Поэт, прозаик, эссеист, перформер и book-art'ист.
Родившись в 1951 г. <23.05> в Москве, я избрал себе литературное поприще примерно в десятилетнем возрасте. Родители, однако, старались дать мне математическое образование. Поэтому я окончил математическую школу № 2, откуда вышли многие современные литераторы (из известных мне Игорь Лёвшин, Михаил Сухотин, Леонид Костюков). После школы я учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, потом работал программистом в течение двенадцати лет <до 1987 г.>, гуманитарное же образование получал в частном порядке.
В филологии и литературе моим наставником был Сергей Михайлович Александров (учёный, близкий Бахтину и Аверинцеву), в поэзии Александр Зорин, который в конце 70-х годов ввёл меня в круг поэтов, собиравшихся у Лиды Мурановой: она заведовала кабинетом звукозаписи при литературном музее и устраивала собрания с чтениями (зачаточная форма литературного салона).
В 80-х годах началась моя дружба с Александром Барашом и через него с литераторами более молодыми, посещавшими салон его брата Михаила, а также знаменитый и памятный многим салон Наташи Осиповой на Пушкинской улице. Впоследствии этот круг литераторов интегрировался с клубом «Поэзия».
С 85-го года мы с Александром Барашом начали издавать машинописный альманах Эпсилон-салон <...>
С 89-го года начались мои публикации сначала рассказы в сборнике «Встречный ход», затем книга стихов «Равновесия разногласий». В 90-х годах мою прозу очень полюбил журнал «Лепта»: там вышли две детективные повести «Всё что сказал духовник» и «Шахерезада», а также многие рассказы. Маленький сборник рассказов «Четыре угла» был выпущен Дмитрием Кузьминым <...>. В 95-м и 97-м годах вышли две большие подборки стихов в журнале «Знамя».
В 93-м году началась моя дружба и совместные литературные проекты со Светой Литвак. Мы учредили ежегодный «Праздник рифмы» <...> и «Литературный карнавал» (критическая акция <...>). Обобщение этих проектов привело к созданию Клуба литературного перформанса, заседания которого с 97-го года стали ежемесячными. Интересы клуба сосредоточены на изучении "среды обитания" литературного текста, в частности, на изучении его связей с жестом, поступком, поведением автора.
К области литературного перформанса, т.е. поступка с текстом, я отношу и «бук-арт», которым занимаюсь с конца 80-х годов. В 93-м году я участвовал в выставке самодельной книги, проводившейся Леонидом Тишковым.
Куратор литературного салона Премьера.
Лауреат Сетевого литературного конкурса ТЕНЕТА-98 (по решению профессионального жюри: I место в номинации «Рассказы») и Тенёта-Ринет'2000 (I место в категориях "Сборники стихотворений" и "Литературная критика").
Стипендиат Фонда памяти Иосифа Бродского (2007).
Живет в Москве.
Равновесия разногласий: Стихи. М., 1990. 130 с.
«Чтобы не быть голословным». М.: Музей Сидура, 1997. 16 с. Вып.34. Стихи.
Времена года. М.: ОГИ, 2001. 64 с.
Что касается. М.: Новое издательство, 2007. 92 с.
282 осы: Стихи. Таганрог: Нюанс, 2010. 32 с. (Специальная серия «32 полосы»).
Резоны: Книга стихов. М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2011. 64 с. Серия "Воздух".
Света Литвак, Николай Байтов. Случаи из жизни. Таганрог: Нюанс, 2011. 32 с. (Специальная серия «32 полосы»).
Николай Байтов, Света Литвак. Фегны: Стихи. Таганрог: Нюанс, 2015. — 36 с. — (100-личная метрика).
Энциклопедия иллюзий. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 176 с. Серия «Новая поэзия». Поэмы. Вступ. ст. И. Гулина.
Эпсилон-салон, №№ 1 (XII.1985), 8 (I.1987), 14 (III.1988), 18 (VI.1989).
Сумерки, № 2 (августсентябрь 1988), с.42-47.
Черновик, № 2 (осень 1989), с.154-155.
Три года // «Дружба народов», № 7, 1995, с.59-61.
