Печатается по подлиннику: ЦГАЛИ, ф. 572, оп. 1, № 174, лл. 23—24. Впервые опубликовано: Изд. 1933—1941, т. XIX, стр. 121—122, с
отнесением без какой-либо мотивировки к 6 февраля 1879 г. Однако слова Салтыкова «Получив Ваше письмо в субботу, немедленно распорядился о высылке Вам требуемых 300 р., но так как в воскресенье — праздник, то они посланы вчера, т. е. в понедельник» противоречат такой датировке. В воскресенье 4 февраля 1879 г. никакого праздника не было (Календарь на 1879 г. под ред. А. Гатцука. М., 1878, стр. 7). Между тем в «Дневнике» Энгельгардта 20 марта 1879 г. сделана запись, относящаяся к данному письму Салтыкова: «Писал Салтыкову насчет присылки 300 р. денег» (ЦГАЛИ, ф. 572, оп. 2, № 20 л. 29 об.). Слова Салтыкова «в воскресенье — праздник» имеют в виду Благовещение, праздновавшееся в воскресенье 25 марта 1879 г. Из содержания письма явствует, что оно написано во вторник, то есть 27 марта 1879 г.
1 Это письмо Энгельгардта неизвестно.
2 О цензурной истории очерка «Тревоги и радости в Монрепо» см. в наст. изд. т. 13, стр. 715—719.
3 Переговоры.
4 В письме к Г А. де Воллану от 10 апреля 1879 г. Г. И. Успенский сообщал: «У Салтыкова (Щедрина) произвели обыск, и он, пока у него была полиция, расхаживал по комнате и пел «Славься, славься, святая Русь!». Все это, может быть, относится к области мифов, но интересно, что такие слухи ходят» (Г. И. Успенский. Полное собрание сочинений, т. 13. Л., 1951, стр. 220).
5 Ближайшая работа Энгельгардта в Отеч. записках — восьмое письмо «Из деревни» (1880, № 11).
6 В. А. Энгельгардт.
7 Салтыков имеет в виду вышедшие в свет 19 мая 1878 г. «Сказки и рассказы» (СПб., изд. кн. В. В. Оболенского, 162 стр.).