1890

1 Школа для детей яснополянских крестьян. Занятия в ней вели старшие дочери Толстого.

2 Книга изречений индийской мудрости «Дхаммапада» (в англ. переводе).

3 Драма «Власть тьмы» была впервые поставлена 10 января 1890 г. на домашней сцене у Приселковых в Петербурге и одновременно обществом «Свободная сцена» в Берлине.

4 Н. С. Лесков три дня гостил в Ясной Поляне.

5 Рисунок с картины «Что есть истина?».

6 Е. Н. Воробьев (начальник станции на Донецкой ж/д) в письме укорял Толстого за присутствие на костюмированном вечере в Ясной Поляне («может быть, во фраке и в галстуке»), о чем он прочитал в газете. Ответ Толстого см. т. 65, № 12.

7 Предисловие к книге «Токология, или Наука о рождении детей. Книга для женщин доктора медицины Алоизы Стокгэм». М., 1892 (см. ПСС, т. 27).

8 М. М. Шишкина — жена С. Н. Толстого. Толстой рассказал ей сюжет задуманной повести «Отец Сергий».

9 Возможно, к драме «И свет во тьме светит».

560

10 H. H. Ге-сыну.

11 Статья Ф. У. Эванса в журнале «Rising Star».

12 В связи с раскрытием в Варшаве преступления — убийства акушеркой Скублинской новорожденных детей Толстой начал статью «По поводу дела Скублинской», но не закончил ее (см. ПСС, т. 27).

13 Статья М. В. Головинского «Декабрист князь Е. П. Оболенский» («Исторический вестник», 1890, № 1).

14 Толстой с дочерью Марией и В. А. Кузминской поехали в Белев к M. H. Толстой и оттуда в Оптину пустынь.

15 Б. В. Шидловский, двоюродный брат С. А. Толстой, в то время монах Оптиной пустыни.

16 Речь идет о реакционном писателе, критике и публицисте К. Н. Леонтьеве, поселившемся в Оптиной пустыни.

17 H. H. Ге рассказал о расхищении властями средств на постройку храма Воскресения в Петербурге.

18 Какое произведение Лескова — неизвестно. В ЯПб. сохранилось «Собрание сочинений» Н. С. Лескова. СПб., 1889—1890.

19 И. И. Янжул. «Практическая филантропия в Англии» («Вестник Европы», 1890, кн. 2 и 3).

20 Статья «Христианская торговля» в американском журнале «The New Christianity» (Филадельфия, № 1).

21 Некий В. П. Прохоров просил разъяснить ему смысл «Крейцеровой сонаты». Толстой начал «Послесловие» к повести в форме ответа Прохорову.

22 Генрих Сенкевич. «Без догмата» («Русская мысль», 1890, № 1—3, 5—10).

23 Толстой отвечал на письмо Н. П. Вагнера, обижавшегося на то, что Толстой будто бы в образе профессора-спирита в «Плодах просвещения» высмеял его.

24 «Некуда» — роман Н. С. Лескова (1864).

20 Издатель журнала «Русское богатство» Л. Е. Оболенский утверждал, что «Крейцерова соната» вызывает «негодование» молодежи. Ответ Оболенскому см. ПСС, т. 65, с. 61—62.

26 В 1890 г. Л. Л. Толстой написал рассказы «Любовь» и «Монте-Кристо».

27 Замысел частично осуществлен в незавершенной повести «Мать». См. т. 12 наст. изд.

28 Статья «Для чего люди одурманиваются?».

29 На репетиции спектакля «Плоды просвещения», который ставил в Туле Н. В. Давыдов. Спектакль состоялся 15 апреля 1890 г.

30 Возможно, к драме «И свет во тьме светит».

31 Карл П. Крамарж, теоретик панславизма.

32 См. статью «Первая ступень» (ПСС, т. 29).

33 Корректуры комедии «Плоды просвещения».

34 В. Г. Чертков просил Толстого передать ему все Дневники на

561

хранение. Не желая обидеть Софью Андреевну, Толстой отказался это сделать.

35 H. H. Ге заезжал в Ясную Поляну в связи с отправкой его картины «Что есть истина?» за границу.

36 Ф. Б. Гец прислал составленный Вл. Соловьевым протест против гонения на евреев. Толстой подписал его первым.

37 «Для чего люди одурманиваются?».

38 Картина «Что есть истина?» была доставлена в Ясную Поляну специально для того, чтобы Толстой мог ее увидеть.

39 Речь идет о взаимоотношениях П. И. Бирюкова и М. Л. Толстой. Письмо Толстого к Бирюкову см. ПСС, т. 65, № 92.

40 Речь идет о H. H. Страхове.

41 Коневскую повесть («Воскресение»).

42 Запись следует понимать в переносном смысле.

43 Журналист Т. Стивенс ездил в Африку на розыски английского путешественника Стэнли.

44 Роман Г. Сенкевича.

45 Замысел частично осуществлен в статье «Первая ступень».

46 Это выражение Герцен употребил в 1857 г. в «Письме к императору Александру II. (По поводу книги барона Корфа)» (см.: Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 13. М., 1958).

47 Немецкий ученый Р. В. Левенфельд приехал с целью собрать материалы для биографии Толстого. Впоследствии его книга «Гр. Л. Н. Толстой, его жизнь, произведения и миросозерцание» вышла на немецком (Берлин, 1892) и русском языках (М., 1904).

48 Написанное вошло впоследствии в трактат «Царство божие внутри вас» (см. ПСС, т. 28).