«Знамя», № 8, 1995, с.26-32.
«Знамя», № 5, 1997.
«Знамя», № 6, 1999. Стихи.
Тридцать девять комнат // «Знамя», № 3, 2000.
Волосы смыслов // «Знамя», № 12, 2000, с.99-103.
О моем шурине // «Знамя», № 2, 2002. Стихотворение.
«Арион», № 3, 1997, с.27-28. Стихотворение.
«Арион», № 3, 2001, с.61-64. Стихи.
Стихи // «Зеркало», Вып.15-16 (2001).
«Улов», вып.5, 2002, с.166-170. О моем шурине.
«Воздух», № 1, 2011, с.5-30. Автор номера.
САМ, с.658-660.
Антология русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии.
Современная литература народов России. Т.1. Поэзия. Кн.1. М.: Пик, 2003. Сост. Л.Костюков. С.70-74.
Актуальная поэзия на Пушкинской-10: антология / сост.: Т. Буковская, В. Мишин, В. Земских. К.: Птах, 2009. С.56-58.
Русские стихи 19502000 годов. Т.2. С.433-437.
«Рим совпал с представленьем о Риме...» Италия в зеркале стипендиатов Фонда памяти Иосифа Бродского (20002008). М.: НЛО, 2010.
Московский счёт. 20032011. М.: ОГИ, 2011. С.291-303.
Четыре угла: рассказы. М.: АРГО-РИСК, 1995. 20 с.
Прошлое в умозрениях и документах. М., 1998. 214 с.
Думай что говоришь. 41 рассказ. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2011. 320 с.
Ангел-Вор. Рассказы о церкви. М.: Эксмо, 2013. 320 с. Рассказы и повесть "Все, что сказал духовник".
Любовь Муры: Роман. М.: НЛО, 2013. 560 с. Серия: Уроки русского.
Зверь дышит: Рассказы. М.: НЛО, 2014. 384 с. Серия: Уроки русского.
Эпсилон-салон, №№ 1 (XII.1985), 3 (III.1986), 4 (V.1986), 5 (VIII.1986), 7 (XII.1986), 10 (IV.1987), 11 (VII.1987), 12 (IX.1987), 15 (VII.1988).
Сумерки, № 8 (1990). Знаки несогласия (рассказы).
Знатоки // «Богема», № 1 (3), 19921993, с.65-68.
Новая жизнь в словах // Гуманитарный фонд, № 14, 1993.
Фиксатор буквы: Рассказ // ГФ Новая литературная газета, № 1 (1994), с.6-7.
Черновик, № 5 (1991), с.66-72. Леночка.
Черновик, № 9 (1993), с.20-24. Детская смертность.
Сумерки, № 15 (1994), с.8-24.
«Лепта», № 18 (1994), с.84-97. 3 рассказа.
Все, что сказал духовник: Повесть // «Лепта», № 20 (1994), с.3-48.
Шахерезада: Повесть // «Лепта», № 26 (1995), с.4-39.
Кошка Шредингера: Рассказ // «Зеркало», Вып.3-4 (1996), с.70-72.
Велосипед. Фиксатор буквы // «Постскриптум», № 3 (8), 1997, с.71-76.
Цирк «Олимп», № 8 (3'1996), с.6-7. 2 рассказа.
Цирк «Олимп», № 2 (32) (2'1998), с.13. Два комментария. Садко.
«Контекст-9», № 2 (1997), с.12-25.
«Окрестности», № 4 (2000), с.11-27. Альтернатива Фредгольма. Траектория Дед Мороз.
Суд Париса: Повесть // «Новый мир», № 10, 2000.
«Улов», вып.1, 2000, с.96-105. Траектория «Дед Мороз».
Перформанс пред лицом Господа («Сошествие во ад») // «Стых» (Днепропетровск), № 23 (2008), с.3-4. См. здесь.
Три рассказа // «Носорог», № 5 (осень-зима 2016/2017).
Метаморфисты // Эпсилон-салон, № 1 (XII.1985).
