Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Мы обрнаружили, что вы используете AdBlock Plus или иное программное обеспечение для блокировки рекламы, которое препятствует полной загрузке страницы. 

Пожалуйста, примите во внимание, что реклама — единственный источник дохода для нашего сайта, благодаря которому мы можем его поддерживать и развивать. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или вовсе отключите его. 

 

×

Николай Семенович Лесков

Н.С. Лесков. Гравюра по фотографии Н.А. Чеснокова, 1880-е годы Н.С. Лесков. Гравюра по фотографии Н.А. Чеснокова, 1880-е годы

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Мы обрнаружили, что вы используете AdBlock Plus или иное программное обеспечение для блокировки рекламы, которое препятствует полной загрузке страницы. 

Пожалуйста, примите во внимание, что реклама — единственный источник дохода для нашего сайта, благодаря которому мы можем его поддерживать и развивать. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или вовсе отключите его. 

 

×

Н.С. Лесков

» Собрание сочинений в 11 томах

» На ножах. Роман


Об авторе

Николай Семёнович Лесков [4(16).II.1831, село Горохово Орловской губернии — 21.II(5.III).1895, Санкт-Петербург] — русский писатель, публицист и мемуарист.

Родился в семье дворянина по выслуге, заседателя орловской палаты уголовного суда. Воспитывался в церковно-религиозном духе. В 1841—1846 гг. учился в Орловской гимназии, но, дважды не сдав выпускных экзаменов за 3-й класс, прекратил учение. В 1847 г. поступил в орловскую палату уголовного суда, давшую ему обильный материал для будущих зарисовок. В канун 1850 г. перевелся в Киев, служил помощником столоначальника, затем столоначальником рекрутского стола ревизского отделения Киевской казенной палаты. В качестве вольнослушателя посещал в Киевском университете лекции по агрономии, криминалистике, государственному праву, анатомии. Овладел украинским и польским языками, был знаком с Т. Г. Шевченко, М. А. Маркович (Марко Вовчок), А. А. Котляревским. Киевский период жизни дал Лескову материал для «Печерских антиков» (1883).

В 1857 г. Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу к своему родственнику со стороны матери, обрусевшему англичанину А. Я. Шкотту, управлявшему крупными поместьями. С мая 1857 г. по май 1860 г. он агент частной хозяйственно-коммерческой компании «Шкотт и Вилькенс». Деятельность компании Лесков описал в рассказе «Железная воля» (1876). По словам самого писателя в «Заметке о себе самом» (1890), эта служба «требовала беспрестанных разъездов и иногда удерживала его в самых глухих захолустьях. Он изъездил Россию в самых разнообразных направлениях, и это дало ему большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений». Письма-отчеты, которые Лесков посылал во время деловых разъездов Шкотту, стали известны публицисту Ф. И. Селиванову. С 1860 г. Лесков начал печататься в санкт-петербургских и киевских изданиях. В 1861 г. переехал в Петербург и всецело отдался литературной работе.

В 1862 г. появляется первая беллетристика Лескова — нравоописательные рассказы из народной жизни («Разбойник», «В тарантасе» и др.). Полемическая публицистика Лескова первой половины 1860-х годов размежевала его с либеральной печатью, но не привела и к признанию среди охранителей. Лесков до конца жизни остался вне политических лагерей. Остроактуальной тематикой отличаются и художественные произведения этих лет, публиковавшиеся под псевдонимом М. Стебницкий. Такова, например, повесть «Овцебык» (1862, напечатана в 1863 г.): она рассказывает о судьбе семинариста-агитатора, который отказался от монашества ради пропаганды социализма, но пришел к убеждению, что по избранному им пути идти некуда. Этот же вывод лежит в основе антинигилистического романа «Некуда» (1864), где дана сатирическая галерея «новых людей», в которой легко узнавались реальные прототипы — социалисты А. И. Бенни, В. А. Слепцов и др.

