стихотворений Е.Л. Кропивницкого // Стрелец, № 1 (82), 2000, с.278-285. Автор была ученицей Е.Л.К. с 1946 г. (Стихи правда есть, а письма только цитируются.)
Долгопрудненская школа молодых поэтов (4050-е годы XX века) // «Мир Паустовского», № 21 (2004), с.71-76. Заметки Г. Корниловой и М. Давыдовой и стихи Е.Л.К., Г. Сапгира и других.
Краткое практическое руководство как научиться рисунку и живописи талантливому ученику // «Шестая колонна», № 1 (1998), с.22. Публикация Генриха Сапгира. + 18 стихотворений.
Стихотворения // там же, с.23-27. Публикация Данилы Давыдова.
«Лианозовская школа»: между барачной поэзией и русским конкретизмом. С.192-264 (статьи Массимо Маурицио, Павла Успенского, Валерия Шубинского и Марко Саббатини), С.746-788 (Переписка Е.К. с поэтами «Лианозовской школы») и по указателю.
Между летом и зимой, с.29-31. 6 стихотворений.
Аполлон77, с.69.
АГЛ-1, с.267276. См. здесь. Включает некролог Н. Бокова (Русская мысль, 8 февр 1979) и заметку Э. Лимонова из "Нового русского слова" от 16 марта 1975.
«Другое искусство», т.1, с.267.
Мансарда, с.102115.
Lianosowo, с.27-51. 12 стихотворений с параллельным немецким переводом. С.191-192 репродукции картин. На кассете стихи в авторском исполнении (другие).
РПМ, с.128.
СТР, с.241243.
САМ, с.405408.
Лианозовская группа, с.135-137.
Жужукины дети, с.258-259. 2 текста.
Поэзия второй половины XX века /Сост. И.А. Ахметьев, М.Я. Шейнкер. М.: СЛОВО/SLOVO, 2002. С.486-491.
Антология самиздата. Том 1, кн. 1. С.156-160. (Источником в книге указана наша антология, на самом деле тексты взяты из НЛО, № 5). См. здесь.
Русские стихи 19502000 годов. Т.1. С.37-43. См. здесь.
Земной уют полностью и с рисунками на Ир Идегран.
Новая карта русской литературы.
Национальный корпус русского языка.
Е.Л. Кропивницкий читает свои стихи.
«Другое искусство», т.1, с.28-32. (Л. Кропивницкий).
«Другое искусство», т.2, с.113-114.
Лексикон, с.208209. Там сообщается, в частности, что «в них [стихотворениях] выражается положительное отношение автора к страданию и смерти».
Ю. Орлицкий. «Для выражения чувства...»: Стихи Е.Л. Кропивницкого // НЛО, № 5 (1993), с.186195; Стрелец, № 1 (81), 1998, с.123-134.
Кулаков, с.14-18 и др.
Н. Шмелькова // «Литературное обозрение», № 5/6, 1994, с.70-76; Шмелькова, с.163196 (более полный текст, чем в журнале). В составе мемуара опубликованы некоторые стихи, заметка об Альвинге и автобиография 1977 г. См. в Аптечке библиомана: ч.1 и ч.2.
Г. Сапгир. Учитель // «Шестая колонна», № 1 (1998), с.21.
Г. Сапгир. Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова // Стрелец, № 1 (81), 1998, с.225-227.
Виктор Пивоваров. О любви слова и изображения. М.: НЛО, 2004. Дно культуры, или Эстетика маргинальности (С.5-18).
Данила Давыдов. Учитель и ученик // «Книжное обозрение», ноябрь 2004. Об Избранном Е. Кропивницкого и книге Стихотворения и поэмы Г. Сапгира, вышедшей в БПмс.
В. Голицына. Иван Ахметьев: "Евгений Кропивницкий трюкач и постмодернист" // Полит.ру. 2 декабря 2004. О книге Избранное (не помню, правда, чтобы я говорил "трюкач"...)
Кира Сапгир. "Все для поэта с поэтом в лад" // Русская мысль, январь 2005. О книге Избранное.
Надя Плунгян. Теневой авангард // :текст.com, 16/3/2005. О книге Избранное. + обсуждение.
Андрей Урицкий. Постмодернист, примитивист, эстет, родоначальник // «Дружба народов», № 6, 2005. Об Избранном.
Милитриса Давыдова // «Знамя», № 6, 2005. Статья об Избранном.
Андрей Ковалев. Последний бастион // «Московские новости», № 34, 2005. Об Избранном.
Николай Боков // «Русская Мысль», № 44 (4577), 24.11. 2005. Рецензия на Избранное.
Евгений Евтушенко. Поэт в стиле «баракко» // «Новые Известия», 8 марта 2007. Из антологии «Десять веков русской поэзии».
Евгений Лобков. Учитель рисования // «Зеркало», № 29-30, 2008.
Валерий Шубинский. Вещи и осколки.
Григорий Беневич. Два этюда о творчестве Евгения Кропивницкого // НЛО, № 113 (1/2012).
О.А. Бурков. Поэзия Евгения Кропивницкого: примитивизм и классическая традиция. Новосибирск, 2012. Канд. диссертация; автореферат см. здесь, полностью здесь.
Иван Ахметьев. Евгений Леонидович Кропивницкий. 2014.
Владимир Алейников. Патриарх своего семейства // Свободная Пресса, 25 июля 2015.
Сорин Брут. Воздух между костяшками счетов. Заметки об оптике Евгения Кропивницкого // «Новый мир», № 3, 2022.
Текст | Сокращения |
Содержание | Об авторах |
Алфавитный указатель авторов | Хронологический указатель авторов |
Надо бриться аккуратно... САМ, с.405.
МЕСТЬ (Смята белая перина...) СТР, с.251.
Уже декабрь, а снега нет... САМ, с.405.
Почти триолет.
По витринам из картона... САМ, с.405.
Вещи прячутся. Бывает... САМ, с.405-406.
Не люблю я крика... ВНЛ; САМ, с.406.
Мне очень нравится, когда... СТР, с.241.
НОЧНОЙ ГРАБЕЖ ( Караул! Но темень. Жуть...) САМ, с.406.
МЕДВЕЖЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ (Хорошо в берлоге спать...) Мансарда; САМ, с.406.
На реке белье я мою... САМ, с.406.
Нарывает ухо... Земной уют, с.15.
Иду я в сутолоке мира... НЛО; САМ, с.407.
У забора проститутка... Мансарда; Соло; СТР, с.241.
ХРОМЫЕ (Мы хромые с костылями...) САМ, с.406.
Он соскучился по водке... САМ, с.407.
ФАБРИКА (Вот фабрика. На ней...) САМ, с.406.
ПОЛУСТЕРТАЯ ЭПИТАФИЯ (Здесь похоронен... (временно...) САМ, с.407.
САНИТАРКА (Занялся мой муж мышами...) Мансарда, с.109.
ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ (Все это только для живых...) «Соло»; САМ, с.407.
СОБЫТИЯ (В деревне вчера хоронили...) САМ, с.407.
В ИЗО-СТУДИИ (Вот следы былой культуры...) САМ, с.408.
Сонет.
ЗЕМНОЙ УЮТ (Граждане, располагайтесь...) Мансарда; САМ (без стр.18-29: как в Мансарде).
Эпиграф из стихотворения «Земное сердце стынет вновь...»
СОВЕТ ПОЭТАМ (Длинные стихи...) ВНЛ; САМ, с.408.
ЗАМАРАЕВ (Приходил художник Замараев...) САМ, с.408.