49 Предисловие впоследствии вошло в трактат «Царство божие внутри вас».

50 С. С. Урусов. «Неизвестные произведения гр. Л. Н. Толстого» (рукопись).

51 Толстой ошибся. Речь идет о романе голландского писателя Маартена Маартенса «Грех Иоста Авелинга. Датская история» (Лейпциг, 1890).

52 Картина H. H. Ге «Что есть истина?» была, по совету Толстого, куплена П. М. Третьяковым. Н. Д. Ильин повез ее для показа за границу.

53 Старый дом семьи Толстых, проданный в 1854 г. и вывезенный в село Долгое Тульской губ.

54 Правительственные органы в США препятствовали распространению «Крейцеровой сонаты». Почт-директор США наложил запрет на ее пересылку по почте.

55 Имеется в виду появившаяся в ряде газет погромная «Беседа высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, о христианском супружестве, против графа Льва Толстого».

56 Драма Ибсена «Дикая утка» (1884).

562

57 Драма Ибсена «Росмерсхольм» (1886).

58 Пьеса Б. Бьернсона «Перчатка» (нем. пер.— 1891).

59 Заключение к «Катехизису непротивления» А. Баллу.

60 С. А. Толстая находилась в Москве.

61 С. Т. Кольридж. «Помощь в размышлении для образования мужественного характера на основах благоразумия, нравственности и религии» (Лондон, 1825).

62 Э. Прессансе. «История трех первых веков христианской церкви», пять томов (Париж, 1858—1869).

63 Статья Э. А. Дмитриева-Мамонова «Славянофилы. Историко-критический очерк (по поводу статьи г-на Пыпина)».— «Русский архив», 1873, № 12. В статье сочувственно излагаются воззрения славянофилов на самобытность русского народа.

64 А. де Брогль. «Церковь и Римская империя в IV веке», 6 томов (Париж, 1856—1869). Толстой прочел первую часть — «Царствование Константина».

65 «Ереси и расколы первых трех веков христианства. Исследование протоиерея А. М. Иванцова-Платонова», ч. 1 (М., 1877).

66 Б. Бьернсон. «По божьему пути. Новеллы» (1890).

67 Брошюра «Диана. Психофизиологический опыт о половых отношениях для вступающих в брак мужчин и женщин». Нью-Йорк, 1887.

68 Художник H. H. Ге лепил в эти дни бюст Толстого. Скульптура находится в ГМТ.

69 Предисловие к статье В. Г. Черткова «Злая забава» (см. ПСС, т. 27).

70 А. М. Новиков перевел для издания в «Посреднике» рассказ Мопассана «Порт». Толстой переработал его, написал к нему новый конец. Под заглавием «Франсуаза» рассказ был напечатан в «Новом времени» (см. т. 12 наст. изд.).

71 Толстой намеревался присутствовать в тульском суде в связи с работой над «Воскресением», но опоздал.

72 Толстой обработал отрывок из очерка Мопассана «На воде» и озаглавил его «Дорого стоит» (см. т. 12 наст. изд.).

73 Брошюра А. Фореля «Обычай пьянства, его гигиеническое и общественное значение для учащейся молодежи». Штутгарт, 1891. По предложению Толстого она была издана в «Посреднике» (М., 1893).

74 Статья «Об отношениях между полами» была напечатана в газ. «Неделя», 1890, № 43.

75 Здесь и в последующих записях речь идет о работе над трактатом «Царство божие внутри вас», который Толстой часто именует статьей о непротивлении.

76 В пятом номере журнала «Вопросы философии и психологии» были напечатаны две статьи: А. А. Козлов. «Письма о книге гр. Л. Н. Толстого «О жизни» и А. Л. Волынский. «Нравственная философия гр. Льва Толстого».

563

77 Редактор «Недели» П. А. Гайдебуров прислал вырезки из газет, в которых высмеивалась статья Толстого «Об отношениях между полами».

78 См. примеч. 119 к Дн. 1889 г.

79 Толстой перечитывал с дочерью Марией и племянницей В. А. Кузминской «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.

80 Газ. «Неделя» дала краткое изложение повести Толстого «Ходите в свете, пока есть свет» (по английскому переводу Диллона), исказив ее смысл.

81 В трактате «Царство божие внутри вас» содержится обзор критических откликов на трактат «В чем моя вера?» (1883).

82 То есть к критике казенной церкви. См. «Царство божие внутри вас», гл. III.

83 26—27 ноября Толстой присутствовал в Крапивне на суде по делу об убийстве конокрада. Его впечатления отразились в повести «Фальшивый купон».

84 По настоянию С. А. Толстой несколько крестьян были осуждены за порубку берез к полутора месяцам ареста. Последующие записи о тяжелых переживаниях Толстого относятся к этому факту.

85 Эта новая редакция «коневской повести» была озаглавлена «Воскресение».

86 Николай, сын И. Л. и С. Н. Толстых.

87 Статья Сюлли-Прюдома «Смысл и значение пари Паскаля». Пари касалось вопроса: есть ли бог?

88 Составленная А. П. Ивановым компиляция из черновых набросков трактата Толстого «Исследование догматического богословия».

89 Н. С. Лесков. «Под рождество обидели» (1890).

90 В. Г. Чертков прислал Толстому черновики его статьи «Об искусстве» для продолжения работы над нею.


Шифман А.И. Комментарии. Л.Н. Толстой. Дневники. 1890 г. // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1984. Т. 21. С. 560—564.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2019. Версия 3.0 от 28 февраля 2017 г.