Полемика с шестидесятниками, особенно с Чернышевским, содержится и в романе «Обойденные» (1865). Как продолжение спора с революционерами были восприняты образы экс-нигилистов в политическом романе «На ножах» (1870—1871), ставящем ребром вопрос: почему западные социальные учения, проповедовавшие равенство и любовь, на самом деле породили на вражду и разлад? Роман, по свидетельству автора, «читался нарасхват и с азартом». На вкус наших современников, «На ножах» — это авантюрный нуар с элементами карнавала.

Репутация борца с нигилизмом заслонила достоинства лесковской прозы и помешала леворадикальной критике оценить ставший ныне классическим цикл повестей Лескова о русских женщинах: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), «Котин доилец и Платонида» (1867). «Леди Макбет Мценского уезда» — «образцовый литературный хоррор». Это история «шекспировских» по своему размаху преступлений молодой купичихи Катерины Измайловой, сходящей с ума от любви к красивому и циничному молодому приказчику. Катерина уничтожает все и вся, что представляется ей преградой на пути к утолению поглотившей ее страсти. Действие начинается в богатом купеческом доме, продолжается в остроге и завершается в волнах Волги, где — по пути на каторгу — героиня совершает свое последнее убийство и вслед за тем гибнет сама. Примечательно авторское жанровое обозначение «Леди Макбет...» и «Воительницы»: не рассказ или повесть, а «очерк», — обозначение, подчеркивающее натурализм и этнографизм этих произведений.

В повести «Островитяне» (1866) Лесков этнографически точно рисует нравы российских немцев — обитателей петербургского Васильевского острова, в романе-хронике «Соборяне» (1872) — быт провинциального духовенства. Такие персонажи «Соборян», как протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын, открывают лесковскую галерею народных праведников. О них написана целая серия повестей рассказов: «Несмертельный Голован» (1880; жанровый подзаголовок: «Из рассказов о трех праведниках»), «Однодум» (1879), «Пугало» (1885), «Фигура» (1889) и др.

Впрочем, автор лучшей краткой истории русской классической литературы Д. Мирский не без оснований указывал, что «Соборяне» — «вещь для автора нехарактерная: слишком ровная, неторопливая, мирная, бедная событиями, нелесковская». Характерной же для Лескова Мирский считал повесть «Очарованный странник» (1873), в которой «рассказана полная событий и необычайных приключений жизнь авантюриста поневоле». Хотя в биографии героя повести убийство по неосторожности, участие в смертельной дуэли на плетях, роковая цыганка и множество других приключений, Лесков включил эту повесть в цикл «Праведники». Специфичный жанр «Странника» — житие, рассказанное самим героем, наследует «Житию протопопа Аввакума». В начале 1873 г. появилась повесть «Запечатленный ангел» — авантюрная история о возвращении конфискованной властями иконы, поведанная колоритным языком старообрядца. Воссоздавая старообрядческую речь, Лесковы опирается на формулы фольклора и древнерусской книжности — эту линию русской прозы продолжит впоследствии А. М. Ремизов. Оба произведения ярко демонстрируют мастерство Лескова-рассказчика, скрывающегося за речевыми масками своих героев.

Повествовательная манера Лескова развивает гоголевскую традицию «сказа» — имитации средствами художественого повествования речи социально и этнографически характерных персонажей. Самое известное произведение Лескова — «Левша» (1882), притча на историческом материале. Тульский мастеровой Левша, подковавший механическую блоху, помогает России выиграть пари с Англией, но его собственное пари с английским шкипером оканчивается для него трагически. В «Левше» Лесков активно прибегает к одному из своих «фирменных» сказовых приемов: искажает «ученые» слова, имитируя народную неграмотность и одновременно изменяя «внутреннюю форму» этих слов по принципу «народной этимологии». Так появляются «мелкоскоп», «нимфозория», «буреметр» и «непромокабль». Слово «сказ» фигурирует в жанровом подзаголовке «Левши»: «Сказ о тульском косом Левше я о стальной блохе». Важно, что «Левшу», так же как и «Очарованного странника», Лесков включал в цикл рассказов о праведниках. стиль которой Б. М. Эйзенбаум определил стиль «Левши» и «Запечатленного ангела» как «сочетание лубка с иконописью».

