РВБ: Неофициальная поэзия. Версия 2.99s от 23 ноября 2008 г.

Данила Давыдов

Филологические бдения

Новые книги о литературной жизни

Накопленный литературой опыт требует собирания и обобщения; так возникают антологии. Для китайцев (и древних, и новых) создание антологии — искусство; среди западных интеллектуалов существует мода создавать краткие антологии любимых текстов (стихотворных, как правило) и дарить знакомым. Подобный принцип, вероятно, лежит в основании "Строф века" Е.Евтушенко — поэтому недоразумением является восприятие этой книги как научной и объективной. Ошибка, впрочем, объяснима: нам понятнее и привычнее антологии, во-первых, филологически строгие и (или), во-вторых, — пригодные для педагогической деятельности.

Справочник-антология В.Агеносова и К.Анкудинова "Современные русские поэты" (М.: "Мегатрон", 1998, 364 с.) претендует и на первое и на второе. Авторы указывают в предисловии, что в книге представлены "сведения о 61 поэте, чье творчество составляет основу литературного процесса 60—90-х годов нашего столетия..."; учащимся старших классов общеобразовательных учебных заведений предлагается "составить самостоятельное представление о каждом из поэтов". Что ж, вообразим себя на месте учащегося старших классов. Про Виктора Соснору мы узнаем следующее: "Мир дробится на множество мелких составляющих, и поэтому в стихах часто встречаются множественные существительные". "Поскольку окружающий мир равнодушен к герою, — читаем мы с удивлением о поэзии Иосифа Бродского, — герой проявляет почти такое же равнодушие к миру". А у Ольги Седаковой "необычен поэтический язык слова в ее стихотворениях как бы меняются местами". Очень много фраз либо бессмысленных, либо утрачивающих смысл из-за нагромождения школярско-литературоведческих штампов: "Поэзия Кузнецова обладает устойчивой ритмико-композиционной структурой" — что это значит? Что Кузнецов предпочитает силлабо-тонику другим системам стихосложения? Или что-либо еще? Масса фактических ошибок (так, Тимур Кибиров родился не в 1956, а в 1955 году). Принципиально неполная библиография.

Одну шестую антологии составляют т.н. "поэты-фронтовики"; не умаляя их заслуг, отметим, что стихи эти и так доступны школьнику, может быть, даже слишком, зато других, не связанных с союзписательской системой авторов, почти нет. Необъяснимо отсутствие Станислава Красовицкого, Леонида Губанова, Льва Лосева, Дмитрия Бобышева, Александра Величанского, Нины Искренко... Может, составители не знают этих авторов? Но мы не смеем так думать о докторе и кандидате филологических наук. Может, эти поэты кажутся излишне сложными для учеников? Но однако ж, слава Богу, включены Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Всеволод Некрасов.

Досадно видеть эту книгу выходящей почти одновременно с томом "Самиздат века" (М.-Минск: "Полифакт", 1997, 1192 с.), в составе которого помещена антология Генриха Сапгира "Непохожие стихи": более двухсот поэтов, превосходно подобранных, — демонстрация реальной картины русской поэзии 50—90-х гг. нашего века. Могут возразить, что у антологии Агеносова и Анкудинова другая задача. Педагогическая. Это так. Но непедагогично выдавать случайные фигуры, вроде Валентины Синкевич, за обязательные. Непедагогично лишать учеников губановской "Полины" и миниатюр Олега Григорьева. Непедагогично, в конце концов, мистифицировать школьников и учителей, подменяя реальную картину выбором по собственному вкусу.<... дальше в статье говорится еще о трех книгах, не имеющих отношения к нашей теме>

«Новое время», № 34, 1998, с.41.

© Тексты — Авторы.
© Составление — Г.В. Сапгир, 1997; И. Ахметьев, 1999—2016.
© Комментарии — И. Ахметьев, 1999—2018.
© Электронная публикация — РВБ, 1999—2018.
РВБ
Загрузка...