Эпсилон-салон, №№ 2 (II.1986), 3 (III.1986), 5 (VIII.1986), 7 (XII.1986), 8 (I.1987), 11 (VII.1987), 12 (IX.1987), 15 (VII.1988), 16 (IX.1988).
Сумерки, № 3 (1988). О Владимире Набокове.
Православие и компьютер // «Комментарии», № 7 (1995), с.44-49.
Маргинальность как норма постисторического познания // Цирк «Олимп», № 5 (2'1996), с.10-11.
Теория академика Фоменко // Цирк «Олимп», № 23 (5'1997), с.6-7.
А.А. Якобсон. Мои детские впечатления // Мемориальная страница Анатолия Якобсона. Текст 2005.
О языках, о скопусах, о слове // Полит.ру, 14 декабря 2010. Беседа со Светой Литвак.
Меня изумляла «звуковая небрежность» Маковского // Реч#порт, 6 января 2017. Беседа с Антоном Метельковым.
Частные лица: Николай Байтов // Colta.ru. 9 апреля 2018. Линор Горалик расспросила поэта и прозаика о его жизни.
Встречный ход. М., 1989. 3 рассказа.
Видимость нас. М.: Гуманитарный фонд, 1991. С.86-101. 3 рассказа.
Индекс, с.181-183 (Набросок кредо), с.232-241 (Клетчатый суслик: рассказ).
Индекс-2, с.118-124 (Знаки несогласий: рассказ).
Жужукины дети, с.24-37.
Цирк «Олимп»: Избранное, с.164-169. То же, что в № 8.
Новая карта русской литературы.
У Александра Левина,
в т.ч. стихи и поэмы с комментариями автора.
Остракон, в т.ч. стихи из Эпсилон-салона.
Живой журнал (до 2013).
Геннадий Кацов. Николай Байтов: христианская символика в советском контексте // «Новое Русское Слово», 12 Октября 1989.
О. Дарк. Байтов зимой, или Описание дороги // НЛО, № 16 (1995), с.321-328.
А. Урицкий. Бытие текста // «Знамя», № 11, 1998. Рецензия на Прошлое... См. также здесь.
Л. Костюков. Существо дела // «Знамя», № 10, 2001. Рецензия на Времена года.
Дмитрий Бак // «Октябрь», № 11, 2009 (см. здесь); Дмитрий Бак. Сто поэтов начала столетия. М.: Время, 2015. С.61-67.
Валентин Алень. 11-е Жан-Жаковские чтения. Николай Байтов. Песни под кофемолку // Культурная Инициатива, 3.10. 2016.
Ольга Балла-Гертман. Миф, миф и миф // Лиterraтура. 18 июл 2017. О книге Энциклопедия иллюзий.
Максим Алпатов. Не-порядок // Rara Avis. 22.09. 2017. О книге Энциклопедия иллюзий.
Текст | Сокращения |
Содержание | Об авторах |
Алфавитный указатель авторов | Хронологический указатель авторов |
Все даты по собранию стихов.
Свет сквозь ветки тихо висит... «Знамя», № 8, 1995; САМ.
Готово сердце мое, Боже, готово!.. Равновесия разногласий, с.66-67; САМ.
В книге Равновесия разногласий 5 часть цикла "Молитвы".
Густоваты во времени тени минут... Равновесия разногласий, с.69-70; САМ.
Отойди от костра, отойди от костра, отойди... САМ.
Взять, допустим, червонец, валяющийся у помойки... Равновесия разногласий, с.27; САМ.
Посылая проклятья свадьбам, семьям, свадьбам... Равновесия разногласий, с.54; САМ.
Я был свидетелем быстрых коллапсов людей... Равновесия разногласий, с.3; САМ.
Когда смутятся очертанья... САМ.
В книге Что касается, с.51 как фрагмент поэмы "Нескончаемые сетования".
Письмо Татьяны предо мною «Евгений Онегин», гл.3, XXXI.
сползаю в яму бреда Молли очевидно, имеется в виду последняя глава «Улисса» Джойса.
Давно в колосья вплелся плевел... САМ.
Поздняя версия стихотворения конца 70-х.
Каждое утро на протяжении многих лет... САМ.