Параллельно циклу о праведниках — и в качестве своеобразной антитезы ему — создавалась серия иронических очерков и рассказов о церковных иерархах: «Мелочи архиерейской жизни» (1878; с подзаголовком «Картинки с натуры»), «Русское тайнобрачие» (1878), «Архиерейские объезды» (1879), «Епархиальный суд» (1880) и др. Ирония не означала абсолютного отвержения «церковности». Еще в 1875 г. Лесков писал П. К. Щербальскому: «Более чем когда-либо верю в великое значение церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя».

К середине 1870-х годов происходит разрыв Лескова с изданиями правой ориентации — «Русским вестником» и «Гражданином». Уход из «Русского вестника» поставил писателя в тяжелое материальное положение, лишив его поддержки журнала, хорошо платившего своим авторам. Попытки закрепиться на частной или государственной службе, чтобы совмещать ее с занятиями литературой, оказались безуспешны. начинаются гонения на Лескова со стороны официальных кругов: увольнение из министерств, в которых он состоял, цензурные запреты. Всю вторую половину 1870-х и начало 1880-х годов Лесков печатается во второсортных изданиях, создавая при этом шедевры новеллистики. Он работает в малом, «анекдотическом», жанре, непрестанно экспериментирует, создавая «гибридные» жанрово-стилистические формы. В это время и последовавшие годы были опубликованы рассказы «Владычный суд» (1877), «Чертогон» (1879), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887). Особую группу составляют легенды на материале древнерусских житий и назидательных новелл: «Повесть о богоугодном дровоколе» (1886—1890), «О Федоре-христианине и Абраме-жидовине» (1886), «Скоморох Памфалон» (1887), «Прекрасная Аза» (1888), «Аскалонский злодей» (1889) и др.

В основе позднего творчества Лескова — отвержение российского политического режима, его институтов и ценностных ориентиров, которые, он в письме к литературному критику М. А. Протопопову, написавшему о Лескове статью «Больной талант» (1891), обозначил так: «Дворянские тенденции, церковная набожность, узкая национальность и государственность, слава страны и т. п.» В неоконченном романе «Чертовы куклы» (1890) острая сатира соединяется с обсуждением вопроса о задачах и судьбах искусства. Некоторые из произведений этого периода не могли быть напечатаны по цензурным условиям и увидели свет только после Февральской революции 1917 г. Такова, например, повесть «Заячий ремиз» (1894), герой которого в борьбе с безумием общественного и мирового устройства сам теряет ум.

Незадолго до смерти, в 1889—1893 гг., Лесков составил и издал Полное собрание сочинений в 12 томах, куда вошли большей частью художественные произведения (6-й том не был пропущен цензурой). В В 1902—1903 гг. в приложении к журналу «Нива» вышло 36-томное собрание сочинений, в котором, помимо художественных произведений, было широко представлено и публицистическое наследие писателя. В советское время Лесков был объявлен реакционным писателем и его произведения не издавались вплоть до появления «оттепельного» 11-томника, электронная версия которого представлена в РВБ.

И. П.
По материалам «Краткой литературной энциклопедии», биобиблиографического словаря «Русские писатели. 1800—1917» и проекта «Полка»

Об издании

В основу раздела положено Собрание сочинений Лескова в 11 томах, вышедшее в 1956—1958 гг. под редакцией В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, А. И. Груздева, С. А. Рейсера и Б. М. Эйхенбаума. Это первое издание Лескова, снабженное научным аппаратом. Примечания содержат краткие библиографические и текстологические справки, сведения о творческой истории произведений, элементы реального и историко-литературного комментария.

В раздел также включен роман «На ножах» (1870), не включенный в 11-томник по идеологическим соображениям.

Проект выполнен при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ 04-04-12132в). Редакция благодарит Н. И. Храмушина (Обнинск) за помощь в вычитке текстов.

Биография

Критика и исследования

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2007—2019. Версия 3.0 от 20 августа 2018 г.

Загрузка...
Загрузка...